Ты помнишь, как все начиналось?

В этот раз все началось с конкурса. С самого обычного детского конкурса...
В один из октябрьских дней, когда на улице шли дожди, и за окном стояла промозглая серость, сын пришел из школы и с порога объявил:" Мне надо нарисовать рисунок на конкурс. На тему "Красота божьего мира".
Я посмотрела за окно. "Да уж, красота!"
"Мам, нарисовать надо храм. Времени дали две недели."
На пленэр ребенка в такую погоду не отпустишь, да и темнеет рано. Пришлось порыться в своих фотоархивах. Нашла штук 20 фотографий различных храмов, чтобы ребенку было на что опереться в своем творчестве. Перебрав и критически осмотрев все фотографии, сын выбрал Храм Женского Богородице Преображенского монастыря из г.Задонска, объяснив выбор тем, что его легче рисовать. Приготовив все необходимое, сын с энтузиазмом принялся за работу. Работа над рисунком длилась несколько дней. Сначала появился эскиз карандашом. Затем последовало несколько дней творческих исканий, самокритики и консультаций с преподавателем живописи в художественной школе. И вот сын приступил к заключительному этапу работы. Разложив краски, эскиз, кисти, он ненадолго задумался и со знанием дела принялся за роспись. При этом с ученым видом, объясняя мне, почему он смешивает краски так и не иначе. А я с удовольствием наблюдала за его работой и слушала объяснения, поскольку сама красками рисовать не умею.
Пока шел процесс работы, я старалась не вмешиваться. Но, когда работа была почти закончена, я все же не удержалась от нескольких замечаний по поводу аккуратности и некоторых деталей, не хватавших на мой взгляд. На что сразу же получила обиженную реплику: " А ты сама попробуй нарисовать! Только точно такой храм, на таком же листе и обязательно красками! Вот тогда и критикуй! А я посмотрю, что у тебя получится!"
Сын рисовал рисунок на листе формата АЗ, потратил на него в общей сложности от 12 до 15 часов.Я задумалась... Что было делать в такой ситуации? Отказаться, значит показать сыну свою несостоятельность. Пришлось поддерживать свой авторитет родителя и согласиться на брошенный вызов. К счастью, сын не ограничивал меня во времени, позволив сосредоточиться и спокойно приняться за работу. Между тем он отнес свой рисунок в школу, получил за него сразу две пятерки и грамоту. И был просто на седьмом небе от счастья. Его работу после первого этапа в школе отдали на городской конкурс.
Первый мой эскиз, над которым я трудилась часа четыре, был забракован сразу и безповоротно. "Слишком много мелких деталей! Ты их красками не раскрасишь! Переделывай!" ...
На второй эскиз последовало снисходительное:" Пойдет, можешь расписывать!"
Два выходных я трудилась над росписью наброска. Признаюсь честно, было интересно и сложно, поскольку с гуашью я работала впервые, но и ударить в грязь лицом перед сыном не хотелось. Осмотрев готовый рисунок, сама нашла в нем множество больших и мелких изъянов. К сожалению, не знала, как их исправить. Но делать нечего, надо было показывать работу сыну. И вот тут-то мой сынуля разгулялся. Он рассматривал мой рисунок со всех сторон, критикуя его и так и эдак, со знанием дела рассуждал о цвете и тенях, делал замечания. А напоследок заявил: "Ну, для первого раза неплохо, на три с плюсом! Немного поправишь и можно будет другим показывать! А теперь доделай свой первый эскиз. Не выкидывать же его. Да смотри, старайся! Я строгий учитель!"
И еще несколько дней мама потратила на доработку другого рисунка, только на этот раз уже не гуашью, а простым карандашом. На второй рисунок времени ушло раза в два больше, но и удовольствия я получила гораздо больше. Все таки простым карандашом рисовать для меня интереснее. А сын посмотрев на работу, коротко сказал:"  Четыре!"

Прошло несколько дней, я смотрю на фотографию и три рисунка одного и того же храма, сделанные разными людьми и в разное время, в разном душевном состоянии"Вроде бы один храм, а вроде бы и нет. Конечно, все изображения имеют общие черты, но сколько же различий! А если бы его рисовало не 2 человека, а 5, 20 или 100? И все изображения, чем-то отличались от оригинала... Ведь так же, наверное, и с верой в бога получается... Бог один, а представление о нем у каждого свое. И каждый по своему прав, и каждый в чем-то заблуждается... И ссорятся люди, доказывая друг-другу свою правоту... И разгораются в мире войны за веру и идею...И страдают люди, умирая и теряя близких... А нужно-то всего лишь принять и допустить к существованию все возможные точки зрения, такими как они есть, быть терпимее и снисходительнее к взглядам и мнениям других людей, тогда и к нам будут терпимее и снисходительнее. Может быть тогда и воцариться мир на земле и воплотиться в жизнь мечта людская о рае...

Размышляя смотрела на рисунки, а в душе сами собой рождались строки:

Белой птицей взметнулся ввысь,
Купола устремив в поднебесье,
Разорвав благодатную тишь
Колокольною звонкою песней.

На равнине средь мрачных лесов,
Далеко от людского селенья,
Дивный звон колокольных гласов
Огласил монастырские стены.

В белокаменном храме за нас
В монастырских сумрачных кельях
Молят бога, сокрыты от глаз,
Монахини – Божии девы.

Не нарушит ни что их покой -
Лишь паломники их навещают.
Тишина здесь царит и покой,
И грехи здесь Господь всем прощает.

И струится над ним благодать,
С колокольным рождаясь звоном.
И простерлась божественна длань
Над монашьим скромным убором.

Белой птицей взметнулся ввысь,
Богородице храм посвященный -
Он надежду в сердцах возродит,
В честь Марии Святой освященный.


А все начиналось с конкурса...

20.11.2010


Рецензии
Как правильно все прочувствовано, и стихи получились замечательные!

Ольга Погорелова Ростов-На-Дону   21.01.2018 14:27     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Ольга!

Анна Донцова   12.04.2018 10:52   Заявить о нарушении