Кризис пастырского служения

Есть одна тема, крайне неприятная для церковного обсуждения – расцерковление духовных лиц. К сожалению – а, быть может и наоборот, к нашему счастью – мы не располагаем официальной статистикой о том, какое число священнослужителей за определённый период времени ушло из клира, а порой и из Церкви, по разным причинам. В докладе будет предпринята попытка соотнести достаточно проработанное в современной психологии понятие «выгорания» с кризисом пастырского служения. С одной стороны, мы будем опираться на опыт Западной Церкви в профилактике и терапии «пастырского выгорания», с другой – предпримем попытку рассмотрения феномена «выгорания» с точки зрения христианской аскетики.

При всем многообразии определений «выгорания» – термина, введённого в 1974 г. американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергом – в этом феномене выделяют три основных компонента: эмоциональное, а нередко и сопутствующее физическое истощение, которое приводит к невозможности отдаваться работе в прежней мере; деперсонализация, то есть исполнение своих обязанностей без внутреннего участия или напротив, с негативной эмоциональной реакцией, или «дегуманизация» общения; и последний, третий компонент – редукция личных достижений, или другими словами, угнетающее осознание собственной профессиональной некомпетентности. Как правило, «выгорание» как психосоматический синдром, состояние внутреннего слома, чаще всего сопутствует представителей сферы обслуживания – менеджеры, врачи, учителя в силу своих служебных обязанностей должны находиться в состоянии постоянной мобилизации душевных сил для доброжелательного и отзывчивого общения с клиентами.

Неудивительно, что и духовенство также попадает в эту «зону риска». В западной психологии феномен «выгорания» в среде духовенства последние десять лет активно изучается, проводятся статистические исследования, организуются особые институции для оказания психологической и духовной помощи пастырям, оказавшимся в таком непростом положении. Стефен Мьюз говорит даже об «эпидемии ухода с пастырского служения» и приводит цифру в 1500 пасторов, которые ежемесячно становятся жертвами «выгорания личности» среди всех христианских конфессий в США. Свойства личности, наиболее благоприятные для развития «выгорания», а именно перфекционизм, идеализм, ангажированность, потребность в социальном признании, готовность без остатка «раствориться» в работе – для хорошего священника являются обязательными чертами характера.

Заинтересовавшись проблемой «выгорания» в среде духовенства, наша редакция направила своего сотрудника – иерея Фому Дица – в Германию познакомиться с двумя реабилитационными центрами – католическим центром «Дом обретения новых сил» (Recollectio-Haus), расположенным на территории бенедектинского аббатства в Мюнстершварцахе, и евангелическим центром «Дом отдыхновения» (Haus Respiratio), который находится вблизи Вюрцбурга на горе Шванберг. Поскольку в православной среде этот феномен является малоизученным, мы вынуждены опираться в описании «выгорания» духовенства главным образом на опыт Католической Церкви.

Прежде чем перейти к специфике пастырского «выгорания» в понимании западных исследователей, необходимо отметить, что сам феномен «выгорания», как правило, рассматривается и как результат, и как процесс. Начальная стадия  характеризуется чрезмерной активностью и отказом от потребностей, не связанных с работой, что постепенно приводит к усталости и истощению. Далее развитие синдрома профессионального «выгорания» приводит к снижению уровня собственного участия в профессиональной деятельности и нарастающему отчуждению по отношению к коллегам и общей неудовлетворённости работой. Затем следуют перемежающиеся депрессивная и агрессивная эмоциональные реакции, переходящие в фазу деструктивного поведения, когда заметно понижаются интеллектуальные способности выполнять сложные задания, инициативность замещается полным безразличием к работе. Формальный подход к выполнению требований вместе с предельной самоизоляцией от окружающих достигают апогея. Психоэмоциональный надлом личности приводит к соматическим расстройствам – постоянному напряжению, неспособности к расслаблению, бессоннице, повышению давления, головным болям, снижению иммунитета, а также прогрессированию различных видов зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой, интернет-зависимости и др.) Дном, на которое опускается окончательно «выгоревший», является «экзистенциальное отчаяние», всепоглощающее чувство беспомощности и бессмысленности жизни, которое иногда может закончиться суицидом.

Что же представляет собой эта «профессиональная деформация личности», как иногда также называют синдром «выгорания», в случае с духовенством? Основными вопросами, на которые мы попробуем дать ответ, являются следующие:
Тождественен ли кризис пастырского служения синдрому «выгорания»?
Может ли синдром «выгорания» быть транслирован на язык святоотеческой аскетики?

