Анна Каренина -тургеневская женщина
" Скажи, почему нас не любят?"
" Э, Ассоль, разве они умеют любить?
Надо уметь любить, а этого-то они
не могут..." А. Грин
Знаете юбилеи писателей полезны для рабочих. Евгений Весник говорил, что он , время от времени, перечитывает Гоголя и находит все новые и новые глубины. Мое знакомство с " Анной Карениной" ограничивалось школьной программой, и я ранее видел фильм с Вронским- Лановым, Карениным - Гриценко, Карениной-по моему, это Самойлова...
Пора прекратить разговоры о " тургеневских девушках ", как о термине. Знаете, у них были трагедии, они горько плакали.., но это знаете ли девушки..?! Эдакий легкий флер лежит на всех этих историях, их, словно вишневыми лепестками присыпали. Умный человек придумал этот термин, и уж, особенно, умны те, кто понес его по жизни.
Тема женских судеб получила дальнейшее развитие в романе Толстого " Анна Каренина ". Сквозь призму судьбы Карениной уже по другому смотрится творчество Тургенева, " его тургеневские девушки".
Анна Каренина - не девушка. А чем ее судьба отличается от судеб в романах и повестях Тургенева?
...Нужно отметить очевидную вещь. Тургенев строит свои повести и романы от лица мужчины, и не взирая, на судьбы женщин, роль мужчины превалирующая. Здесь, главное-личность и любовь Анны. Именно, эта героиня привлекает мое основное внимание. Меня , безусловно, привлекает и конфликт между человеком и обществом, между женщиной и обществом, между чувством и обществом, между любовью и обществом.
"...Дамы, вы знаете, что такое нежность? Когда к вам были нежны в последний раз? Нежность - это нежность. Она не похожа на колечко с сережками, новую шубу, поездку на море...Это забота. О чем, о ком? Вам виднее, основательницы жизни... А нежность - это нежность...Когда вас в последний раз гладили по голове, ложили руку на плечо, улыбались вам..?! И , знаете, не так , что ,вот-вот, и вас потащат в упоительный, необъятный, восхитительный океан секса.., а просто ...проявляя нежность...И, вы знаете, секса нет, а хорошо неимоверно...С чего?! Непонятно! Это и есть - нежность..."
Толстой - это Чехов осадного дела. Чехов пришел, увидел, пришпилил крепость на булавку и победил... Победа Толстого более весома - он показывает больше качеств людей, разбирает тончайшие движения духовного мира героев, дает возможность "пожить в том мире среди них" и не дает уйти-роман, особенно , в двух частях - не рассказ Чехова.
Я знаю о " Войне и мире", но для меня, на данный момент " Крейцерова соната " -наиболее ценная и бьющая по мне вещь.
Чего это Каренина под поезд бросилась?! Неужели не могла как-то иначе?! Если люди задают вопросы, то вероятно, допускают иную возможность.
" Светское " общество устраивает Карениной абструкцию, после ее ухода к Вронскому. Знала ли Анна, что так будет? Безусловно!
Ей пришлось решиться на столь неблаговидный поступок. Мы все - рабы условностей. И, если, какие-то моральные устои мы можем отринуть, то кушать и пить нужно ежедневно. А, если вы будете зависеть от людей, которые вас ненавидят, то вы умрете с голоду.
Каренина совершила то, что непрощается. Что же нельзя ей было простить? Разве дворянское общество - это общество нравственных людей? Изменила дама мужу. Ай-ай-ай. Но только той, которую поймали с поличным, и это стало предметом, в силу разных причин, "светского" осуждения. Меж тем, в "свете" было полным-полно женщин, которые занимались тем же самым, но такого осуждения не вызывали.
Как об этом пишет Джек Лондон в " Прибой канака"?!
"... Когда Ли Бартон и его жена Ида вышли из купальни, американки, расположившиеся в тени деревьев хау, что окаймляют пляж отеля Моана, тихо ахнули...Ида Бвртон-вот кто вызвал их безусловное осуждение и беспокойство. Они осудили ее, и при том бесповоротно, с первого взгляда...Однако на соседнем пляже яхт - клуба и у кромки воды можно было увидеть десятка два женщин, не привлекавших к себе настороженного внимания, хоть и одетых более смело..."
Что же такого сделала Анна Каренина, что ее поведение вызвало столь резкое неприятие? Она нарушила некие правила, нечто столь важное, что простить ее было нельзя. И дело не в адюльтере!
Вот " Дворянское гнездо" Тургенева. На жене Лаврецкого "пробы негде ставить", ее история столь неприглядна, что дальше некуда.., и тем не менее, она сумела устроиться.., и вызвать к себе симпатию...
Общество, " свет " примет ее, со временем. Так что же не так с Карениной?! В чем это не "так" состоит?
Каренина - инородный элемент в этом " свете". Она - Ассоль в Каперне. Ты будь бесчувственной, ты, даже, имей их, хоть это и странно, но внешне, будь любезна следовать общей линии-будь, как все.., и все будет в рамках приличия...Уйти к Вронскому, для Карениной было не просто, на время " выломиться" из общих рядов...Она полюбила, так как и должен любить человек...Мало того, что она обнаружила чувства, которых у большинства и быть не могло, так она решила следовать им, диктовке этих чувств...
Переезд к Вронскому для Карениной-это не поступок дамы из "Дворянского гнезда", это - шаг бесповоротный, без всякой возможности вернуться обратно. Мосты не дадут навести. Еще раз бы хотелось бы повторить, не за то, что полюбила, мало ли кто, чем болеет, а за то, что поступила не так, как все, на ее месте...И вот, вы уже Ассоль, и вся Каперна злословит о вас. И все бы ничего, но Каперна вас неприемлет, ненавидит и Никогда не простит ваш поступок...
Чувства, крайне неуместны там, где привыкли удобно жить, где это главная ценность. Вы не сможете жить удобно, имея чувства. Чувства - это нечто яркое, выпуклое и неудобное ...Чувства делают нас человеком, а с человеком жить и легко, и трудно...Зачем же надо трудно жить с женой, когда можно жить удобно?! Зачем же так трудно жить с мужем, еще труднее, чем можно?! Да и муж, жена..?! Разве это нечто постоянное? Нечто устойчивое? Бесконечно ненадежное! Враждебное!
И, вдруг..!!! Какая-то ...испытывает неведомые чувства.., счастлива.., несмотря на всеобщее несчастье и борьбу...Ее инородность была столь велика, что и представить трудно...
Осень милая плачет,
Не плачь,дорогая,
Точит плач,
не нужна мне
чужая, другая...
А дожди уж звонят,
Я снимаю холодную трубку,
шепот твой зачастит,
я впитаю, твой голос,
как губка...
Осень, желтая осень,
Я щеки твои вытираю,
а мелькнет под ресницами просинь-
и все во мне замирает...
Осень, милая осень,
Я номер твой набираю,
Меня ни о чем не спросят,
а сердце стучит и тает...
Осень, твой тихий шепот
вновь шелеестит по крыше,
в желтой мембране рокот
кажется ближе, ближе...
Имманенс Маг Рун, в миру Шурховецкий Петр.
Свидетельство о публикации №210111900099