обучение в средней школе
Личность - (от русского «личина» (что соответствует греческому термину «persona» - исходно маска или роль исполнявшаяся актёром древнегреческого театра)). Относительно устойчивая система мировоззренческих установок представлений об окружающем мире и о своём месте в нём, стилей и видов поведения, которые характеризуется тем, что построены на основе включённости данного индивида в социальный контекст. Стержневым образованием личности служит самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придаётся идентификации личности.
Исследование.
Модель личности в психоанализе. Модель личности в психоанализе ориентирована на понятия структуры и динамики "внутреннего конфликта".
В поведенческой психологии (бихевиоризм) модель личности основана на внешнем наблюдаемом поведении , на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации .
В рамках гуманистической психологии личность рассматривается, прежде всего, как принимающая ответственные решения.
В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида , прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности. У А.Н . Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которых субъект выступает в рамках своей деятельности при этом поступки субъекта, со своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов. В концепции В. Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой интегрирована.
Личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного, и действовать за границами требований ситуации или ролей.
Структура.
Рубинштейн "1946г" выделял следующие составляющие личности:
1. Направленность (установки, интересы, потребности);
2. Способности;
3. Темперамент.
( В.С. Мерлин 1967г) представил следующие уровни:
1. Свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности пси-хических процессов);
2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способно-сти).
(21. с. 302 - 303). 21. И.М.Кондаков. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб. "Прайм-Еврознак. 2007
Личность формируется и проявляется в процессе непосредственного общения внутри сменяющихся в ходе индивидуального развития ребенка в микросоциальных групп и в коллективе: по линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии, индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительно автономности).
Психология умственно отсталого ребенка.
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной и эмоциональной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.
Л.С. Выготский считал, что задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребёнка могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, собственно культурным развитием ребёнка. Нарушения патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений взаимодействия личности с социумом и самим собой. Детям свойственно резко выраженное отставание развития эмоций. Недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Развитие эмоций дошкольников определяется наличием педагогического воздействия, родителей и педагогов. Благоприятным условием способствуют сглаживанию импульсивных проявлений, а также позволяют детям контро-лировать свои эмоциональные проявления.
В 1936 году Л.В. Занков показал, что при наличии интеллектуальной недостаточности влияние эмоций в некоторых условиях содействует компенсации дефекта; особенно проявляются эмоции к своим родным и близким.
К числу основных компонентов личности принято относить самооценку и уровень притязаний. Уровень притязаний - это стремление к достижению целей той или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. Экспериментальные данные (Л.И. Божович, Е.А.Серебрякова, Ж. Нюттен) показывают, что у ребенка с заниженными интеллектуальными способностями возникает неадекватный завышенный уровень притязаний и привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребёнок попадает в образовательное учреждение и сверстниками по общению может быть нанесён удар неадекватного завышения его интеллектуальных и эмоциональных возможностей. Если родители не в силах скрыть досаду за неудачного ребёнка или нормально развивающиеся сверстники, в том числе брат и сестра, постоянно подчеркивают своё превосходство, то заинтересованность в обучении понижается и очень хрупкая самооценка ребенка полностью зависит от внешней оценки. Явление завышенной самооценки может возникнуть у ранимых и низко оценивающих себя, но привыкших к неудачам и создавших себе защитный барьер от внешнего воздействия. Л.С.Выготский считает: что именно на почве слабости, из чувства собственной мало ценности (часто бессознательно) и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности.
Особенности развития эмоциональной сферы личности младших школь-ников при речевых нарушениях.
Среди немногочисленных работ посвященных исследованию особенности эмоциональной сферы в личностном развитии можно назвать работы таких учёных как Л.М .Шипицина, Л.С.Волкова (1993г), которые выявили некоторые особенности эмоционально личностных качеств у младших школьников 1 и 2 классов с общим недоразвитием речи. В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушением речи свойственна пассивность, сензитивность (повышенная чувствительность), зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. У учеников 1х классов коррекционно - развивающего обучения наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций. Расстройство в эмоциональной сфере личности детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и им требуется психокоррекция. Согласно распространенной классификации нарушений поведения у детей Р.Дженкинса выделяются: гиперкенетическая реакция, тревога, уход по аутистическому типу, бегство, несоциализированная агрессивность, групповые правонарушения.
Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа.
Группы расстройств, связанных с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Ими могут быть: снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор; качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обуславливающие своеобразную , асинхронию развития.
Особенности развития эмоциональной сферы у детей с дефицитарного типа.
Благоприятно влияет на эмоциональную сферу слабослышащих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи. В младшем школьном возрасте слабослышащие дети слабослышащих родителей более общительны со сверстниками, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Слабослышащие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению. Эти особенности могут объяснятся тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих слабослышащих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность. Всё это усиливает зависимость слабослышащих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У слабослышащих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедленно формирование социальной зрелости. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, которые они оценивают как положительные, часто связаны с учебной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать задачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавляется человеческие качества: чуткость, умение прийти на помощь. ( В.Г. Петрова, Т.Н. Прилепская). У слабослышащих детей наблюдается значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств.
Особенности развития эмоциональной сферы личности детей с нарушениями зрительной функции.
Слабовидение оказывает большое влияние на формирование всей психологической системы человека, включая и личность. У младших школьников под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Хастингс доказал, что для не давно утративших зрение, характерны также сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения. Слабовидящие дети более ранимы, по шкале самооценки. Заслуживает внимания и тот факт, что дети из школ-интернатов показали большую неуверенность при самооценке, чем дети из семьи. Для слабовидящих свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным пространством. Это относится также к знакомству с живыми объектами. Речь слабовидящих детей достаточно интонационно выразительна ( понимание эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости) (Т.В. Корнева). Установка детей с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности. В первую очередь это связано с оценкой своей внешности. Это зависит от своего собственного представления о себе, построенное исходя из оценке своего положения, либо происходит от ориентации на внешние оценки, идущие от зрячих. Э.Келлер говорила о том, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к слабовидящим. Внутрисемейное общение, приводящее к формированию негативных качеств личности слабовидящего ребенка, определяется деспотическим, подавляющим волю поведением родителей в отношениях со своим ребенком. На первое место взрослые ставят строгость, твердость и жесткость При этом они, как правило игнорируют трудности детей, вызванные нарушениями зрения. Вынужденный покорятся воле взрослого, ребенок испытывает чувство скрытой или открытой неприязни и в какой-то момент переходит к открытому неповиновению. Некоторые дети в этой ситуации уходят в себя, замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям. Ребенок либо растет не самостоятельным, подавленным, часто задерганным и малоинициативным. Либо вступает на путь непрерывного хронического конфликта, постоянно находясь в состоянии открытой или закрытой агрессии. У него не формируется потребности в общении как с членами семьи, так и с более широким окружением. Такой тип общения со взрослым создает у ребенка чувство неполноценности и ненужности, рано рождает у него состояние глубокой тревожности. Его самооценка неадекватно занижена. Сочетание высокой самооценки и низкого уровня притязаний свидетельствует о том, что незрячих в большинстве случаев удовлетворяет средний уровень развития. Большинство неадекватно относятся к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его.
Дети с дисгармоническим развитием складом личности имеют отклонения в патологических типах характера.
Характер (от греч.charakter - отличительная черта; особенность, которая определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, проявляющихся в деятельности и общении. Характер является результатом взаимодействия темперамента человека и условий воспитания. (М.С.Лебединский, Б.Н.Мясищев и др.). Выраженность характера может быть различной: это может быть средний или "нормальный" характер выраженный или акцентуированный и патологический. Патологический характер, являясь причиной серьезных трудностей социально-психологической адаптации, находятся под пристальным вниманием психолога.
Выделяют три основных признака психопатии:
1. - тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое присутствие во всех сферах жизнедеятельности человека;
2. - относительная стабильность во времени: малая подверженность изменениям на протяжении жизни человека;
3. - социальная дезадаптация.
В детском возрасте, когда характер еще не приобрел своей окончательной системы черт, целесообразно говорить об "акцентуациях" характера (К.Леонгард). Акцентуация (от лат. accentus -ударение) представляют собой наличие выраженных черт того или иного характера: им было описано 12 типов акцентуации, включая смешанный, типичный для подросткового возраста.