В целом сохраняя основные черты «выгорания», в случае с духовенством на первое место выходит ценностно-смысловой кризис, особенно остро протекающий у священника. Автор книги «Пути выхода из выгорания», диакон Питер Абель, основная деятельность которого и связана с реабилитацией «выгоревших» священников в Мюнстершварцахе, пишет: «Выгорание всегда сопряжено с ослаблением «харизмы», как затухание изначального импульса, как испарение Бога среди суеты повседневной занятости священника. Чувство отчаяния может привести к утрате веры, к потере доверия к жизни и исчезновению доверия к Божественному Промыслу. Это ведет к отступлению от собственного предназначения, к утрате душевной силы и к духовной апатии». Архимандрит Киприан (Керн) в «Пастырском православном служении» среди пастырских искушений подробно описывает, что собой представляет такой кризис: «Притупление интереса к своей работе, иногда происходящее от неудач и от косности среды, может привести к тому, что пастырь, в особенности если он чрезмерно надеялся на свои собственные силы, сложит руки, духовно захиреет, впадет в уныние и безнадежное отношение к своему служению. Появляется тогда нежелание молиться, избегание служения литургии, потеря интереса к духовной жизни — и все это часто объясняется разными благовидными причинами нездоровья, усталости и проч. Почти незаметно подкрадывается известное в аскетике "окамененное нечувствие." Когда-то ярко горевший огонь ревности потух. Священник становится тогда формалистом, чиновником, только отбывающим номер, "отслуживающим, отчитывающим, отпевающим" и вообще отделывающимся от скучной работы. У такого утомленного, разочарованного, унывающего пастыря очень часто рождается противление Уставу, церковной традиции, иерархии ценностей, аскетике: "Все это устарело, все это уже не для нас, надо многое пересмотреть и реформировать" и т.д. Вместо того чтобы самому равняться на требования церковного строя, пастырь в таком состоянии хочет измерять церковность своим настроением и принижать церковные установления по своей лени и нерадению. Если же пастырь в своей молодости особенно сильно полагался на свое "призвание" или по своей природе подвержен скорым очарованиям и разочарованиям, то при такой духовной депрессии он близок к отчаянию и может даже совершенно оттолкнуться от того, чему он прежде поклонялся. Это может привести к снятию сана и духовной смерти».

Специфическими признаками собственно религиозного «выгорания» являются ропот, сомнение в истинности веры, утрата смысла религиозных действий (обрядов) и законоположений, расцерковление и сомнение в бытии Бога и Его благости. Несомненно, что как таковой «духовный кризис» имеет непосредственную связь с «выгоранием» в любой сфере деятельности, но в случае с духовенством он проявляется самым очевидным образом.

Если сравнить основные внешние причины профессионального выгорания с той ситуацией, в которой находится большинство священнослужителей, то мы встретим много общего. Основными причинами выгорания, как считает доктор Абель, являются следующие:
Значительное повышение требований, предъявляемых к специалисту, постоянное расширение круга обязанностей (в случае с духовенством – нелинейное возрастание нагрузок вместе с изменением условий прохождения пастырского служения соответственно вызовам времени).
Прессинг со стороны работодателя, предполагающий готовность постоянно жертвовать свободным временем, семьей, здоровьем ради блага дела (священство по своей природе –  жертвенное служение, о чём ему регулярно и напоминают).
Пресыщенность работой (главный враг духовной жизни – «привычка ко святыне»).
Общая фрагментированность жизни, невозможность уединиться и сосредоточиться по причине необходимости быть постоянно «на связи», отвечать на звонки и письма электронной переписки (аналогичная ситуация в случае с духовенством).

В исследовании, проведённом доцентом статистических наук Падуанского университета Маркантонио Кальтабиано в 2004 - 2005 гг., приводятся интересные статистические данные о группах духовенства, наиболее подверженных «выгоранию». Прежде всего, наибольшее число «выгоревших» среди относительно молодых священников – 25 - 29 лет, на втором месте – возрастная группа 60 - 69 лет; остальные распределяются более или менее равномерно. (Таблица 1). «Выгоранию» также более подвержены священники с низким уровнем образования; и духовное, и светское образование способствует, как свидетельствует исследование, появлению своеобразного «защитного эффекта» (Таблица 2). Неудивительно, что среди священников с разным количеством лет служения больше всего «выгоревших» опять-таки среди молодых (до 10 лет), и напротив, меньше всего среди имеющих 30 - 39-ти летний опыт служения. Итак, основными факторами являются образование и опыт служения, при этом «образование является независимой переменной, которая среди других оказывает особое влияние на «выгорание»». Статистические исследования среди духовенства Западной Церкви позволили выявить следующие основные причины выгорания: «отсутствие поддержки со стороны официальных лиц и/или противоречия с ними (26%); конфликт противоборствующих потребностей, ведущий к «выгоранию» (12%); конфликт между требованиями, которые предъявляются пастырю служением в церкви и нуждами семьи и детей (11 %); конфликт с членами церкви (9%); конфликт со старшими священниками (8%) и конфликт среди церковного персонала». По мнению о. Питера Абеля внешние причины не являются лишь «спусковым крючком» для запуска созревшего внутри духовно-нравственного кризиса: в случае с выгоранием имеет место «нездоровая синергия» работодателя и исполнителя: человек работает столько, сколько его нагружают, а нагружают его потому, что он всё равно работает.

