3 О пианисте Владимире Бунине
эпиграф из Ивана Алексеевича Бунина, цитирую по памяти: "Самое интересное - это дневники, остальное - чепуха.
Пианист Владимир Владимирович Бунин, блистательный мастер фортепьянной игры, живущий в Германии, благословил меня на этот труд.
После концерта у меня было хорошо на душе, тепло, тишина.
2/IV Первый урок с Володей. «Я помогу Вам стать профессиональным педагогом», - говорит мне он.
3/IV Володя играл у Тамары. Были Юра Разыграев, Толя. «Володя исцеляет нас своей музыкой», - сказала я. Володя ответил: «Мне бы со своей душой разобраться». Сегодня Володю осенило, он сказал, что у него во время игры все фибры работали. Когда мы уходили от Тамары, у Володи было лицо польского королевича, западное, не русское.
4/IV Моё счастье, моё сокровище, Володя играл у меня дома. Я провожала всех, долго не было автобуса на Белорусскую. «Сосредоточьтесь и вызовите автобус», - попросил Володя. «Зачем? Чтобы лишиться Вас?», - пошутила я. «Мне надо пострадать. Я закис в благополучной жизни», - сказал Володя на улице. Он не видит ни моей красоты, ни обаяния, ни весёлости.
Толя сказал мне: «Я видел сноп огня над Володей во время его игры. Он очень простой, искренний человек, он верит в Бога».
С Толей остались добрые лёгкие отношения, но все чувства перегорели. Володя – это новое. Есть стремление познать его душу.
«Природа женщины ангелическая», - сказала Света Дементьева. Мужчины не проработаны, у них есть грубость, резкие движения.
3/IV Едем с Володей в дом Генриха и Лены Ш. Учителем Володи был Виктор Мержанов. Играл Володя блестяще, но я заметила в нём резкость. Пока Володя мне очень интересен. Он непредсказуем. Он обладает глубоким и острым умом, юмором, оригинальностью души. Нрав его меня смущает. Он очень самостоятелен и независим. «Он прохладный», - говорит Таня Игнатова о Володе.
6/IV Скрябина Мария Александровна об игре Володи: «Вы омолодили Бетховена, показали его молодую силу, настойчивую. Я раньше не слышала такого исполнения. Кого Вы любите?» Володя: «Всех. В разное время разных». Мария Александровна Скрябина: «Как Вы понимаете Свиридова?» Володя: «Он очень разный, как три разных композитора! Это многоликое явление».
Моя новая знакомая Виолина говорит мне: «Володя своей игрой очищает людей, помогает человечеству. Ему нужна жертвенная женщина, он не должен знать забот... В первую вашу с Володей встречу ты могла сразу уловить в нём свою судьбу... Люди должны привыкнуть друг к другу, постепенно им не захочется расставаться... В будущем у Володи могут быть трагические переживания, когда Володя оценит человека, отдавшего ему всё, но будет уже поздно... Если он не раскроется в этой жизни, то в следующей. Володя очень закрытый человек. Вот когда он полюбит, тогда он и начнёт играть».
Я трезво вижу людей, эта трезвость призывает меня к уединению.
Виолина считает, что Володя был сильно ранен кем-то и закрылся.
Его детскость, чистота, радостность, приветливость, его свет – как мне это в нём дорого.
Среди всплеска стихийных сил, разговоров, лавирования между обстоятельствами надо хранить внутренний мир.
Я много раз просила Бога не разлучать меня с теми, кого я любила. Но разлука наступала со всеми. Кроме Толи, который дружен со мной все эти годы.
Рильке близок мне своей возвышенной, чистой и одинокой душой.
14/IV Можно любить человека, имея только одно вожделение: желать находиться около него, быть с ним рядом. Володя на гастролях в Монголии.
Я получила из Таллинна хорошее письмо от отца Владимира Залипского, он одобряет моё поведение, называет меня умницей.
16/IV Я заставляю себя по 2 часа в день играть на фортепьяно. Я полна желания трудиться.
