Алекситимия

В настоящее время отечественная психология всё чаще обращается к понятиям как "эгоцентризм", "эмпатия", "нарциссизм", "алекситмия", "эмоциональный интеллект" которые подчеркивают не только внутреннюю, но и внешнюю сущность человека. В теоретических исследованиях и психолого-педагогической практике различные аспекты развития эмоциональной сферы младших школьников становятся целью  деятельности школы. У младших школьников существуют  многочисленные проблемы поведения и в основном возникают в результате неадекватной оценке ситуации эмоциональной зависимости  ребенка от учителя, родителя, сверстников, поэтому возникают кризисы и нарушения поведения  в школе, дома и на улице. Это усложняет адаптацию к школе и мешает справляться с требованиями повседневной жизни. С одной стороны увеличиваются количество требований, ожиданий - эмоционально оценочное отношение к младшему школьнику со стороны учителя, родителей, а с другой стороны проявление эмоциональной децентрации (способности отстраняться от собственных эмоциональных переживаний к восприятию эмоций сверстников). В этой ситуации родители часто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески скрывать их, демонстрируя своим примером терпимости и толерантности  в круге своего общения. Поэтому вырастают люди с не развившимися в младшем школьном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств - люди с алекситимией (с отсутствием эмоций). Таким  людям не хватает слов для выражения их эмоций. Кажется, что у них вообще нет никаких чувств, а в действительности они неспособны их выразить или выражают их панически, затрудняясь описать их как собственные,  так и чувства других людей. Малочисленный эмоциональный словарный запас приводит к тому, что они жалуются на то,  что их мутит, они потеют и у них кружится голова, то есть они в тревоге и у них развивается личностная тревожность. Такие младшие школьники редко плачут, но если уж заплачут, то навзрыд с ручьями слез. Такие школьники,   боль  связанную с эмоциями,  воспринимают за физическую и они склонны нудно приставать к домочадцам, к учителям и сверстникам в оказании первой помощи. Многие школьники, если выражение их чувств,  приносило  в прошлом отрицательный результат - боль, страх, чувство вины, приходили к выводу, что чувства свои лучше  никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться о них лучше срывать их от самого себя. К сожалению, отказ от собственной эмоциональной боли часто ведет в сторону отказа от вероятной радости. Мы знаем, что в системе межличностных отношений младшие школьники стремятся к самоутверждению, но и к соперничеству со сверстниками и другими людьми, проявляют самолюбие с чувством ответственности, которое принимает ситуацию режима в школе. Наиболее интенсивно это чувство развивается у ребенка в условиях познания. Кроме того, развивается чувство доверия и способность к сопереживанию. Сопереживание  успеха и неудачи за одноклассника создает особую атмосферу солидарности между учениками: все участники становятся внимательнее и доброжелательнее друг к другу, то есть складываются личные отношения дружбы и сотрудничества, "эмпатии". «Эмпатия зиждется на самоосознании, способности распознавать, что чувствует другой человек, её недостаток тоже бывает заметным. Эмпатию можно выразить интонацией голоса, жестом, выражением лица и тому подобное она похожа на материнскую любовь к своему ребенку и делает жизнь более романтичной. Эмпатия не зависит от способности к учебе,  а от способности "считывать" чувства других невербальным путем. Дети,   обладающие искусством эмпатии,  лучше успевают в школе,  не смотря на то,  что их средний коэффициент умственного развития не превышает коэффициент умственного развития детей,  менее способных к расшифровке невербальной информации» (7.с 147.). 7.   Ф.Е. Василюк.  Психология переживания. Изд. МГУ. М., 1984.