Но являются ли внешние обстоятельства – излишняя нагрузка, переутомление, непонимание со стороны священноначалия, материальные и семейные проблемы, конфликты внутри клира и прихода – основной причиной кризиса пастырского служения? Ограничивается ли этот кризис теми же показателями, которые имеют место и при обычном «профессиональном выгорании»? Имеет ли «выгорание» кроме психологического, ещё и духовно-нравственное измерение?

Нетрудно заметить, что понимание феномена «выгорания» со стороны психологии ограничивается исключительно внешними проявлениями, впрочем, как и терапия не выходит за пределы секулярного мышления: меньше работать, больше отдыхать, чаще бывать наедине с собой, наслаждаться природой, красивой музыкой, приятным общением. В то же самое время очевидно, что корни «выгорания» гораздо глубже и прежде всего затрагивают личность человека, его сердце – вместилище страстей и добродетелей.

Если посмотреть на феномен «выгорания» глазами святых отцов, мы получим более чем интересную картину. Прежде всего, признаки «выгорания» почти во всём повторяют признаки уныния: «Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении не имеет того, что ей естественно, и не выдерживает мужественно искушений»(Авва Евагрий). Однако если ещё внимательнее посмотреть на анализ святыми отцами этой поистине «жестокой» страсти, всплывает один примечательный факт. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что находящийся в унынии в телесном служении крепок как железо и в рукоделии безленостен. То есть состояние гиперактивности, которое и считается отправной точкой в рассмотрении синдрома «выгорания», является ни чем иным как свидетельством об уже хорошо развившемся унынии, от которого и стремится убежать человек путём предельного насыщения своей жизни работой и обязанностями. Далее неизбежно следует изнеможение, «гипотония» физических и душевных сил. Как точно отмечает Евагрий, «уныние – это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает». Уныние делает человека «самопоедателем» – печаль и ярость, в нормальном состоянии обращённые в прямо противоположные стороны (печаль по Богу и отвращение ко всему недолжному, греховному) при унынии соединяются и превращают человека в объект «короткого замыкания» души. Иеромонах Гавриил (Бунге) говорит о «внутреннем параличе», «удушии ума», которое будто колпаком накрывает все жизненные способности души и у человека «перехватывает» дыхание, даже на физическом уровне. О том же говорит и преподобный Исаак Сирин: «Ибо в иное время душа наша задыхается и бывает как бы среди волн, и, читает ли человек Писание, совершает ли службу, во всяком деле, каким бы ни начал заниматься, принимает он омрачение за омрачением. Он оставляет молитву и не может даже приблизиться к ней. Он совершенно неспособен представить, что наступит изменение и он опять будет в мире. Этот час исполнен отчаяния и страха, надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души, и вся она всецело исполняется сомнения и страха».

Между унынием и «выгоранием» есть немало и других общих черт. Если уныние, как пишут аскеты, «гонит монаха из кельи», то «выгорание» подталкивает его к перемене места работы или даже рода занятий, постоянно убеждая в профессиональной непригодности и некомпетентности. В случае с духовенством к вышесказанному добавляется ещё и соблазн снятия сана или монашества и возвращение к мирской жизни. Спасительная «теснота» священнического служения сродни воспетому отцами келейному уединению: сиди в келье твоей и она тебя всему научит. Та же «теснота» профессионального служения является главной целью «выгорания» как процесса деформации личности. Другим общим местом «выгорания» и уныния является «минимализм»: в отношении профессиональной деятельности он представляет собой формальное отношение к своим обязанностям, а при пастырском кризисе – сокращение молитвенного делания до предела или же вообще полное оставление келейного правила и вообще сведение до минимума исполнения церковных установлений.
Особую остроту проблемы при «профессиональной деформации личности» в случае со священником придаёт то, что при «выгорании» всё более усиливается внутренний конфликт между тем, что должен священник представлять собой «вовне» и его настоящими внутренними ценностно-смысловыми ориентирами. В такой ситуации глубокого внутреннего разлада «закваска фарисейская и садуккейская» – лицемерие и театральность – становятся неотъемлемой стороной исполнения священником своих «профессиональных обязанностей». Оборотной стороной «выгорания» становится цинизм, который выступает здесь уже в качестве последнего «защитного механизма», оберегающего оставшиеся сокровенные тайники души от проникновения распространившейся по всему человеку лжи, выжигающей святыню.

