Основные психосоциальные задачи развития в период
Возрастной период
Младенчество – дошкольный
возраст Привязанность к родителям
Овладение языком
Отделение себя от среды
Самоконтроль и послушание
Младший школьный
возраст
Адаптация к школе (посещаемость, подобающее поведение)
Академическая успеваемость (овладение навыками чтения, арифметики)
Поддержание отношений со сверстниками (признание, установление дружеских отношений)
Регулируемое правилами поведение (следование существующим в обществе правилам нравственного и социального поведения)
Подростковый возраст.
Успешный переход в среднюю школу
Академическая успеваемость (овладение навыками, необходимыми для получения высшего образования или устройства на работу)
Участие во внеклассной деятельности (например: спорт, кружки)
Формирование тесных дружеских отношений с представителями своего и противоположного пола
Формирование устойчивого чувства собственной идентичности
ЭРИК Мэш, Девид Вольф с29
Психологические нарушения в эмоциональной сфере личности младших школьников
Согласно положению о специальных (коррекционных классах 7 вида [«Об образовании» с.50.п.10 и письма Министерства образования от 04.1997 №48 в ред. От 26.12.2000], которые создаются в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения педагогических условий образования и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня – до 12 человек.
Система работы в специальных (коррекционных) классах 7 вида направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, оптимизацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности (Закон РФ «Об образовании» от 19.03.2001. №196).
В первые четыре года осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности учащегося. Специально подготовленными кадрами (педагогами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами и социальными педагогами организуется образовательный процесс детям с нарушениями психологического развития.
Возраст 6-10 лет относится к аффективному возрастному этапу формирования личности. В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Это определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость. Эмоциональный уровень реагирования является основным уровнем реагирования в кругу общения. Младший школьник , перенесший в этот период психологическую травму, тяжелую болезнь в школе или дома находится в зоне риска возникновения задержки психического развития на этапе аффективного формирования (эмоциональная неустойчивости, недоверчивость, неуверенность в себе, тревожности, робости и др.).
Начальная школа.
В возрасте 7-8 лет мозг ребенка прибегает к использованию языка в постоянно усложняющихся формах и информация накапливается очень быстро.
В этот период одно из первых по важности мест занимает управление чувством агрессии. Практика показывает, что в школу дети приходят с уже сложившимися пристрастиями и проблемами агрессивности. Они не перерастают этих проблем просто так (при чем у девочек они проявляются сильнее, чем у мальчиков). Если не принять меры , со временем всё может стать намного хуже. По этой причине помочь детям научиться не вводить себя в состояние гнева9 или по крайней мере, контролировать себя в состоянии гнева) представляется действительно актуальным. Дружба в этом возрасте не обязательно основывается на глубоких и постоянных сходствах. Тем не менее она бывает верной и очень сильной с точки зрения эмоциональности. У ребенка может появиться «особенный друг», и он переживает настоящее горе, если «особенный друг находит себе других приятелей или переезжает в другое место. Как разрешить эту проблему? Постарайтесь помочь ребенку завести нескольких друзей (товарищей для совместных игр) и продолжайте развивать его чувство принадлежности к семье.
Отшельничество «пассивных упрямцев».
У «пассивных упрямцев» может возникнуть проблема привыкания к школе. В этом случае они могут проявлять волнение либо быть слишком тихими и незаметными. Постарайтесь заметить эти ранние сигналы и обсудите с учителями стратегию привлечения к деятельности, приносящей чувство успеха. В период младшего школьного возраста появляется стремление морально обосновать свои проступки – с этой целью дети говорят очевидную ложь. В это же время спокойное течение жизни ребенка нарушается. Растущая независимость порождает волнение по поводу смерти и физических увечий, других опасностей. Иногда дети по этой причине не хотят идти в школу. В начальной школе многие сложные дети в этом возрасте решают, что они плохо успевают. От них часто можно услышать: «Я не понимаю…», «Мне не дано…», и т.д. Озабоченность по поводу своих способностей заставляет их сдаваться, и они в самом деле начинают плохо учиться. Поэтому очень важно развить в ребенке позитивное отношение к своим способностям.
Трудно любить себя самого, если ты испытываешь недостаток любви. То, как нас любили в детстве, накладывает отпечаток на всю жизнь, и он, этот отпечаток, индивидуален и уникален. Под знаком любви (или не любви) формируется наши отношения к жизни и смерти.
7- 8 лет называют периодом ожидания. Пока что в ребенке всё дремлет и устанавливается. Теоретически это время затишье перед бурей полового созревания.
Один интересный аспект данного возраста – позиция «ты мне больше не друг», когда ребенок начинает проявлять силу воли в острых ситуациях. Многие родители признаются: дети говорят, что ненавидят их, это своего рода предупреждение родителям о грядущих баталиях переходного возраста. Один из возможных ответов ребенку, который настаивает на том, что ненавидит вас, может быть: «Можешь ненавидеть меня, сколько хочешь, а я буду любить тебя, сколько хочу».
«Отстающий» объявляет тревогу.
Приблизительно в конце второго класса «отстающие» решают, что успех в учебе для них недосягаем, и берут на себя роль клоуна. Помогите им добиться успеха, поддерживая интерес к книгам (читайте им вслух) и развивающим играм (играйте вместе с ними). Сосредоточьте внимание на круге их интересов. В этот период дети увлечены идеями общения. Проявляют желания решать проблемы. Активно используют воображение.