 Эмоциональная заброшенность ребенка в семье и школе притупляет эмпа-тию и даже возникает возможность развития нарциссизма. Определяющими свойствами нарцисса  являются: эгоизм, самолюбование, крайне высокая осознанная самооценка, стремление к личной выгоде  и благополучию любой ценой, стремление эксплуатировать людей в личных целях. И мы все немножечко нарциссы!
Эмоциональный интеллект или эмоциональная культура - это осознание и понимание и собственных эмоций и эмоций окружающих. Главные состав-ляющие эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений, мотивация [Дж. Мейер, П.Сэловей, Д.Карузо, Д.Гоулман.].   Существуют биологические (уровень эмоционального интеллекта родителей;  правополушарный тип мышления;  свойства темперамента)   и социальные предпосылки (семейный уход, эмоциональная реакция ребенка на окружение и его самосознание;  уровень образования опекающих ребенка, андрогеность;  внешний локус контроля;  религиозность)   развития эмоционального интеллекта. "Обладать развитым эмоциональным интеллектом - значит уметь настраиваться на эмоции, понимать их и предпринимать адекватные действия, то есть уметь настраиваться на свои и чужие эмоции, понимать свои и чужие эмоции, предпринимать действия в исследованном эмоциональном контексте" (6. с.21-20).    6.   Гиту Бхарвани.Важнее чем IQ! EQ:  Эмоциональный интеллект. «Прайм-Еврознак»,2009.
 Начинать развитие эмоционального интеллекта необходимо с обучения детей эмоциональной грамотности  дома и в образовательном учреждении.
Желанный ребенок формирует психоэмоциональную структуру личности ребенка. Уже  в зародыше  у ребенка формируется позитивный взгляд на себя и это записано в подсознании: "Мене радуются, меня ждут". Первый крик, непроизвольные движения, покраснение и сморщивание при появлении на свет ребеночка это первые проявления его эмоций (может это очень неприятно, но прекрасно). А на втором месяце ребенок улыбается, вскидывает ручками и ножками, замирает и улыбается лицу матери, то есть "оживляется". Улыбка ребенка свидетельство начала его индивидуальной психической жизни. Мать в ответ на его  улыбку улыбается ему,  и они взаимно эмоционально привязываются друг к другу. На втором году у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу это уже самооценка и устойчивое положительное эмоциональное отношение к себе и к своим качествам. Ребенок иногда даже делает попытку утешить расстроенную мать, как бы "заражается " отрицательным эмоциональным состоянием значимого его   другого. На втором году жизни больше чем в последующие периоды предпосылок для возникновения отрицательных эмоций, так как плохо развита активная речь. Дети в это время: кричат, топают ногами, плачут, дерутся, а иногда и кусаются. На втором году у него возникает  любовь и радость, страх и обида. Ребенок боится всего нового, незнакомого, неожиданного и причина может быть в неправильном воспитании. Запугивать ребенка следует опасаться,  это может оставить глубокий след в виде нервозности и отклонений, в этот период необходимы положительные социальные стимулы. Дети,  воспитанные без радости, и без любви, как правило,  боязливы.
В период дошкольного детства, в котором идет развитие познавательных эмоций, очень важно оказывать стимулирующие воздействие к исследованию ребенком окружающей действительности и социальной общности. Познавательные эмоции - удивление, любопытство, любознательность, креативность возникают только в столкновении с новыми сторонами действительности. "Возраст аффективности" от 2 до 6 лет это возраст бурного, не-стойкого характера и немотивированных чувств и иногда проявляющийся в быстром переходе от радости до неудовольствия. Ребенка в этом возрасте легко испугать, рассердить, но с той  легкостью можно и заинтересовать, вызвать интерес к  чему-  то необычному   привлекательному. У детей в этом возрасте  свойственно эмоциональное понимание, "зараженность", они подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими. В конце 3 года ребенок начинает понимать юмор и шутку. Некоторые дошкольники показывают высокую степень нравственной зрелости и отзывчивости. Эти чувства к 7 годам приобретают личностные свойства. В это же время у детей развивается чувство самоуважения, то есть они не допускают унижения ни со стороны взрослого, ни со стороны сверстников. Чувства прекрасного и безобразного, чувство гармони, ритма и комического занимают важное место в эстетике и этике ребенка. Благоприятные условия для возникновения разнообразных эмоций в развитии чувств создает игровая деятельность ребенка. В совместной игре у дошкольников развивается как индивидуальный,  так и социальный эмоциональный интеллект. Развитие эмоций у младших школьников.
Собственная эмоциональная выразительность младших школьников развивается быстрыми темпами это и эмоциональная впечатлительность и отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное. В дружбе детей (опоре друг на друга) 5-7 лет видна особенность внешних причин: с кем чаще играю, вижусь - с тем и дружу. А 8-11 лет друзья это те, кто помогает и интересуется лично им.  Доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность как личностные эмоциональные свойства развиваются именно в этот период  у младших школьников. В это же время у младших школьников развиваются социальные эмоции: сопереживание и способность принять точку зрения другого человека и даже переживать чувства близкого ему человека (эмпатия), а ещё и самолюбие, то есть не только самоутверждение, но и соперничество с другими, то есть отрицательный эмоциональный фон.
Те раздражители, которые вызывали переживания у дошкольников, у младших школьников не действуют. Теперь в школе, дома, на улице он может подавлять своей волей нежелательные эмоции и чувства, но младший школьник может и не обнаружить имеющую у него эмоцию, которую он в данный момент переживает за себя или за окружающих. Он имеет только четкие представления о страхе (драматические ситуации) и радости, выражая их словами. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине, национальной привязанности.
А главное - игровая деятельность отходит на второй план взамен образовательной. И тут у ребенка развивается чувство личности, так как с приходом в школу социальная ситуация новая, свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения. Воздержание от ситуативного импульсивного обладания чем-нибудь, требует от ребенка самоорганизации и это вызывает  у него чувство одиночества и отчужденности - он должен быть ответственным за свою жизнь и деятельно организовывать её. Его "хочу" заменяется " я должен". Но с другой стороны младшему школьнику приятно и радостно быть ответственным, так как окружающие воспринимают его как школьника, поэтому он стремиться оправдать ожидания и боится оказаться неуспевающим учеником. И вот тут у младшего школьника может возникнуть повышенная обидчивость на учителя, на родителей и одноклассников за их шутки в неуспехе. Обидчивость у ребенка может выражаться и в агрессивных реакциях, плаксивости, в нарушении поведения (двигательной расторможенности). Именно в этом возрасте ребенок с помощью и учителей и родителей может почувствовать радость познания, уверенность в успехе своих начинаний и позитивных приобретений в учебе и воспитании. В младшем школьном возрасте возникают и серьёзные педагогические проблемы: эмоциональная несдержанность и неустойчивость. Педагоги не знают, как корректировать упрямых, драчливых, плаксивых, тревожных, задир, сквернословов и даже способных на жульничество детей и все это может быть связанно с темпераментом младших школьников. Все эти нарушения могут носить комплекс недостаточности (неполноценности). Педагог-психолог должен постоянно помнить об особенностях эмоциональной сферы ребенка в этом возрасте и способствовать эффективной регуляции ребенка и оптимальным способам социализации. Педагогу необходимо объяснять родителям, чтобы они учили своих детей развивать и объяснять свои чувства, что все чувства ребенка приемлемы, только поступки служат предметом осуждения. Главное педагог не забывает повторять детям младшего школьного возраста, что он любит и уважает их. Реакция педагогов на плохое поведение может быть разрушительной, потому главное концентрироваться не на ребенке,  а на его поведении, то есть выговаривать за плохое поведение ребенка,  а не на самого ребенка: "Я хочу услышать, что ты думаешь,  о своем поведении, не хныкая". Очень важно поощрять старания  ребенка большие или маленькие, так как внимание педагога вселяет веру в него, что можно реально исправить свое поведение. Родители и педагоги поощряют, чтобы ребенок всегда проявлял себя как можно лучше.
В этом же возрасте активно развивается исследовательская деятельность в области запретного. Запретные места - свалки, сараи, колодцы и канализационные люки - очень привлекательны для них. Детям хочется "эмоционально прожить" окружающий мир и сформировать свой внутренний детский мир и миф о мире. Желание ребенка победить запретное и тех,  кто наложил запрещение (табу).