Если посмотреть на уныние с богословской точки зрения, нетрудно заметить, что именно это состояние души наилучшим образом соответствует падшему человечеству, отвернувшемуся от Бога, обособившемуся, лишившегося непосредственного участия в Божественном бытии:  «уныние как итог всех страстей является ... чистейшим и наиболее «духовным» выражением самости Адама: чтобы обернуться к себе, он отвернулся от Бога и в тот же миг утратил самого себя».
Рассматривая феномен «выгорания» и кризиса пастырского служения, нельзя обойти вниманием и проблему «богооставленности» как особого периода духовного становления. Архимандрит Софроний (Сахаров) этому вопросу уделяет немало места практически во всех своих трудах. Опыт отцов свидетельствует, что после периода явного действия Божественной благодати неизбежно должно произойти отнятие ощутимой благодати и обострение духовной брани со страстями. Таким образом подвижнику даётся возможность проявить свою веру и верность Христу исполнением заповедей без явного утешения и поддержки. В третьем периоде благодать не оставляет подвижника уже до самой смерти. О состоянии богооставленности постоянно говорит и преподобный Исаак Сирин, при этом непосредственно связывая богооставленность с унынием: «Что есть наказание? То, чтобы от этого впал ты в отчаяние из-за богооставленности, родившейся от неверия твоего. Отчаяние же предаст тебя унынию, а уныние передаст тебя расслабленности, последнее же уведет тебя от надежды твоей. Из того, что может случиться с тобой, нет ничего хуже». Отметим, что преподобный причиной богооставленности называет неверие.

Духовная жизнь человека есть постоянная реакция, живой отклик личности на изменяющуюся канву жизненных обстоятельств. «Выгорание» есть прежде всего духовный кризис личности, «вложившей» себя во что-то без остатка, но не получившей предполагаемого и желанного «дивиденда». Результатом этого «духовного банкротства» становится душевное истощение и состояние «внутренней оппозиции» по отношению к Богу, причём это противостояние зачастую является неосознанным, находя своё проявление в нераскаянных нарушениях заповедей и правил благочестивого поведения, а внутри – молчаливом отказе Богу в общении с Ним через сердечную молитву.

Можно предположить, что «выгорание» представляет собой частный случай кризиса веры, которая может быть и нерелигиозной. Пошатнувшаяся вера в ценности или смысл лишает человека опоры, он оказывается в экзистенциальной невесомости и от испуга съёживается, сжимается внутрь себя. Выход из этого состояния возможен только один: новое обретение веры, причём эта вера должна уже быть качественно иного уровня, нежели чем была до кризиса. Возможно, в этом и заключается смысл «выгорания»: когда человеческого материала уже не остаётся – когда всё выжжено и стало пустыней – человек призывается стать «купиной неопалимой», невыжегаемым носителем Божественного Света.

Пастырское служение по преимуществу есть постоянное истощение себя до предела, до какой-то немыслимой и даже страшной душевной пустоты – но в то же самое время священство есть непрестанное восполнение или даже переполнение Божественной благодатью. Это чередование ощущения полного духовного опустошения, Богооставленности с переживаниями подъёма являются естественным и нормальным ритмом духовной жизни: «временами искушение и временами утешение — и в таком состоянии пребывает человек до исхода своего. А чтобы совершенно стать чуждым этому и совершенно утешиться — не будем на это и надеяться здесь» – говорит преподобный Исаак Сирин. Главная ошибка, которая и запускает порочный круг «выгорания», состоит в оборачивании назад, в искании прежних душевных и духовных состояний, что свидетельствует только об одном – потере веры в Божественное водительство и попытке подменить Живого Бога богом, который создаётся воспоминаниями и фантазией по своему образу и подобию, вполне знакомому и близкому.

Основная причина уныния – уязвлённое «эго» человека, вызвавшее человека на изматывающее единоборство с самим собой. Но в этой борьбе человек может обрести главное оружие против уныния – веру как вверенность Богу, полную преданность Ему. Главное лекарство от уныния – «осознанное ожидание Бога» в терпении и смирении среди мрака неверия и отчаяния: «выйти из инфернального круга уныния можно только тогда, когда человек способен проломить брешь в темнице собственного «Я», своей безысходной обособленности, чтобы открыться навстречу подлинно личностному существованию для другого, и тем самым открыть свое сердце для подлинной любви – вновь обрести себя самого в даре другому». Такое смиренномудрие подрубает корни уныния и размыкает казавшийся самодостаточным внутренний мир человека навстречу Богу.

