Ханука

(сценарий для представления в праздник. Автор Гинзбург Виктория)

Картина 1

На сцене комната с двумя окнами.  У  одного окна стол, на котором стоит минора. Рядом с другим сидит  глава семейства. Он занят каким-то делом. Входит хозяйка, вносит что-то съестное. Зовет:

- Дети, дети, идите сюда. Скоро сядет солнце, и мы будем зажигать первую Ханукальную свечу. Ребята, где вы?

В комнату вбегают ребятишки, пытаются стащить с тарелки вкусняшки, в это время через проемы окон видно как зажигаются огоньки свеч.

- Мама, смотри как красиво!
- Как будто фонарики включаются. И от них светлее становится даже темной ночью.
- Вы правы, зажженная свеча Миноры прогоняет темноту и очищает мир, возвращая свет в наши души и наши сердца.
- Вот, тоже мне… мир в души! Я уже девять лет зажигаю эту свечку, только мира все нет. Иуда из параллельного класса как дрался, так и дерется. Ну ничего. Я ему тоже врезал…
- Давид, сколько раз я говорила тебе, что нельзя драться. Силой не возможно решить ни одной проблемы. Можно только отодвинуть ее или усугубить. Бери пример с Соломона. Он миролюбив и сдержан, он почти что мудр.
- Ха! Мудр! Скажешь тоже, мамочка. Ни одной девчонке мимо него спокойно не пройти. Или за косу дернет, или портфелем шлепнет. Даже у нашей Мирьям отнял медвежонка. Сестру и то задевает. Мудрый наш… - Мальчик начал кривляться.

Отец отвлекся от своего дела
- Я собирался дать вам, как принято, карманные деньги. Но, если вы не чтите Хануку, если вы не хотите зажигать свечи, зачем мне тогда исполнять этот обычай?
- Нет, папочка, - Мирьям обратилась к отцу. – Это мальчики не верят в нее. А я верю. Правда, еще очень плохо знаю, что это за праздник. Но ведь ты расскажешь мне, папа. Правда?!
- И мне! – подскочил Соломон.
- Хорошо, детишки, садитесь ближе. Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла много лет тому назад. Аж во втором веке до н.э…
- Давид, а ты что не идешь? – мама подошла к мальчику и нежно обняв, подвела ко всей компании. – Может, ты просто не совсем хорошо понял, что же такое за праздник – Ханука?!
- Итак…

Картина 2

В этой картине действие происходит как бы в окнах.

Голос папы, начинающего рассказ.
- Давно это было. Так давно, что и деды наши слышали об этом от прадедов, которым, рассказывали их деды…
Прекрасно, дружно и радостно жилось народу Израилеву на земле его.  Все вопросы решались миром, призывая на помощь разум, логику и любовь к ближнему. Но и о Боге нашем, даровавшем нам землю нашу, Святую Землю, не забывали наши праотцы. Почитали его и приносили дары в праздники. Зажигали свечи и освещали ими Храм, что стоял на горе Сион и был главным святилищем, домом Божьим. Но вы сами знаете, что всегда найдется тот, кому е по нраву мир и благоденствие. Всегда найдется плохой человек, жаждущий богатства, славы. А так как других талантов у него не было, кроме таланта, дарованного ему при рождении - таланта война, то и решил он подчинить себе весь мир. Не мало поработил он стран, и вот добрался и до земли Израилевой.
- Папа, папа, а кто это был? – осторожно спросил Соломон
- Это был  АНТИОХ 4, царь Сирийский, который…
- А почему мы ему не дали и не прогнали? Вот я бы… - Давид замахал руками, пытаясь изобразить, что бы он сделал с захватчиками.
- Жизнь в нашем государстве была подчинена земледелию, скотоводству, торговле, наукам, а главное – служению Богу. Мы верили людям и считали, что все столь же открыты и дружелюбны, как и мы сами. Поверили и ему, приняли его в Иерусалиме… А его и тех, кто был с ним, с младенчества воспитывали как воинов. Жестоких, алчных воинов, которые молятся своим Богам и не признают нашего, которые на вопрос «жизнь или смерть» всегда выберут второе. Которые звон золота ценят выше, чем шум водопада в горах. Ему показалось мало того, что он уже имел, он захотел большего. Из нашего Храма он решил сделать храм Зевса, разграбил его и разорил, осквернил жертвенник, а чтобы никогда больше не очистился Храм, они осквернили Минорное масло! Представьте, все запасы масла были осквернены! Не чем было зажечь даже одну Минору, а для очищения Храма нужны были 44 свечи.

(Во время всего рассказа, вторым планом идут картинки того времени)

- Три года язычники хозяйничали в Иерусалиме. Три долгих года, нога еврея не вступала в Храм, а сердце обливалось болью при виде горы Сион. Но,  ровно через три года. День в день: 25 кислева  в165 (по другим источникам 148\138) году до н.э.(«_____»_____________) окрепшая и воспитавшая в себе дух воинов династия Хашмонаим, победила и прогнала, наконец, язычников с горы Синай.