Я сказала сестре, чего я хочу от моего мужчины – ангельских отношений, глубины пониманья, трепета, романтизма, поэзии, я хочу иметь с ним возможность телепатической связи.
Ира Чеботарева сказала, что прежде чем влюбляться, надо пораскинуть мозгами и подумать, будет ли успех в деле. «Вы с Володей противоположности, у него лицо холодное, у тебя тёплое», - добавила она. Смысл встречи с Володей для меня в обретении творческих замыслов, в работе над своей душой, над музыкой, над стихами.
Был концерт Володи в Доме архитекторов. Около 7 часов вечера я почувствовала волнение, как перед моим выступлением. Позже я спросила Володю, волновался ли он. Помедлив, он ответил: «Да».
Коля Ларский был в фойе, он сказал: «Я поджидал тебя. Ты хорошо выглядишь».
Хотелось плакать от Володиной игры. «Вы подождёте меня?», - спросил меня Володя в артистической, куда мы всей компанией пришли его поздравлять. Был Боря Талесник – тихий, Тася с детьми, Миша Р. Тася была очень добра ко мне, сердце моё стало оттаивать.
Так как нам не удалось ни к кому поехать после концерта, то я сказала: «Тогда пойдёмте гулять». «Пойдёмте гулять», - подхватил Володя. Погуляв немного, мы поехали к Володе домой. Он был нервный, сказал, что опустошён. «Я чувствую Вашу опустошённость», - сказала я. «Вот это и плохо», - отозвался он.
Я сказала Володе: «Коля приходил на Ваш концерт». Володя: «Зачем?» Я: «Чтобы меня увидеть, наверное». Володя: «Сама ушла?» Я: «Об этом тяжело говорить». Я спросила, хорошо ли Володя чувствует незнакомых людей. Володя ответил: «Я сразу их чувствую».
Володя накупил в поездке много книг. Дал мне почитать Николая Карамзина.
«Налейте Гале чаю», - сказал Володя Алёше Кузьмину (Алёша бывший ученик Елены Марковны, моей коллеги в школе). Я почитала стихи Заболоцкого, Переца Маркиша, «Гамлета» Анжело Мария Риппелино в переводе Бориса Слуцкого. Тишина сходила в моё сердце, атмосфера была тёплая. «В Монголии я отдохнул, но в Москве всё растерял из-за учеников». Мне ли этого не знать...
Володя, конечно, духовный человек, но не так, как мне хотелось бы. Я много молилась сегодня о нём.
27/IV Втроём: Мария Александровна Скрябина (дочь композитора Скрябина Александра Николаевича), Володя и я читали вслух Рудольфа Штейнера о звуках, о тональностях. Володя читал низким голосом. Лицо у него было усталое, холодное. Хорошо и спокойно мне было сидеть рядом с ним. «Я довольна нашими занятиями. Мне не с кем поговорить о музыке», - сказала нам Мария Александровна Скрябина.
Володя изменился, стал более холодным, нервным. Теперь я уже не веселюсь рядом с ним, не шучу. Что-то надломилось во мне от его холода.
Когда Володя уходил после чтения, лицо его просветлело. «Позвоните мне завтра», - сказал он мне.
28/IV Стою на Кузнецком мосту. Незаметно появляется Володя Бунин: «Один человек уже есть». Я: «А второй уже подошёл». Приходит Таня, ведёт нас на выставку Шумилина Виктора.
Ничто меня не тронуло, хотя художник интересный. Если я Бога во всём, в разном, не чувствую – мне скучно, если в человеке я не чувствую огня – тоже самое. Я много молилась сегодня о Володе.
Володя рассказал мне свой сон, что он находится в храме, где очень много народа. У Володи своя ячейка. Все кланяются, а он не кланяется. «И всё», - сказал он.
26/IV Не понимаю путей любви, загадки встреч, симпатий и отталкиваний.
Творец мужчина творит в полноте, женщина не тянет на эти высоты, ни в музыке, ни в поэзии. Он космичен, она камерна. Бывают исключения.