Можно предположить, что феномен «выгорание» есть не более чем бунт падшей человеческой природы, направленный против попытки разрушить тотальную власть эгоизма. В какой бы области ни трудился человек, «выгорание» будет неизбежным постольку, поскольку работа будет занимать место в душе, уготованное только одному Богу. В этом смысле можно сказать, что «выгорание» есть начало посещения Богом человека, Его решительное свидетельство о том, что ничем иным, кроме как Творцом, душа насытиться не может. «Выгорание» действительно выжигает душевных идолов, ложные подпорки, и тем самым поставляет человека перед лицом экзистенциального кризиса. И этот кризис тем жёстче, тем ближе к исполнению Божией заповеди о любви к ближнему деятельность человека: альтруизм заканчивается выгоранием, если под ним нет фундамента веры и стремления выполнять Божественные повеления.

Таким образом, синдром «профессионального выгорания» и кризис пастырского служения представляют собой несколько отличающиеся по форме, но очень схожие по сути разновидности ценностно-смыслового кризиса личности, оказавшейся в духовной самоизоляции. Подобные состояния были прекрасно известны святым отцам-аскетам, и в их понятийном аппарате «выгоранию» наиболее соответствуют уныние и окамененное нечувствие.  В то же самое время для отцов уныние – явление комплексное, собирающее в единый клубок едва ли не все остальные страсти, отчего и отождествляется некоторыми с богооставленностью. Однако в самой богооставленности подвижники видели особое педагогическое действие Промысла Божия, побуждающего аскета к ещё большему совершенству в вере, любви и терпении.

Сегодня необходимо признать, что кризис служения, впрочем, как и «выгорание» в более широком смысле слова, имеют место и в среде духовенства. Нам трудно оценить эффективность реабилитационных учреждений для духовных лиц Западной Церкви, тем более говорить о целесообразности использования этого опыта в нашей среде. Однако хотелось бы надеяться, что в ближайшее время обозначенная проблема найдёт отклик среди богословов, патрологов и пасторологов и получит фундаментальный анализ с позиций православной аскетики.

(полностью текст с цитатами и ссылками http://www.bogoslov.ru/text/1243168.html)


Рецензии
Не думаю, что Бог требует таких жертв, от которых самому жертвователю вред. Сам Христос уединялся для отдыха и молитвы, и Апостолов этому учил. Как священник служит и не делает себе перерывов. Должна и паства его понимать, а не только он её - что ему бывает трудно и надо отдыхать и быть не только с ними, но и с Богом наедине.

Евгения Сулаева   19.02.2015 02:31     Заявить о нарушении
Я думаю, что высшее духовенство накладывает на низшее бремена неудобоносимые, что способствует перегрузке и утомляемости последних. Надо действительно пересмотреть церковные (не Божьи!) установления и что-то исправить для улучшения и облегчения служения. Ведь "тяжело" не означает "хорошо".

Людмила Каштанова   26.11.2015 10:44   Заявить о нарушении
Если священник требует постоянного нахождения при храме, пусть жалованье платит.

Евгения Сулаева   11.12.2018 15:45   Заявить о нарушении
Священноначалие не всегда право.
Они такие же люди с грехами.
Я человек православный верующий. Но вот недавно прочитала
http://www.rotfront.su/tserkov-budet-proizvodit-i-prodavat/
Даже не поверила сначала, слишком много лжи выливается на церковь в интернете, но...
http://www.list-org.com/company/8088418
http://www.kommersant.ru/doc/4086206
Патриархия открывает собственное ПРОИЗВОДСТВО АЛКОГОЛЯ!!!
Пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков рассказал изданию, что речь идет о закрытом коммерческом проекте по выпуску эксклюзивного вина. «Как, скажем, есть у католиков папские вина, которые сложно купить»,—сказал он.

Хотя и от эксклюзивного вина становятся алкоголиками. Алкоголь - наркотик в любом разведении. Вспомним дочь Брежнева, спившуюся от французского шампанского и сына Андропова, спившегося от французского коньяка...

Так может нам совсем перейти в подчинение к папе, если мы берём пример с католиков!?

Грустно стало. Неужели нашему священноначалию так не хватает хорошего вина, что надо открывать собственное производство? Уже такая сильная зависимость от алкоголя???
А об авторитете церкви не думают совсем. Итак её уже задолбали либералы, а тут прекраснейший повод! Только забыли скандал с производством табака, так нет, опять надо будоражить общественность!

Вот так же и с "выгоранием". Нагружают священников выше крыши, а потом сетуют, что они уходят...


Галина Санорова   02.06.2020 22:13   Заявить о нарушении
По поводу того, что священники спиваются от вина добавлю кое-что. Друг нашей семьи священник, до того был диаконом. Рассказал, что в церковных приходах есть практика - сверху требуют такое. Что после святого причастия всё вино, которое остаётся, священники, диаконы, и кто ещё там служит, обязаны допить. А вина бывает остаётся не мало. И самому ему приходилось в этом участвовать, пока сам не стал священником. Может быть, хоть теперь он этого не делает - всё таки у него семья, да он и здравомыслящий - не с руки ему спиваться.

Евгения Сулаева   03.06.2020 06:29   Заявить о нарушении
Живое сердце, Вы совершенно правы.

