Символодрама. Потерянная гамма чувств

Когда речь идёт о тех симптомах, которые в просторечье называются психосоматикой мы, как правило, имеем дело с неким внутренним напряжением, возникшим в результате незавершённого (продолжающегося) эмоционального опыта.
Представим, что есть переживание, связанное с каким-то хорошим или плохим событием…  В этот момент, в нас рождается побуждение, чувство которое мы готовы и хотим как то выразить, в каком то действии внешнем или внутреннем, но происходят те внешние обстоятельства, которые вынуждают нас переключиться.

Что при этом происходит? Это похоже на то, как если бы только что возникший родник перекрыли плотиной.

Дело в том, что всякое наше чувство связано с внутренним источником психической энергии, которая продолжает поступать в эту область и после блокировки.

Разумеется, какая-то регуляция, обратная связь здесь присутствует, но, тем не менее, со временем сосуд переполняется и время от времени норовит лопнуть под давлением скопившегося побуждения, не имеющего возможности какого-то естественного выхода.

Внутреннее, локальное психическое напряжение, удерживаясь длительное время на определённом уровне,  может привести к телесному симптому в связи с нейрорегуляторной связью между органами и системами организма и его психической репрезентацией.

После того, как произошла блокировка, постепенно мы забываем что именно чувствовали. Вернее, теряем дорогу к этому уникальному опыту. Мы можем ходить вокруг да около, переживать что то другое, но именно этот процесс будет оставаться в тени.

Символодрама  один из наиболее удачных методов, позволяющих создавать условия для свободного тока в диапазоне тех переживаний, которые были однажды заблокированы.

Здесь, также как и в классическом психоанализе создаются условия для свободного течения ассоциаций, но происходит это на образном уровне.
Непосредственно работа строиться с сопротивлением. Там где образу становится «трудно», туда мы и стараемся проникнуть. Таким образом, мы будто бы нащупываем тот потерянный путь к утраченному чувству.

Чувства могут отличаться мельчайшими оттенками, тонкими деталями, что может выражаться в языке образов. Гамма чувств имеет широкий диапазон. От самых простых, понятных до тонких, едва различимых на уровне оттенков, тонких глубоко личных, уникальных переживаний.

Исследованием чувств занимается искусство. Искусство создаёт образы.
Например, поэзия… Воспринимая стихи, мы имеем возможность питать наши самые ценные чувства и открывать новые горизонты, расширяя в себе область душевного. Мы обогащаем свой внутренний мир новым звучанием, но то, что забыто в нас, зачастую остаётся невыраженным, до того момента пока мы сами не станем творить образы.

Как проявляются чувства? Как мы понимаем, что вот сейчас в нас есть это чувство?
Мы понимаем это через наши желания. Когда мы чувствуем - мы желаем. Мы желаем видеть, слышать, говорить, плакать, смеяться, двигаться, думать, жить, дышать…

Мы хотим как-то выразить своё чувство. Например, когда мы злимся - мы хотим ударить,  когда любим - хотим поцеловать и т. д. Ну и потом делаем всё это... или не делаем…

У всякого чувства есть источник, потребность. Потребности у всех примерно одинаковые, но проявляются совершенно по разному.

И потому как потребности есть величина постоянная, то и источник, питающий чувства постоянен. И здесь мы можем говорить уже о потребности в выражении тех или иных чувств. Да, они требуют своего выражения и начинается это с нашего "хочу".

"Хочу" ; это осознанное проявление нашего чувства.

"Я хочу плакать и плачу, потому что мне горько... мне обидно... мне больно... Я брошенный в этот холодный, жестокий мир ребёнок, я выброшен под дождь, я никому не нужен, я буду валяться под колёсами машин в грязной луже и никто, ни один в мире человек не подаст мне руки... никогда, так устроен этот мир. Всё что я могу делать как ребёнок, это орать и плакать, плакать и орать... Сейчас я хочу делать это и делаю... чего я захочу в следующую минуту? Может быть, я почувствую, что замёрз и захочу согреться. К чёрту мир, к чёрту людей, я просто замёрз и хочу согреться... Всё… Я выревел всю горечь  и теперь хочу согреться... Что я почувствую дальше? Не знаю... может быть голод, может быть злость если кто то захочет мне помешать. Да, я буду злиться и мне захочется войны, разрушения, безумства! И я стану кричать, говорить резкие слова, делать резкие движения. Чёрт! Чёрт! Чёрт!!! Буду стучать кулаком по столу, разбросаю все бумаги! Тысяча чертей!!! Мне хочется просто всё разрушить вокруг, разнести вдребезги! И тогда, может быть мне снова захочется плакать... или спать, потому что я почувствую усталость... Что я почувствую когда проснусь? не знаю... главное,  я это почувствую..."