5/V Вечером дверь квартиры Марии Александровны Скрябиной мне открыл Володя. Мы позанимались чтением и эвритмией. Когда делали руками гласные звуки, в Володе что-то открылось. Он что-то пережил. Он был сегодня мягче и светлее. У Марии Александровны в доме он ведёт себя умело, симпатично, послушен, скромен, немногословен.
8/V Светлый день. Урок с Володей. Слушали с ним симфоническую поэму его отца композитора Владимира Васильевича Бунина. «Вы или сделаете из меня что-то дельное... », - начала я. Володя подхватил: «Или Вы спятите... Вы делаете успехи».
Пили чай, я много чего Володе рассказала. Володя принёс Гёте, читал мне стихи в разных переводах. Музыка его отца мне понравилась, захватила меня даже до слёз. «Нет ли у Вас сонат Шуберта?», - спросил Володя.
9/V Опять праздновала свой день рождения; пришли ко мне художники Олег и Леля Кротковы, Володя Бунин, бард Боря Муратов, архитектор и художник Боря Талесник, Тася, её муж Игорь.
Володя играл, я плакала, слушая его и молясь о нём. Боря Муратов пел. Володя оценил стихи Рильке, которые пел Боря Муратов.
Любовь моя к нему спокойна и заботлива. То, что я его вижу, слышу, учусь у него - огромное для меня счастье. В 12 часов я пошла провожать гостей.
Иногда мне кажется, что Володя из-за своей отрешённости, как инопланетянин среди нас, в нём не наблюдается страстности, влюблённости, романтизма, трепета. Кажется, что ему ничего не надо. Но в его исполнении всё это есть.
10/V Вечером занималась музыкой, попала в ауру Володи. Пронзительная нежность охватила душу.
Кто я: грешник, который не может побороть сам себя.
12/V Женя Шехтер, слушая мою игру на фортепьяно, сказала: «Ты на глазах у меня делаешь поразительные успехи». Я: «Скажи это Володе».
14/V Играла 4 часа: два экспромта Шуберта, «Грёзы любви» Листа, Прелюдию Баха- Зилоти, Прелюдию Мендельсона, Сонату Бетховена №3. Читаю Ромэна Роллана о Бетховене.
Я привезла Володе много продуктов – это моя плата за уроки. Нежность к нему. Моя игра на фортепьяно приближает меня к нему.
23/V Я никого не люблю, но я хочу быть рядом с этим человеком, с Володей.
Я хотела бы иметь отклик в сердцах, и ужели это тщеславие? Быть может, это поддержка в царстве холода и тьмы?
28/V Хочется сбросить эти ветхие лохмотья нищеты, скупости, узости сердечной, мелочности, неправды и устремиться в просторное Небо, где Ангелы летают, хочется забыть все обиды. Что мы делаем, как мы прожигаем жизнь в бессмысленных ссорах?
Долгий разговор с Виолиной о Володе Б. «Если он тебе по большому счёту нужен – он придёт, но ты должна в это верить. Это твоя судьба. Ты не строй замыслов не звонить ему, ты живи, рисуй, играй, пой и жди. Не искушай Бога. Рано ещё. Его душа ещё маленькая. Когда я была у тебя, а он играл, потом вы сидели рядом, я посмотрела на вас, он был счастлив. Он сказал всем: «В этом доме всё есть». Он любит тебя... он на подступах к этому. Он гонит тебя прочь, так как он боится тебя. Ты должна забыть о себе, он никогда не отдаст должного твоим талантам. Он должен обрести что-то, потом потерять, и когда к нему придёт страдание – он откроется... В тот момент, когда у него творческий спад, ты хочешь бросить его, а может быть ему понадобится твоя помощь. Когда он откроется, он будет так играть...» Я: «А я буду так играть...» Виолина: «Не бойся потерять его, и тогда ты его обретёшь».