Иуда же и братья его  тогда сказали: враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось всё ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище, и осквернённые камни вынесли в нечистое место. …взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему; потом устроили святыни и внутренние части Храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в Храм менору и алтарь всесожжений и воскурений и стол хлебов приношения; и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники на меноре, и осветили Храм; и положили на стол хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли.
В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц кислев — сто сорок восьмого года, встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён он с песнями. Пирами, гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лице свое, и молились и воссылали благодарение на  небо.
Обновление жертвенника шло восемь дней с весельем, песнями, танцами и различными угощениями.
И установил Иуда и братья его и всё собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и радостью, в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца кислева.

- Папа, но ты же сказал, что все масло было осквернено. Как же тогда минору зажечь смогли? Как она восемь дней горела? Ведь этого быть же не может. Как без масла ее зажечь? Спичек ведь тогда еще не было.  (Соломон)

- А вот это и есть чудо Хануки. Да, все масло было осквернено. Но остался один маленький запечатанный сургучной печатью кувшинчик. Правда масла в нем едва ли хватило бы на одну свечу, на один день горения. Но Господь наш сделал так, что горело оно все восемь дней. А именно восемь дней изготавливается новое масло...

- А, теперь понятно почему Хануку празднуют восемь дней, - сказала Мирьям. – Давайте скорее уже праздновать будем. Чур я зажигаю свечу! Чурики я!!!
- Нет, я!  Я старший, Я мужчина, я и буду зажигать. – заметил Давид.
- Дети, давайте не будем спорить. Ведь у каждого праздника есть свои обычаи. Не гоже забывать о них. Вот и у Хануки тоже есть свои законы. – сказала мама.

Картина 3
Та же комната, обстановка как в первой. Приготовление к празднованию. Папа с Давидом ставят стол, Соломон несет минору.  Мама с Мирьям несут угощения.  Все собрано. Семья собралась вокруг стола.
Мама достает из кармана фитили и говорит:
-  Эти фитили мы сами скрутили из хлопковых волокон, именно такими пользовались в Храме. Они дают чистый и яркий свет…
- Здорово! – воскликнул Соломон, - Я читать смогу при их свете.
- Нет, сыночек, ничего нельзя делать при свете миноры. Огни ханукальных светильников священны, их зажигают чтобы исполнить заповедь. Поэтому запрещается пользоваться их светом для чтения, например, или для какой-либо работы.
- Но ведь все дни Хануки это каникулы, а что делать если нам захочется  что-нибудь сделать?
- Чтобы не нарушить этот запрет, шамаш (это свеча, которой зажигают огни) помещают выше остальных огней (так ее можно и отличить, и света она даст больше, чем ханукальные свечи)… Мирьям, неси кувшин.
- Кувшин, кувшин, -  запрыгали мальчики. – Мама, а что в кувшине?
- А в кувшине настоящее очищенное оливковое масло. Шамаш мы зажжем так: в идеально чистый  стеклянный светильник нальем наше масло и опустим туда наш фитиль. Теперь свеча будет гореть ровно и не даст копоти… Светильник может быть и металлический, но только не глиняный, так как он быстро теряет вид и не годится для длительного использования, а остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз.  Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.…
- Я зажгу! - Я зажгу! – начали спорить мальчики.

- Сначала повторим заповедь зажигания Ханукальных свечей. – вставил свое слово отец. – Ее надо очень точно выполнять. Она обязательна для всех: даже нищий, живущий на подаяния, обязан одолжить деньги или продать свою одежду, чтобы купить масло или, по крайней мере, свечи для ханукального светильника. Именно отсюда и пошел обычай давать детям карманные деньги. Деньги на масло и свечи.  Давид, ты все еще не принимаешь в сердце этот праздник?
- Ну, что ты, папа. Я просто сказал не подумав.
- Тогда скажи, а что ты знаешь о зажжении свечей?
Мальчик слегка помялся, потом нехотя, как зазубренный урок начал:
- Зажигание ханукальных огней в Талмуде называется "мегадрин мин гамегадрин" ("Лучшим из лучших"). То есть: каждый член семьи зажигает свой светильник, причем в первый вечер - один огонек, во второй - два, и так далее, пока на восьмой вечер не будут зажжены все восемь огней.
Мирьям радостно захлопала в ладоши:
- Значит и я, значит и я буду зажигать свечи…
Мама, нежно погладив расшалившуюся девочку:
- Хотя женщины тоже обязаны зажигать ханукальные огни, тем не менее, не принято, чтобы женщины зажигали ханукальные светильники: они исполняют свой долг, присутствуя при зажигании огней мужем или отцом и отвечая "амен" на благословения, которые он при этом произносит. Даже незамужняя женщина сама не зажигает ханукальный светильник. По ее просьбе это может сделать какой-либо мужчина, даже если сам он уже исполнил эту обязанность. Но женщина обязана при этом присутствовать и отвечать "амен" на благословения, которые он произносит.
Соломон разочаровано:
- Так значит, папа будет зажигать?! Нам тут ничего не светит…
Отец:
- Мальчики начинают зажигать ханукальные огни за некоторое время до достижения ими совершеннолетия, но в последнее время широко распространился обычай приучать к исполнению этой заповеди даже самых маленьких - как только они оказываются способными самостоятельно зажечь светильник и произнести благословения.
А теперь, дети, давайте все же зажжем огонь праздника. Ханукальный огонь!


Рецензии