Евгения Сулаева   04.06.2020 06:59   Заявить о нарушении
Есть хорошая книга. Баккиони Самуэль "Вино в Библии". Тула. "Источник жизни". 2003.
Не буду пересказывать, книга есть в интернете.

Спиваются священники. У нас спился отец Александр. Дошёл до того, что выходил в пьяном виде к людям. Где написано, что оставшееся от причастия надо допивать. Можно же оставить на другое воскресенье, поставив в холодильник.
Алкоголь - беда нашего народа. Болит сердце, вот и написала я "Мой ответ оппоненту". Приглашаю почитать.

Галина Санорова   04.06.2020 21:54   Заявить о нарушении
От времён ветхозаветных приношений взяли - но там не о вине написано. Части жертв, не относящихся к всесожжениям, священники обязаны были съедать перед жертвенником - видимо , это было символом их участия в искуплении и спасении. Так вот, эти жертвы делились по значению на два разряда - самые важные нужно было целиком съедать в тот же день, и нельзя оставить на завтра. Остальные можно было есть два дня, ни в коем случае не оставлять на третий. То есть, если что-то от них не доели на второй день, то надо было сжечь. А к стати, вино теперь допивают. А полагается ли доедать хлеб причастия?

Евгения Сулаева   05.06.2020 04:08   Заявить о нарушении
Что есть Причастие, мне известно. Не известно только, почему не рассчитывают так, чтобы очень много не оставалось: это ведь тоже, мне кажется, грех - легкомысленное отношение.

Евгения Сулаева   05.06.2020 09:57   Заявить о нарушении
Посмотрите Жданова:
http://www.youtube.com/watch?v=3ee7Bt0s3C0
http://rideo.tv/zhdanov/
http://rideo.tv/video/60632/
http://www.sbnt.ru/news2/

Почитайте доклад известного хирурга, академика, лауреата Ленинской премии Ф.Г.Углова. Этот доклад был, как взорвавшаяся бомба. Его замалчивали, но он стремительно распространялся по стране:
Медицинские и социальные последствия употребления алкоголя(доклад Ф.Г.Углова)
www.uglov.tvereza.info/pub/doklad/dzerzhinsk1981.html

Вот это стихотворение написал еще в 80-х годах В.Лебедев - соратник Жданова:
Эпиграф:
1984 год. Новосибирская область.
Барышевский детский дом. Из ста пятнадцати детей только у троих нет родителей.
Маслянинский детский дом. Из девяноста семи детей — пятеро сирот.
Новошмаковский детский дом. Из ста пяти детей — сирот двое.

Двадцатый век. Сороковые.
Подставив раненую грудь,
Непокоренная Россия
Фашисту заступает путь.

И, утеряв рассудок здравый,
Предчувствует конец палач.
А под его пятой кровавой –
Расстрелы, пытки, детский плач.

…На трупах трупы, в небо глядя,
И вдруг у ямы на краю:
«Не убивайте меня, дядя,
А я вам песенку спою».

Дрожа и заикаясь, прямо
Из груды неостывших тел
Ребенок над сестрой и мамой
Зверью про зайчика запел.

…Восьмидесятые. Народы
Страну прославили трудом,
Но все полнее с каждым годом
Не детским горем детский дом.

За что мальцу в четыре года,
Дают за совесть, не за страх,
Беду великого народа
Нести на тоненьких плечах?!

Проснувшись, плачет он ночами
И – рвется пониманья нить –
Не отдавайте меня маме,
Мне страшно, мама будет бить…

Очнитесь, люди: плачут дети…
…Скажи, великий мой народ,
За тех сирот фашист в ответе,
А кто за нынешних сирот?