Иногда сложные дети ведут себя дерзко. Доходят до того, что они угрожают убить себя, если им не позволят сделать то, чего им хочется. Когда ребенок говорит: «Лучше бы я умер», «Я не просил, чтобы меня рожали», родители начинают тревожиться. Признаки депрессии надо вовремя заметить, но чаще эти слова – просто дерзость, а не проявление депрессии. Тем не менее никому не хочется доводить до привычки угрозы о нанесения себе увечий, чтобы добиться своего. Скажите : «Я вижу, что ты разгневан, и не позволю причинить себе вред». В возрасте 7-8 лет ребенку пора объяснить семейные правила и сказать, чего именно ждут от него. Очень полезно найти время и спокойно пройтись по пунктам. Ребенок должен знать, что соблюдение правил помогает создать желаемый тип семьи. Это не помешает ему позднее оспаривать некоторые пункты, но в целом воспитательный процесс не будет нарушен.
Поддержка позитивного вклада ребенка в семейную жизнь – один из способов воспитание резистентности, устойчивости к различным жизненным ситуациям. Поиск талантов, умений и навыков и использование их по максимуму – помогает детям накапливать позитивную самооценку. К семи годом девочки бывают более разговорчивыми, чем мальчики. Помощь мальчикам в развитии способности передавать свои мысли словами в этот момент очень важна. Привлечение мальчиков к диалогу (они не должны отделываться односложными бормотаниями пещерного человека) имеет здесь большое значение. Преодолев «немоту», мальчики превращаются в хороших собеседников, и это качество остается с ними на всю жизнь.
Прослушивание аудиокниг помогает мальчикам развивать внутренние образы и строить языковые выражения.
Для девочек в этом возрасте полезны упражнения с калькуляциями. Обучение на примерах с деньгами – посчитать сдачу, решить, сколько нужно заплатить и т. д – довольно эффективно.
И для мальчиков, и для девочек много пользы приносит развитие навыков концентрации. Для успешного обучения в школе требуются три важных навыка: концентрация последовательность (понимание правильного порядка развития событий) и память. Всё это можно развить благодаря помощи родителей. Самый простой способ – совместные игры (например, шахматы шашки, морской бой).
Развитие навыков дружбы.
В начальной школе часто обнаруживается рост хулиганского поведе-ния в восьмилетнем возрасте, когда дети начинают соперничать за положе-ние в коллективе сверстников. Это обычная ситуация в плоть до тринадцати лет и немного старше. Чтобы избежать этого или хотя бы сгладить проблему, помогите ребенку завести несколько друзей. Идеально, ели одни будут в школе, а другие вне школы. Умение быть хорошим другом не только помогает детям находить своё место в обществе сверстников, но и закладывает основу для успеха в карьере и выстраивании отношений в будущем.
Многие сложные дети не могут сами развивать навыки дружбы и нуждаются в помощи. Вот некоторые ключевые навыки.
Понимание чувств других людей. Разъясните, как поведение вашего ребенка влияет на эти чувства.
Сложные дети нередко представляют тайну и для самих себя. Горячие, импульсивные люди не всегда находят время, чтобы задуматься над собственными мыслями и чувствами.
Родители сложных детей дарят им слова, через которые те понимают мир. Вот почему то, как мы описывает мир, важно для них. Тот же самый ребенок, который вытягивает из нас все силы или будет спорить несколько часов подряд на какую-нибудь пустяковую тему, доверяет нашим словам, помогающим ему разобраться в окружающем.
Навыки самоосмысления.
Существуют три основных навыка самоосмысления.
1. Распознавание чувств «они должны быть четко названы».
2. Понимание того, как поступать с этими чувствами.
3. Изменение чувств, если того требую обстоятельства.
Распознавание чувств .
Помогите сложным детям определиться, сказав: «Мне кажется, тебя что-то волнует. Я прав?» Или: «Я не могу понять по твоему лицу: ты рассержен или расстроен?»
Один из способов понять сложного ребенка – это привлечь его внимание к вашим собственным чувствам. Например: «Прямо сейчас я чувствую гнев. Ты испытываешь тоже самое?»
Умение распознавать собственные чувства помогает нам определить, что важно, а что нет. Если вы не будете совершенствовать это навык, то придете к тому, что будете придираться ко всем вокруг, не понимая причины своих поступков.
Сложные дети, не настроенные на собственные чувства. Могут вести себя так, что потом будут испытывать неудобства. Научите их переносится назад, чтобы определить причину обуревающих эмоций. Лучше всего делать это в конце дня. Найдите время, чтобы спросить: «Сегодня утром, когда мы торопились в школу, ты явно был расстроен. Как ты сам думаешь - почему?» Не позволяйте ребенку отделаться привычным: «Не знаю». Станьте похожим на детектива: «Что-то было не так, после ого как ты проснулся? Или настроение испортилось после завтрака? Вспомни, это случилось, когда ты вошел а кухню или раньше?»
Сложные дети воспринимают внешний мир как источник своих чувств. Результат – обвинение всех и вся при плохом настроении и никакой ответственности за то, чтобы изменить свое состояние.
Эрик Мэш, Девид Вольф. Детская патопсихология нарушения психики ребенка.Спб.: "Пайм-Еврознак", 2007
Свидетельство о публикации №210112000345