Диагностика и коррекция дисгармонического развития младших школьников.
Необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном и социальном развитии. Имея такие данные, следует организовать среду воспитания и развития ребенка таким образом, чтобы были учтены его сильные и слабые стороны. Главная задача - обходя провоцирующие факторы нивелировать проявление слабых сторон и путём целенаправленного воспитания усилить сильные стороны, имеющиеся у каждого человека. По отношению к ребенку. В психокоррекционном процессе взрослый реализует следующие функции:
воспитательную - восстановление положительных качеств личности; компенсаторную - нахождение области оптимальной реализации возможностей ребёнка;
стимулирующую - активизация значимости социально одобряемой деятельности, формирование заинтересованного отношения к оценкам;
корректирующую - работа по преодолению негативных, вызывающих дезадаптацию качеств личности ребёнка;
регулирующую - стимуляция процессов саморегуляции и самокоррекции.
Целесообразно использовать: индивидуальные и групповые воздействия, обращенные к сознанию и подсознательным механизмам поведения развивающие рефлексию или, наоборот, способность к быстрому принятию решений и т.п.
Психология детей со сложными нарушениями развития личности.
У детей имеющих 2 и более нарушений развития связанны с повреждением у них различных систем организма, и они подлежат обучению и коррекции в специальных школах и интернатах.(39. с. ). 39. Т.А. Шишковец. Осложненное поведение подростков. «5 за знания», М. 2006.
Эмоциональная коммуникация у младших школьников.
На протяжении перехода от раннего детства к среднему детству развитие познания, языка, Я-концепции и социализации отношений. Это подготавливает почву для эмоциональной коммуникации, которая постепенно приобретает сходство с эмоциональной коммуникацией взрослых: тактика обмана (обманных эмоциональных сигналов и их утечки), понимание смешанных эмоций (понимание нескольких аспектов одной ситуации), спонтанное управление эмоциями и возможность эмоциональной маскировки эмоций.
Способность детей убедительно изображать на лице эмоции (не испытываемые) медленно развиваются на протяжении среднего детства. Обращение ребенка к ненаблюдаемым состояниям сознания, умение различать убеждения, намерения желания и эмоции другого, позволяет ему объяснять и предсказывать поведение партнера или коллектива.
Двухступенчатая последовательность развития понимания намерений другого или группы.
На первом этапе дети могут объяснять и предсказывать поведение. Следующий шаг вперед - рассуждать о том, что убеждение является не самой реальностью, а её представлением (репрезентацией). В отличие от желания, убеждение может быть истинным или ложным, и внешний мир может быть представлен точно или не точно. Дети с 4 лет обычно справляются с заданиями на сложные убеждения, тем самым доказывая свое понимание того, что у другого человека могут быть другие убеждения, которые могут оказаться ложными, тем не менее, определять их поведение. Дети узнают, что иногда всё не так, как кажется (видимость или реальность). Большинство детей с 6-летнего возраста понимают, что других людей можно ввести в заблуждение с помощью выражения лица, позы и прочее. Уже к 9 годам дети понимают, что человек может испытывать противоречивые чувства. Ребенок уже может научиться нормам управления своими эмоциями предписываемые обществом, культурой. Понимание эмоциональной двойственности переживания (амбивалентности чувств) их расщепления, прочно устанавливается у ребенка только к 9 годам. Дети в этом возрасте принимают во внимание последствия своего выразительного (экспрессивного) поведения.
Для эффективного управления выражением эмоций необходимо наличие 4 разных способностей:
1. знания о ситуациях, в которых уместно выражение эмоций;
2. способности контролировать экспрессивное поведение;
3.мотивации к этому;
4. уровня когнитивного понимания.
Когнитивное понимание и способность следовать культурным нормам проявления, особенно применительно к сокрытию или преуменьшению истинной эмоции, появляются у ребенка к 9 годам [22. с.194-207 ]. 22. Питер Лафренье. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПБ. «Прайм –Еврознак». 2004.
Свидетельство о публикации №210112000390