http://otvet.mail.ru/question/33943469
http://trezvost-kharkov.narod.ru/biblio/verses/verse11.htm
А сейчас дела обстоят еще хуже, прибавились наркотики.
Только в каждые 10 дней новогодних праздников из-за алкоголя погибает от 18 до 23 тысяч россиян.
Источник: http://rusnext.ru/news/1575620449
А сколько ДЕТЕЙ погибает в "пьяных" пожарах:
http://www.youtube.com/watch?v=sM_JO9Opaps
Вдумайтесь в эти цифры! А мы все не хотим отказаться от удовольствия выпить раз, другой и третий, прячем голову в песок, как страусы. "Все хорошо, прекрасная маркиза!"
В некоторых иностранных словарях на слово "русский" такой текст: почти всегда пьяный мужик, не любящий работать... Так себя русские туристы зарекомендовали. А посмотрите на наши деревни - беспробудное пьянство. Дети в ДЕРЕВНЕ голодают.
Потому что родители пьют и даже картошку не могут вырастить. Абсурд! В царские времена уходили в дебри староверы трезвые и твердые, как Русь. Не ждали ни от кого помощи, начинали с нуля, выживали, обзаводились хозяйством, строили дома, потому что трезвые были... До революции 40% капитала принадлежали староверам, не смотря на гонения властей. Таким купцам, как Третьяков, Мамонтов.
А вот новые данные о вреде алкоголя:
http://rusnext.ru/news/1515053972#mc-container
Ученые рассказали о разрушительном влиянии алкоголя на генетику
Ученые из Кембриджского университета в Великобритании выяснили, что алкоголь повреждает ДНК в стволовых клетках человека, что увеличивает риск развития рака. Результаты исследований были опубликованы в журнале Nature.
В ходе экспериментов ученые давали мышам разбавленный этиловый спирт, а затем методами секвенирования ДНК и хромосомного анализа отслеживали влияние ацетальдегида на их гены. Это токсичное вещество образуется при переработке спиртных напитков в организме.
Исследователи выяснили, что алкоголь повреждает ДНК в стволовых клетках крови и необратимо меняет его структуру. Эти изменения, в свою очередь, увеличивают риск развития семи типов онкологических заболеваний, включая рак груди или кишечника. «Важно помнить, что даже если ответственные за переработку алкоголя и репарацию ДНК системы организма в порядке, они все равно несовершенны, и употребление алкоголя все равно может вызвать рак», — пояснил профессор Кетан Пател, один из авторов работы.
«Это исследование показывает, какой ущерб употребление алкоголя может наносить нашим клеткам, что может привести к гораздо более серьезным последствиям, чем похмелье», — приводит портал MedicalXpress слова профессора Линды Боулд, эксперта благотворительной организации Cancer Research UK.

http://www.nature.com/articles/nature25154
Alcohol and endogenous aldehydes damage chromosomes and mutate stem cells
• Juan I. Garaycoechea1 , Gerry P. Crossan1, Fr;d;ric Langevin1, Lee Mulderrig1, Sandra Louzada2, Fentang Yang2, Guillaume Guilbaud1, Naomi Park2, Sophie Roerink2, Serena Nik-Zainal2, Michael R. Stratton2 & Ketan J. Patel1, 3
• Nature
• doi:10.1038/nature25154
• Download Citation
Received: 31 January 2017 Accepted: 21 November 2017 Published online: 03 January 2018
Abstract
Haematopoietic stem cells renew blood. Accumulation of DNA damage in these cells promotes their decline, while misrepair of this damage initiates malignancies. Here we describe the features and mutational landscape of DNA damage caused by acetaldehyde, an endogenous and alcohol-derived metabolite. This damage results in DNA double-stranded breaks that, despite stimulating recombination repair, also cause chromosome rearrangements. We combined transplantation of single haematopoietic stem cells with whole-genome sequencing to show that this damage occurs in stem cells, leading to deletions and rearrangements that are indicative of microhomology-mediated end-joining repair. Moreover, deletion of p53 completely rescues the survival of aldehyde-stressed and mutated haematopoietic stem cells, but does not change the pattern or the intensity of genome instability within individual stem cells. These findings characterize the mutation of the stem-cell genome by an alcohol-derived and endogenous source of DNA damage. Furthermore, we identify how the choice of DNA-repair pathway and a stringent p53 response limit the transmission of aldehyde-induced mutations in stem cells.

Много говорят о мнимой пользе сухого вина.
Исследования провели в 195 странах, в нём приняли участие 28 миллионов человек. Выяснили, что люди употребляющие вино на 14% чаще получают инсульт, на 9% больше заболевают ишемической болезнью, на 24% чаще умирают от гипертонии, на 14% повышается шанс умереть от разрыва аневризмы... Пьющие вино умеренно живут на 2 года меньше, любители выпить на 5 - 6 лет.
Поставлена мощнейшая точка в утверждениях о пользе сухого вина. НИКАКОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА СОСУДЫ И СЕРДЦЕ ВИНО НЕ ОКАЗЫВАЕТ!!!
Посмотрите вот эту передачу "Жить здорово" за 25 сентября 2018 года где-то с 40-й минуты:
К сожалению, ссылка не проходит.
Есть замечательная детская песенка: "С голубого ручейка начинается река..." Так и алкоголиками сразу не становятся. Алкоголизм начинается с первой рюмки коньяка, с первого фужера шампанского. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ БРАЛ В РУКИ РЮМКУ СО СПИРТНЫМ, НЕ СТАНЕТ АЛКОГОЛИКОМ. НИКОГДА!!!

