Человек без ружья

   3 ноября 2010 г. в С-Петербурге в Александро-Невской лавре состоялась конференция по теме «Проблема пацифизации российской молодёжи. Пути решения». Мероприятие собрало немало учёных, высших военных чинов и представителей властных структур. Среди докладчиков в основном были преподаватели петербургских ВУЗов. Москву представлял профессор Российской академии государственной службы (РАГС). Слушатели в зале – неравнодушные представители общественности, озабоченные злободневной проблемой отсутствия патриотизма в молодёжной среде.    
   Современное российское общество столкнулось с массовым нежеланием молодёжи служить в армии, с отказом от готовности защищать Отечество. На практике это проявляется в активном уклонении от конституционной обязанности выполнять воинский долг. Большинство молодых людей, которые не смогли уклониться от призыва, воспринимают срочную службу в армии как вынужденную и неизбежную обузу, почти как наказание, в лучшем случае как впустую потраченный год молодости или напрасно «убитое» время. Это явление, имеющее обусловленность мировоззренческую, духовно-нравственную, культурную, и даже физическую, участники Конференции обозначили как «пацифизация молодёжи России».
   Что случилось с нашей молодёжью ? В чём причина упадка патриотизма и как преодолеть эту беду ? На эти вопросы призваны были ответить учёные и чиновные мужи. Но здесь не обошлось без парадоксов, без внутренних противоречий.
   Все выступающие говорили искренне и горячо, многие даже пафосно. Едва ли не каждый второй восхищённо приводил в качестве высшего примера военно-патриотическое воспитание и систему допризывной подготовки в СССР. Престарелый академик, участник Великой Отечественной войны, с упоением вспоминал советский патриотизм, восхищался, на какой высоте был в советском государстве военный человек, тот самый «человек с ружьём», на каком уровне был идеал этого человека. А московский профессор в названии своего доклада даже обозначил рубеж морального падения – «бездуховность российской молодёжи после развала СССР». И всё же ! И всё же почти все дружно кивали, когда средних лет полковник из Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского определил Советскую власть как «вирус разрушения великой российской империи». Седой академик, как бы вторя «космическому» полковнику, назвал Советский Союз «тоталитарным». Нет, не вяжутся концы с концами.
   Когда перешли к вопросу о путях преодоления «пацифизации» российской молодёжи, все учёные, и штатские, и в пагонах, гневно восклицали о разрушении российской армии, сетовали о развале военных образовательных учреждений. Вместе с тем все же и заключили: поднять престиж военной службы, возродить военно-патриотическое воспитание без руководящей роли государственной власти сегодня нет никакой возможности.
   Мне, автору этой статьи, не раз приходилось участвовать в подобных мероприятиях и в Москве, и в С-Петербурге. Я человек не военный, но всякий раз после заседаний общался с людьми в погонах на тему крушения российской армии и упразднения военно-патриотического воспитания нашей молодёжи. Спрашиваю у военных: кто виноват конкретно, есть ли у этих разрушителей имена ? Или виноваты бесплотные духи – демоны ? Но и у демонов, говорят, есть прозвища. Молчат офицеры. Иные из них, отставники, бубнят невнятно: государственная власть, мол, виновата, с неё спрос. Но как же тогда, удивляюсь, вы обращаетесь за помощью к той самой инстанции, которой своя собственная армия не нужна, не то что какое-то там военно-патриотическое воспитание молодёжи ? Военные пожимают плечами, отводят глаза в сторону.            
   Но ведь ситуация серьёзно опасная. По словам участника ноябрьской конференции в С-Петербурге В.И.Лутовинова, профессора РАГС, «при условии сокращения численности призывного контингента, без принятия кардинальных мер по повышению качества патриотического воспитания и допризывной подготовки в ближайшем будущем может возникнуть ситуация, когда потребности Вооруженных Сил Российской Федерации будут удовлетворяться лишь на 60%, а в перспективе всего на 50%».
   Да, современная российская молодёжь не стремиться служить в армии, избегает армейской службы всеми возможными способами. «Человек с ружьём» не является больше идеалом. Молодёжь в значительной части своей не желает вставать в ряды  защитников Отечества. По данным Минобороны РФ, в 2010 г. призвано в войска 278 тысяч молодых граждан. При этом в стране насчитывается 133 тысячи человек, которые не хотят служить даже 12 месяцев. Это общее число уклонистов.
   В докладе участника конференции Семёнова В.Е., директора НИИ комплексных социальных исследований (СПб), прозвучали тревожные данные: в мировоззрении современной молодёжи, тех, кто родился и вырос в 1990-х годах, патриотизм находится далеко не на первом месте в перечне гражданских качеств, а в некоторых социальных группах и вовсе отсутствует как категория. Также в перечне ценностей зачастую отсутствует понятие Родина. Вот семья ещё присутствует, а социальные связи на уровне нации для молодых уже не имеют практического значения.
   Что же такое Родина ? Сегодня этот вопрос опять требует осмысления. Нынешние казённые певцы «патриотизма», сидя в высоких кабинетах, строчат концепции за концепциями, оглашают манифесты, призывают всех проникнуться трепетной любовью к прошлому ради пробуждения надежды на будущее. Сочиняются  прожекты: «Новое поколение-2020», форсайт-проект «Детство-2030»… Иные обращаются к штампованным образам – то к Илье Муромцу, то к белым берёзкам. Всё это не требует особенных усилий, а главное – не требует затрат. Прошлое – уже бесплатно. Будущее – ещё не хлопотно. Куда обременительней настоящее.               
