Как хитрый Лифвшиц Инфляцию победил

В чудесной стране Разяе во времена царя Бориса объявилось чудовище заморское Инфляция. Было это чудовище нрава дурного и характера гнусного. Задумало оно дух разяйский напрочь извести, самих разяев по миру пустить, а земли их, подземными сокровищами богатые, с молотка продать. Чтобы планы свои коварные в жизнь воплотить, прибегла Инфляция к методе, проверенной в теплых странах. Стала эта Инфляция в огромных количествах бумажные деньги разяев поедать. Съела один миллиард, потом другой, третий... Не успели разяи глазом моргнуть - нет денег. А без денег - какая жизнь. Ни к морю теплому поехать, ни новый сарай поставить, ни телегу на мягком ходу купить. Беда, да и только! Бросились разяи новые деньги печатать. А Инфляции этого только и надо. Она в аппетит вошла - мигом новенькие деньги съела. Только их разяи и видели. Даже картинки толком не рассмотрели. Так и повелось с тех пор: разяи деньги печатают, а Инфляция их поедает. Счет между тем на триллионы пошел. Половину лесов разяи на бумажные деньги вырубили, море краски извели. Денег же, как не было, так и нет. Беда и разруха кругом обозначились. Места работные позакрывались, дома казенные обветшали, дороги ухабами да ямами покрылись, скотина пала; поля общинные пыреем заросли, простые разяи улыбаться разучились. Сам царь Борис в хандру и печаль впал. Неизвестно, чем бы вся эта история закончилась, если бы после баньки одной боярин Коржавный не поведал царю Борису, что в земле разявной живет мужичишка хитрый Лифвшиц, который знает, как победить Инфляцию.
- Не может мужичишка какой-то, даже с такой занятной фамилией, победить Инфляцию, - усомнился царь Борис.
- Может, может, царь-батюшка, - уверяет советник Коржавный государя, - он хоть и невзрачый с виду, но зато хитрый-прехитрый.
- Ну, ежели, он такой хитрый, почему до сих пор из Разяи не съехал? Другие хитрые да умные давно в краях обетованных живут, - не сдается царь Борис.
- Так-то оно так, государь-батюшка, но хитрован и в студеных краях тепло устроится, - отвечает боярин Коржавный.
- И то верно, - согласился царь Борис и повелел привести мужичка Лифвшица в палаты царские.
Притащили государевы пострельцы мужичку Лифвшица во дворец. Посмотрел на него царь Борис и изрек:
- Это правда, что ты самый хитрый в Разяе?
- Может правда сие, ваше сиятельство, а может и нет. Зато истинно верно, что имею я ученую грамоту, которая   подтверждает, что я большой дока по Инфляции и Девальвации.
- Ну, с девками валяться наука невелика. Это каждый может. А вот с Инфляцией совладеть никто не может. Если ты, мужичишка Лифвшиц, справишься с Инфляцией, я тебя в Разяе первым канцлером сделаю. Не справишься - в тьму американскую сошлю. Согласен на мои условия?
- Согласен, ваше высочество. - На том и расстались.
Семь дней и семь ночей ломал голову хитрый Лифвшиц, как эту бестию Инфляцию победить. На восьмой придумал нужный рецепт. Возликовал от счастья и бегом к царю Борису. Прибежал в палату царскую, на пол шлепнулся, лбом об пол ударился, руки к государю простер:
- Нашел, царь-государь, рецепт нужный, как эту гадину заморскую загубить. Надо в Разяее бумажные деньг прекратить печатать. Не будет денег бумажных, нечего есть станет Инфляции, вот она сама по себе и издохнет.
- Да в уме ли ты, мужичишка Лифвшиц? - гневно произнес царь Борис. - Как без денег народец мой обходиться будет? Как без денег люд служивый жить будет? Им ведь кормиться, одеваться надо. Не будет денежного содержания, люди голодать начнут, потом роптать станут, бунт учинят. Меня, царя, бранными словами поминать начнут. Нет, право, такой рецепт только выживший из ума предложить мог. Не оправдал ты надежд моих, мужичишка Лифвшиц. Надо тебя в тьму американскую сослать.
- Не выжил я из ума, царь-государь, - отвечает хитрый Лифвшиц, - а все хорошо продумал. И про народ твой, и про бунт возможный. Не будет у нас бунта, головой ручаюсь. Менталитет у народа твоего не такой, и тредь-юнионов у нас на счастье нет.
- Что ты мне, мужичишка Лифвшиц, про какой-то там ментов литет и тредь-юнионы талдычишь? Причем они тут, когда Инфляция продыху не дает.
- А при том, царь-государь, что тредь-юнионы первые помощники Инфляции. Они завсегда свои интересы с интересами народа путают. Чуть что не так, начинают кричать: "Деньги давай! Премьера в отставку!" Народ на улицу зазывают. Движение гужевого
транспорта прерывают. Слава Богу, тредь-юнионы не прижились в Разяе. А все потому, что разяи по привычке больше на троих соображать любят, чем по всяким там митингам шляться. Менталитет у них такой. К тому же они традиции свои свято чтут. Живут по поговорке: "Дед твой терпел и тебе велел".
- Так ты, мужичишка Лифвшиц, думаешь, что мои разяи стерпят безденежье, бунт голодный не подымут?
- А куда они, царь-государь, денутся. Менталитет - великая сила.
- Ну, хорошо, убедил ты меня, хитрый мужичишка Лифвшиц. Отдам сейчас приказ прекратить деньги бумажные печатать и содержимое служивым не выдавать. Но смотри у меня, если что не так получится, в тьму американскую сошлю тебя...
Сказал так царь Борис и сделал, как советовал ему хитрый мужичишка Лифвшиц. Перестали в Разяе деньги бумажные печатать и содержание служивым да работным выдавать. Неделя проходит, другая, месяц, другой, третий. Тихо и спокойно в Разяе. Служивые люди - служат, работные люди - работают, денег за труды не получают, протеста не выражают, о бунте не думают. Все, как хитрый Лифвшиц предрекал.
Прошло полгода. От денежного голода на нет сошла Инфляция. Меньше одного процента стала. Возликовал царь Борис. На раут хитрого Лифвшица пригласил и такой разговор завел:
- Послушай, хитрован Лифвшиц, знаю я, чем ты Инфляцию извел. Но не понятно мне, как народец мой без денег обходился. Может, ты мне секрет сего чуда раскроешь. А мы ее как нову-хаву оформим и басурманам продадим. На вырученные деньги мануфактуры разные закупим, и ремесла нужные в Разяе возродим. И еще одно. Допустим, с менталитетом я как-никак разобрался. Однако занятно мне, как народец мой без денежного довольствия выжил. Неужто, святым духом питался? - недоумевая, спросил хитреца Лифвшица царь Борис.
- Может, и святым духом, царь-государь, народ твой питался. Может, березовую кашу ел, может, из топора ее варил. Науке на этот счет ничего неизвестно. Известно только, что народ твой на выдумку большой мастак, а потому он и выдюжил лишения. - Молвил в ответ царю Борису хитрый Лифвшиц.
Сие так! - гордо произнес Борис. - Народец мой достоин меня!
С такими словами он крепко обнял хитрого Лифвшица и вручил ему заслуженную награду. А заодно объявил всему разейскому люду об учреждении нового всенародного праздника – Дня  победы над Инфляцией и общеразейского согласия. На этом и сказке конец, а о том, стал ли хитрый Лифвшиц канцлером, вы узнаете из другой сказки.


Рецензии