Старенькие мысли

   Какое-то время тому мысли крутились вокруг дерева (мысью и "гигантскими шагами" в т.ч.): пару лет назад один знакомый в-прошлом-лесник сообщил мне, что в стволе дерева всё нутро и кора мертвы, а жив лишь тоненький, в несколько клеток толщиной слой камбия, каковой, делясь, откладывает внутрь пресловутые кольца, а вовне - кОровую ткань. Изумившись, я тогда не стал "варить" сию тему, но нынче поразительность картины для меня стала вопиющей, истошно: мёртвая толща, пронизанная капиллярами, устройство коих задаёт движение вверх влаги (в шахте распорки из стволов всегда ставят комлем вниз - иначе столбы, высасывая воды потолка, затопили бы шахту) и солей, задаёт восходящий внутренний "материальный" ток, а продукт фотосинтетического химизма из кроны задаёт нисходящий "энергийный" ток. Продуктивный слой камбия нуждается во встрече этих токов как условии "телостроительства" (растение дОлжно рость!) и здоровья дерева, выступая их ГРАНИЦЕЙ - и своего рода оправданием. Когда представил себе мембранно тонкий "чулок" камбия, динамически и пространственно организующий тело дерева - мёртвое внутри и живое снаружи (лучше сказать "наружу"), возникла ассоциация с "паразитным" вихрем (в чашке кофе, куда подливают сливки, к примеру): если основной, "сливочный", вихрь питается энергией падающей струи и распространяет сию энергию в толще кофе наружу, то вторичные периферийные вихри, коими основной скоро обрастает, при всём внешнем их сходстве с основным энергийного источника в центре не имеют - их центры пусты и энергию потребляют. Т.о. ось паразитного вихря, имея природу пустоты, тем не менее организует тело вихря - инверсно, так сказать. Не буду отягощать аналогию рассмотрением ветвей дерева (а они, кстати, берут начало в центре ствола, наращивая силу по мере удаления - и ужасно досаждая при рубке дров), но продлю аналогию в пласт мифологического образа Древа: оно не только связывает миры, выступая своего рода медиатором (Иггдрасиль и шаманское дерево тому пример), но и организует их иерархию своими ветвями, корнями и стволом, НЕ ПРИНАДЛЕЖА НИ ОДНОМУ ИЗ МИРОВ. То есть Древо центрирует Космос как нечто, его аспектам-мирам чуждое (не зря в "Эдде" Ясень именуют "древом кривым" и "недобрым"), обскурирующее миры друг в друга как своего рода фокус. Древо суть жадная пустошь, трещина между мирами - но трещина необходимая, судьбоносная (норны восседают именно возле комля Ясеня, вырезая руны на его коре, а у корней Ясеня сокрыт источник мудрости Мимира, наделяющий всеведением Одноглазого, провисевшего прикопьенным к стволу 9 суток - по числу миров, похоже; кстати, в рагнарёке Тор отступит пред Змеем на 9 шагов - сойдя т.о. в Ниддхель, полагаю). Миры привязаны к Древу (не зря, опять же, "асы" означает "узы") и обусловлены его существованием: рагнарёк венчается сожжением Ясеня и гибелью всех миров, за исключением докосмических Муспелльсхейма и Ниддхеля (в девичестве Эливагар)... Не стану развивать картину заполнения Гиннунга Гап ядовитым инеем, в образование коего вложились нижний Эливагар - материально, и верхний Муспелльсхейм (настолько шибко верхний, что вход в него для инородцев заказан, а с Космосом его связывает мост-иллюзия, радуга Биврёст) - энергийно; тут просвечивает та же схема... Так вот, варя всю эту всякость - да приправляя её цитатами вроде "в кроне угнездился орёл, в корнях залёг змей, а в стволе древа девушка Лилит себе дом устроила" (по памяти), каковые цитаты лавинообразно обогащали образную ткань "варенья" - я снял ложечкой сладкую пенку в виде квазистишка "ДРЕВО":

       Ожогом жизни вздыбленная смерть,
       Стихий первораспятая обскура,
       Чья амальгама вяжет гущу света
       Мерцающими узами судьбы.


Рецензии