   Однако, Родина – это не только «седая старина» в берёзовой оправе. Хотя, конечно, отечественная история и родная природа есть важный эмоциональный компонент в чувстве патриотизма. В первую очередь Родина – это общество, в котором мы родились и живём. Общество – это те отношения, которые нас всех связывают. Каковы отношения в обществе, таково и отношение к Родине. Сегодня молодые не формулирует это чётко, но переживают острее старших.
   Молодёжь не обманешь соловьиными песнями о любви к Отечеству. Сколько бы ни говорили о патриотизме, но когда молодые видят стариков с орденскими планками, которые копаются в мусорных баках в поисках пропитания, когда они видят нестарых ещё ветеранов новых войн, которые получают от Родины жалкие пенсионные крохи, тогда возникает у них отвращение к такому обществу. С экранов, с трибун и амвонов льются слащавые речи о «любви к ближнему» и «народном единстве». Но молодёжь оглядывается по сторонам и видит, что общество жёстко разделено непроницаемыми перегородками на трудящееся большинство, не имущее ничего, и праздное меньшинство, имущее всё. Со стороны большинства – ненависть. Со стороны меньшинства – презрение. «Россия – страна возможностей», – читают молодые на плакатах и баннерах. Но действительность вопиет о противном. «Молодёжь – наше будущее !» – не умолкает рупор Родины-государства. Но молодёжь понимает, что это государство не уготовила им в будущем ничего, кроме постоянного страха безработицы и кошмара беспомощной старости. Для них такая Родина не мать. Для них она злая мачеха. Защищать такую Родину, такое общество они, конечно, не будут.       
   Но есть в современной России и такая молодёжь, для которой Родина даже не мачеха, а просто пустой звук. По разным оценкам сегодня в стране от 100 тысяч до 5 миллионов брошенных детей. Недавнее социологическое исследование, проведённое среди беспризорников в 23 регионах РФ, поразило учёных: почти 20% опрошенных детей и подростков не смогли назвать государство, в котором живут.   
   По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 72% молодых людей в возрасте 18–24 лет не считают необходимой службу в армии по призыву и отрицательно относятся к военной службе вообще. Этому способствует и крайне низкий социальный статус военного человека в России. По сведениям ФГУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» порядка 100 тысяч офицеров и прапорщиков в России  годами стоят в очереди на получение квартир или хотя бы служебного жилья. По существу – это бездомные. Если учесть ещё и копеечное жалованье, то российских военнослужащих можно назвать также и нищими. Может ли такой портрет «социального неудачника» вызывать у молодёжи стремление посвятить свою жизнь армии ?
   Вместе с тем за последние 20 лет изменилась и социальная психология российской молодёжи. «В стране сейчас капиталистическая идеология, а подход к призыву в армию остался социалистический. Одним лозунгами о священном долге и почётной обязанности молодежь в казармы уже не загонишь, – считает полковник в отставке, бывший начальник информационно-аналитического отдела Министерства обороны Виктор Баранец. – При сегодняшних рыночных отношениях молодежь прекрасно понимает, что даже потерянный один год очень много значит для формирования будущей карьеры. Молодёжь хорошо понимает, что при капитализме любой труд, в том числе и воинский, – это тоже товар, который не может быть бесплатным. Вот почему среди поколения пепси стал популярным аргумент: «Я государству ничего не должен».
  Сегодня идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало – своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого – обогащение и жизненный успех, достигаемые любой ценой. Неудивительно, что 18% опрошенных молодых людей считают вполне возможным участие в криминальных группировках, а 9 % полагают, что это нормальный способ заработать деньги. При этом жизненный успех богатых людей 47 % объясняют способностью приспосабливаться к жизни, а 32 % – умением воровать.
   Общее настроение современной российской молодёжи характеризуется сегодня аполитичностью и непричастностью к делам государства и общества. Из-за отсутствия у государства внятных и поддерживаемых большинством целей общественного развития, общих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины. «Значительная часть молодых людей не считает себя гражданами России, готовыми к реализации своих прав и обязанностей. 70 % молодых убеждены, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. «Заграница» для молодежи более привлекательна, этим можно объяснить стремление получить образование за рубежом, – считает начальник кафедры теории государства и права СПб университета МВД России. Р.А. Ромашов. – В отличие от «отцов» современные молодые в основной своей массе (60 %) отрицают наличие у них идеала и на вопрос «Кого вы считаете героем нашего времени ?» 73% опрошенных ответили: «Нет такого».   
   Да, что бы там ни говорили на «лакированных» конференциях, чтобы не пели с церковных амвонов, какие бы бравурные марши ни гремели на казённых парадах, а социальная среда всё-таки определяет сознание. И до тех пор, пока наша социальная среда, как приторная ром-баба, пропитана алчбою, хищобою и наживой, до тех пор, пока отношения в обществе пробуждают в человеке лишь «зоологические инстинкты», идеалом нашей молодёжи будет отнюдь не патриот, горящий желанием защищать Родину с оружием в руках до последней капли крови. Идеалом будет нечто противоположное – социальный иждивенец, желающий прав, но отрицающий обязанности, конкурентоспособный «гражданин мира», этакий агрессивный пацифист – «человек без ружья», но с камнем за пазухой, «экономическая единица» без чести и совести, равно как и без Родины, и без флага.    

   


Рецензии