В последнее время наблюдается рост количества дебильных детей (аутистов, олигофренов и так далее) в геометрической прогрессии. Раньше во всём мире женщины почти не пили, были инициаторами введения "сухого закона". Почитайте хотя бы Джека Лондона "Джон - Ячменное Зерно", Введенского "Опыт принудительной трезвости" (1915 г.), Мендельсона "Итоги принудительной трезвости" (О "сухом законе" в дореволюционной России). Всё это есть в интернете.
У женщин яйцеклетки в яичнике закладываются ещё до рождения. (В отличие от сперматозоидов мужчин, которые каждый раз вырабатываются заново. Правда, алкоголь может повредить сам аппарат для производства.) Затем уже НОВЫХ НЕ ОБРАЗУЕТСЯ, а выходят имеющиеся и оплодотворяются. Яйцеклеток огромный запас. Но бывает и так: Женщина выпила 10 лет назад, алкоголь легко проник в яичник, повредил несколько яйцеклеток. Затем эта яйцеклетка уже через 10 лет вышла из яичника и оплодотворилась. Родился урод, а мама удивляется, хотя и сама виновата. Вот так ради сомнительного удовольствия мы калечим жизнь нашим детям.

Вред доказан, но молчат СМИ, которые и сами не прочь пропустить рюмочку, другую.

Галина Санорова   05.06.2020 17:42   Заявить о нарушении
5 октября 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения Фёдора Григорьевича Углова – великого сына России, хирурга с мировым именем, учёного-академика АМН СССР, неутомимого борца за народную трезвость, основателя современного этапа трезвеннического движения, председателя Союза борьбы за народную трезвость (1988–2008).
http://www.sbnt.ru/

В декабре 1981 года в городе Дзержинске Горьковской области (ныне Нижегородская область) проводилась конференция на тему «Профилактика алкоголизма в промышленном городе», на которой Фёдор Григорьевич прочитал свой доклад «О медицинских и социальных последствиях употребления алкоголя в СССР». Доклад произвёл эффект разорвавшейся бомбы. В своём докладе Углов сказал, что наш народ, как некогда индейцев в Америке, сознательно, целенаправленно уничтожают алкоголем, что алкоголь – это самый опасный наркотик, который уничтожает целые народы, что все трезвые честные люди, болеющие за свой народ, должны противодействовать этой самой страшной форме наркомании – алкоголизму. По окончании доклада Углов призвал всех присутствовавших, делегатов конференции, проголосовать за сухой закон. Под впечатлением доклада подавляющее большинство – проголосовало! Нашлись патриоты, записавшие доклад Углова на магнитофон, распечатали и начали его распространять по стране.

В 1983 году доклад попал в Новосибирский Академгородок и просто потряс патриотически настроенную научную общественность. Учёные проверили цифры из доклада, провели своё небольшое научное исследование и окончательно прозрели и протрезвели. В городке началось массовое трезвенническое движение. Ф.Г. Углова пригласили в академгородок. Он прилетел туда из Ленинграда и за девять дней прочитал две свои замечательные лекции в Доме учёных: «Живём ли мы свой век» и «Алкоголь и мозг».

В 1988 году была создана Всесоюзная общественная организация «Союз борьбы за народную трезвость». Председателем Союза избрали академика Углова, он до конца своих дней руководил этой организацией. Категорический и бескомпромиссный ненавистник алкоголя и табака, Фёдор Григорьевич страстно выступал за искоренение пороков – винопития и табакокурения. Писал статьи и книги, рассказывая о действии спиртного и табачного дыма на организм человека, подкрепляя свои тезисы многочисленными примерами из собственной врачебной практики. Вот что писал об алкоголе Углов: «Алкоголь – это зло никак не меньшее, чем любые другие наркотики. Любая доза алкоголя сокращает сосуды мозга. Эритроциты перестают туда попадать, и клетки мозга через какое-то время погибают. Даже после умеренного потребления спиртного в мозгу человека остаётся целое кладбище из погибших нервных клеток. Мозг сморщивается, уменьшается в объёме. Так что алкоголь – это настоящий яд…»

Я из тех самых трезвенников из Новосибирского Академгородка. От активной деятельности отошла, но самый талантливый лектор В.Г.Жданов продолжает читать лекции о трезвости. Они есть в интернете. Наверное, сейчас мы откатились от поставленной цели ещё дальше, самогонный аппараты продаются на каждом углу.
Страшно за своих внуков, которые окажутся в пьющей среде. Нет уверенности, что они сохранят трезвый образ жизни. Директор нашего института с иронией относился к трезвенникам. Но...его сын стал алкоголиком и в итоге повесился... И это в Академгородке. Вот такие случаи из жизни!

Галина Санорова   06.06.2020 05:44   Заявить о нарушении
Знаю и священников, которые хорошо пьют и спиваются.

На Украине сейчас пьют меньше, чем в России, но тоже не плохо, около 9 литров абсолютного алкоголя в год на человека. В России около 12.
Известный факт, если потребление более 8 литров, то начинается вырождение нации...
Нет безопасных доз алкоголя:

Галина Санорова   07.06.2020 05:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.