Так происходит жизнь. Всё что происходит иначе ; остановка, смерть.
Очень многие чувства трудно выразить словами и это верно так. А уж тем более мы затрудняемся их выразить действием. Тогда мы переходим на образный уровень. Говорим ; я чувствую себя чайником или утюгом, или роботом, или птицей... каждый образ
несёт свою гамму аффекта. Иногда, чувства настолько сложны, что ни чайник, ни утюг не помогает... Человек ищет образ, чтобы понять своё чувство, своё желание, потребность, а значит себя... Образ может меняться, перестраиваться, а вместе с ним меняться, двигаться жить само чувство... Чувство ; это динамика. Картина ; попытка выразить живое чувство, то в котором пребывает живой художник. И когда это удаётся чувство, поселяется и оживает в нас, зрителях, чтобы продолжать своё движение.
Ценность искусства в том, что вместе с ожившим в нас чувством, оживаем и мы сами. Мы начинаем действительно жить, даже если уже почти умерли.

Далеко не все чувства названы и понятны в силу субъективности. И даже те чувства, которые казалось бы общеприняты ; у каждого своё. Если один человек себя чувствует птицей, то это ещё не  значит, что другой человек, чувствуя себя птицей переживает то же самое. Это могут быть два разных чувства, два разных комплекса переживаний и проявляется это опять таки в желании и действии. Что мы хотим делать и что делаем под влиянием того или иного чувства?

Символодрама, благодаря образной динамике, позволяет отыскать тот самый сугубо индивидуальный внутренний опыт, который может быть связан с тем или иным невыраженным, заблокированным аффектом, вернее чувством, потерявшим свой способ выражения.
В человеке пробуждается нечто до боли родное, знакомое, своё, близкое, но забытое, выброшенное как тот ребёнок о котором шла речь выше.
Мы находим его, встречаем и плачем с ним вместе, но это уже слёзы освобождения, спасения, счастья и любви... Или мы вдруг обнаруживаем свои заброшенные, одичавшие страхи и приручаем их...
Работая в символодраме мы имеем возможность допережить и раскрыть себя для жизни, для чувств... Я бы сказал открыть себя для себя... Что это значит?
Наши чувства, бывают заблокированы чаще всего подменой желаний. Подменой нашего хочу. Когда вмешивается то, что мы называем словом "надо". "Надо" - это тоже своего рода "хочу"... Это требование свыше. Когда нам говорят - "ты должен, ты обязан, выкинь из головы, возьми себя в руки и т.п." Кто говорит? Как правило окружающие нас, значимые для нас люди. И даже если мы говорим это сами себе, это говорит в нас наше социальное "Я". Разумеется, это важно. Наша психологическая среда обитания - социум,
так же как биологическая - биосфера. "Надо" - это объективные закономерности среды обитания. В каких то случаях мы вынуждены выбирать между тем, какие задачи решать: внутренние или внешние. Решая внешние задачи, мы забываем о внутренних. Выполняя требования среды, мы забываем о своих внутренних требованиях. Мы постепенно забываем о себе, постоянно стремясь отвечать ожиданиям социума, "быть хорошим мальчиком или девочкой". И вот, мы уже не можем различить, между тем, что хотим мы и чего хотят от нас.

Символодрама позволяет вернуться к себе, отдать дань себе, своим собственным, сугубо индивидуальным, очень интимным и значимым переживаниям. Как и другие направления психотерапии, СД делает человека более свободным и счастливым, обращая его к себе, своим подлинным желаниям. И, может быть, вот этот политик, или этот бизнесмен, или вот этот профессор никогда не хотели быть тем, кем являются. Они надели на себя эти маски, эти корсеты, заковали себя в доспехи бесчисленных "надо"...

До каких то пор всё это тащится, но однажды, то, что задавлено внутри начинает настойчиво требовать внимания, проявляясь на уровне телесных или психических симптомов.
Проще говоря, назревает момент когда, что-то надо менять. И ответ на вопрос – что именно? Мы не найдём в привычном нам "надо", это не сработает. Единственное, что мы можем сделать в этой ситуации, это обратиться к своим чувствам и желаниям.


Рецензии
Я словно вслух прочла свои сокровенные мысли.\ Как мы понимаем, что вот сейчас в нас есть это чувство?
Мы понимаем это через наши желания. Когда мы чувствуем - мы желаем. Мы желаем видеть, слышать, говорить, плакать, смеяться, двигаться, думать, жить, дышать… \-всё так..только я бы ещё добавила....и ЛЮБИТЬ,ведь это самое прекрасное из всех перечисленных вами чувств,самое важное чувство,без которого все перечисленные чувства живут в отдельности друг от друга....а любовь-это всё..это сама жизнь...Здорово,мне понравилось,Валерий.Очень............

Диана Нестерова   25.12.2010 22:27     Заявить о нарушении