29/V Гуляла, читала, переписывала стихи Оли Седаковой. Вечером представила себе, что я лечу к Володе и стою около его квартиры и звоню в звонок. И обнимаю его душу. И так я разрыдалась при этом. И Ангелы приблизились ко мне. Душа его драгоценна для меня, но я не знаю, долго ли я выдержу.
31/V У меня в гостях был Толя, Володя хотел купить у него деталь для приёмника. Я набрала телефон Володи, сказала ему, что у меня Толя, передала Толе трубку и ушла. Володя позвал меня к телефону, переговорив с Толей, в сердце пошла волна божественной благодати. Он спросил, как я живу... «У меня бурная жизнь», - сказала я. Володя: «Я вчера Вас не нашёл, адрес с собой не взял, шёл по Метростроевской улице вместо Кропоткинской».
4/VI Разговор с Виолиной о Володе. «Он человек упрямый. Когда он видит, что ты в нём не заинтересована, он сам хочет с тобой общаться. Ты чувствуешь все его состояния. Когда ему плохо, он уходит от тебя, когда ему хорошо, он дарит тебе радость. Это всё нормальные состояния».
8/VI Иногда я так много в себе чувствую, что не знаю, кому это можно передать. Всё больше я желаю только душевно–духовных отношений. Какой же всё-таки мой человек, которого я жду? Какое у него лицо, голос, руки, взгляд?
9/VI Был урок с Володей. Лицо у него было светлое. Володя учил меня, как никогда раньше, он сел за рояль и открывал передо мной бездны. Глаза его сияли, были полны силы, пламя творчества ощущалось в нём. Он был прекрасен. Яркие, воодушевлённые глаза его поразили меня. Я была в восхищении от него.
Я решила платить за уроки и сказала ему об этом. «Мне неудобно брать с Вас деньги. Это будет мешать нашим отношениям», - Володя показал рукой на свою грудь и на моё сердце. «У нас нет отношений. Я для Вас никто. Мы не брат и сестра. Вы трудитесь, и я хочу заплатить Вам за Ваш труд». Я оставила деньги.
Мы поговорили с ним о выставке Хаммера. Мы говорили о рае и о аде. «Вы будете в раю?», - спросила я. Володя: «Да». Я: «Меня тогда не забудьте». Он смеётся. «Когда Вы уезжаете?», - спросил Володя. «Звоните, Галя, когда приедете».
Надо ценить возможность быть его ученицей.
7/VII Написала Володе Бунину в Москву открытку, поздравляя его с днем рождения. Он родился 16 июля.
10/VII Любовь такая тихая и тонкая к Володе Бунину сладостно утешает моё сердце. Матерь Божия склоняется над нами, обнимая наши души.
29/VII Сон: я нахожусь в квартире Володи Бунина. Явственно слышу его голос, беседующий со мной. Вижу, что в середине его комнаты есть дыра, можно упасть вниз на соседний этаж. «Будьте осторожны», - говорю я Володе. «А Вы меня перекрестите», - просит он.
21/VIII Я погружена в Поэзию. Написала 3 стихотворения. Любовь к Володе Бунину, желание единства с его душой – вне страха и суетных переживаний.
Поразительная зрелость души Лермонтова в его юные годы. Душа его раскрывается передо мной, как никогда раньше, не могу уйти от него.
В человеке есть глубины, которых не знает сам человек. Когда снимаются покровы, душа содрогается от любви или от ужаса. Весь мир покоится в этих глубинах, все судьбы людские, всё существование земли. Момент такого прозрения не долог, но отраден, он напоминает о вечности, он даёт надежду на единство со всеми. Не является ли катастрофой то, что мир изъеден злом?
28/VIII Я в Питере. Всех люблю, ко всем нежность. Света Воронина говорит мне: «Выходи замуж за Бунина... Люби Бунина». Я: «Он меня не любит». Света: «Ты – люби».
Я срисовывала руку Фридерика Шопена.
Свидетельство о публикации №210111901210
Галя Елохина 07.08.2013 19:43 Заявить о нарушении
Галина Ларская 14.09.2016 00:01 Заявить о нарушении