Одна надежда

Сколько ударов может выдержать Кавказский хребет,
протянувшийся с запада на восток от Черного до Каспийского моря?
Можно ли узнать об этом,
если  две тысячи пятьдесят  его ледников сейчас  находятся в периоде отступления,
а  высочайшие вершины Кавказа между Эльбрусом и Казбеком ,
среди которых 20 пиков, превышающих гору Монблан,
и 15 вершин, поднимающихся выше пяти тысяч метров над уровнем моря,
еще не замечают, как жители гор спускаются с вершин?
Если помнить о том, что ледники отступают ввысь,
можно ли  измерить время их встречи  с Атлантами
и предел их существования?

Атланты помнят, что некогда боги
создали на Кавказе место своих игрищ
и выбрали для него  северный склон восточной части Кавказского хребта,
величественные отроги  которого образовали горную страну Дагестан.
Люди, рожденные на вершинах,
куда каждую ночь опускался красный диск Солнца,
хранили его огонь   и умели говорить с Небом
на языке его посланий.
Если помнить, что Дагестан – это гора языков,
можно ли измерить меру их богатства
и высоту их достояний?

Сколько ударов может выдержать язык братства,
чтобы остановить  утрату  родных наречий
и  падение горных народов в  низины?
В горах не осталось мужчин,
чье слово было бы лучше их молчания,
потому что предательство стало их жизнью,
а те, чье молчание не могут искупить никакие слова,
преданы земле,
потому что лучших она прячет в своих глубинах.
Худшие почему - то стреляют первыми,
и стреляя в милиционеров, попадают в сердце народа.
Лучшие из худших тоже множат его раны,
разрешая себе убийство и погибая без сожалений.
Можно ли об этом думать,
если нельзя говорить?

Сколько дождей должно выпасть в реки Сулака, Терека и Самура,
чтобы омыть тела братьев, убивающих друг друга?
Сколько слез  не выплакали матери, чтобы утолить жажду убийц,
называющих себя горцами?
Их вера в смерть пока еще сильнее права на жизнь.
Новостная хроника опрокидывает все устои времени:
«Вчера боевики расстреляли в городе семерых милиционеров».
Погибших попутно детей и женщин никто уже не считает.
«Сегодня  неизвестный проник в больницу и расстрелял раненного милиционера».
Сколько ударов может выдержать нация, чтобы сохранить свое имя?
Пока еще она держится на единстве  вдов и матерей,
одетых в черное.

Когда народ перестаёт говорить,
он перестаёт думать.
Я думаю, что это последний удар.
Знает ли об этом Айшат- простая женщина, одна вырастившая четырех детей?
Стойкая, красивая, всегда стремительная, как птица,
она говорит мне, едва сдерживая слезы на глазах:
- Ты представляешь себе, что он чувствовал в этот момент-
милиционер, стоявший на посту, совсем юноша еще,
когда к нему вышел из машины убийца,
пряча за спиной пистолет и спрашивая:
-Ну что, стоишь?
Что он почувствовал,  догадавшись, что будет через секунду?
Трое маленьких детей дома, старая мать в хадже,
за душой – ничего,ни своего жилья…
Лучше умереть, чем бежать,
а стрелять не успеет, тем более - кругом мирные люди.
Айшат уже не скрывает слез:
-Вечером мы поехали с сыном по его делам,
он остановил машину около поста и ушел.
Вижу - милиционеры, ребята молодые, смотрят.
Меня как ударило: окна затемненные, около поста остановились, - что подумают?
Что у них на душе происходит?
Распахнула дверцу,  чтобы увидели меня, женщину,
ноги в домашних тапочках – на улицу, чтобы видно было - мать  я.
А уже вечер, солнце заходит  за горы. Багровое, яркое.
Повернулась к нему лицом, ладони протянула и стала молить Бога,
чтобы он сохранил их, уберег, защитил…
Молилась  исступленно.
Пришел сын.Отъехали.Оглянулась - стоят, как мишени.
…Что он чувствовал в ту секунду?..

«Два милиционера ранены при взрыве растяжки в Казбековском районе»
«В Дагестане предотвращены два крупных теракта»
« К раненому прапорщику в Махачкалу приехали родственники из Оренбурга»
"В Дагестане продолжается охота на милиционеров"

Одна надежда - на Айшат...


                16 ноября 2010 года


Рецензии
Что привлекло лично меня в этом рассказе? Мудрая корректность автора, который не стал размазывать сюжет политической жвачкой. Простому человеку не до политики - ему надо выжить, уберечь детей не только физически, но и спасти их души.
Как показал мой личный опыт - никакая политика не заставила моих друзей азербайджанцев и чеченцев принять участие в бакинских погромах. Они остались порядочными людьми - такими, какими их вырастили родители.
Кто такой политик для настоящего мужчины, если он с молоком своей матери впитывает основные заповеди? Разве меня может кто-то заставить сейчас взять камень и пойти громить киоск с чебуреками только потому, что единоверцы хозяина чебуречной двадцать лет назад изувечили мою маму?
Да никогда! меня мои же родичи проклянут!
Никакой политик никогда не заставит забыть заветы дедов или наставления матери с отцом. Мы - не марионетки, которых можно дергать за веревочки. Мы за свои конкретные дела отвечаем сами.

Поэтому этот простой и горький рассказ ранит сердце и душу сильнее, чем если бы был напичкан поиском виноватых везде, но только не среди конкретных бандитов, посчитавших себя вправе решать, кого оставить в живых, а кого - нет.
Автор по-настоящему талантлив и очень тонко и четко выбирает форму своего повествования: ничего лишнего, только боль. Боль Кавказа, боль простого народа, беспредел тех, кто пользуется ситуаций, чтобы удовлетворить безнаказанно свои садистские кровожадные наклонности...
С уважением, -

Ольга Анцупова   21.01.2011 21:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга.
С Вами

Мариян Шейхова   23.01.2011 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.