Рецензии
«Эмпатия зиждется на самоосознании, способности распознавать, что чувствует другой человек, её недостаток тоже бывает заметным. Эмпатию можно выразить интонацией голоса, жестом, выражением лица и тому подобное она похожа на материнскую любовь к своему ребенку и делает жизнь более романтичной. Эмпатия не зависит от способности к учебе, а от способности "считывать" чувства других невербальным путем. Дети, обладающие искусством эмпатии, лучше успевают в школе, не смотря на то, что их средний коэффициент умственного развития не превышает коэффициент умственного развития детей, менее способных к расшифровке невербальной информации» (7.с 147.). 7. Ф.Е. Василюк. Психология переживания. Изд. МГУ. М., 1984.

Таисия Кучина   08.12.2010 00:30     Заявить о нарушении
Алекситими́я (от др.-греч. ἀ- — приставка с отрицательным значением, λέξις — слово, θυμός — чувство, букв. «без слов для чувств») — затруднения в понимании, передаче, словесном описании своего состояния.

Может выступать характеристикой личности, включающей следующие особенности:

затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;
снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.
Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.
Алекситимия рассматривается как фактор риска психосоматических заболеваний. Эта точка зрения подтверждается клиническими исследованиями. Причины развития алекситимии неясны. Установлено, что первичная алекситимия плохо поддаётся психотерапии. В то же время, психотерапия вторичной алекситимии бывает эффективной.

Алекситимия встречается у значительной части (до 85 %) людей, страдающих расстройством аутистического спектра. Для измерения алекситимии используются диагностические интервью, шкалы самоотчётов, проективные техники.

Термин «алекситимия» предложил в 1973 году Питер Сифнеос (Peter Emmanuel Sifneos). В своей работе, опубликованной ещё в 1968 году, он описал наблюдавшиеся им особенности пациентов психосоматической клиники, которые выражались в утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, обеднённой фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств. Алекситимия буквально обозначает: «без слов для чувств» (или в близком переводе — «нет слов для названия чувств»). Напротив — гибкость в выражении своих чувств — стала одним из важных критериев для сокращения психотерапии по авторской модели Сифнеоса Краткосрочной провоцирующей тревогу психотерапии. Термин подвергался критике, в том числе за отсутствие релевантности, однако прочно занял своё место в литературе, посвящённой психосоматическим заболеваниям, а связанная с ним концепция алекситимии приобретает всё большую популярность, что отражается в постоянно возрастающем количестве публикаций в разных странах. Разработке концепции алекситимии предшествовали более ранние наблюдения, установившие, что многие пациенты, страдающие классическими психосоматическими болезнями и характеризующиеся «инфантильной личностью», проявляют трудности в вербальном символическом выражении эмоций.
Проведённые исследования показали, что от 5 до 23 % здорового взрослого населения имеют отдельные алекситимические черты.

Гадаев Алексей Вениаминович   27.10.2024 08:51   Заявить о нарушении