Квартирный вопрос майора Грачева

Ситуация, в которой оказался майор милиции, сотрудник ОБЭП Валерий Грачев, может показаться невероятной: человек, всю жизнь занимающийся изобличением жуликов, сам «попал в замес». С другой стороны, коллизия, которую своими силами пытается разрулить Валерий Васильевич, лишь частный случай нешуточных испытаний людей, попавших в тиски безответно зияющего квартирного вопроса. Разве мало сейчас людей, рискующих жизнью и здоровьем на государевой службе, скитается по съемным углам, в то время как оборотистый мошенник может обладать солидным имуществом и не ведать проблем с квадратными метрами? А сколько семей военных и сотрудников милиции пополнило статистику разводов из-за той самой «оголенности тылов», при которой служба в армии или «в органах» превращается в демонстрацию абсурда в масштабах государства — от тебя требуют полной самоотдачи, а взамен оставляют нерешенным главный вопрос: где жить и на что содержать семью?

Нехорошая квартира

Взявшиеся пять лет назад обустраивать свою жизнь молодожены Валерий и Татьяна Грачевы не стали ждать милостей от ведомства, в котором к этому времени Валерий Васильевич дослужился до майорских погон. Поступили как все. У Валерия была однокомнатная квартира в Бердске, гараж и дача. Для того, чтобы приобрести жилье в городе Обь, поближе к работе, решили все это имущество продать. По случаю подвернулась женщина-посредница, которая взялась уладить дело с приобретением за 300 тысяч рублей трехкомнатной квартиры. С договором купли-продажи и пакетом документов на приватизацию приглянувшейся «трешки», в которой были прописаны по соцнайму супруги Д., направились в учреждение юстиции для регистрации сделки с недвижимостью. Первое, о чем спросили «в окошечке» этого учреждения, — уплачены ли деньги за приобретение квартиры? Для того чтобы устранить это препятствие, покупатель, уже выложивший задаток, рассчитался с продавцами под расписку. Сбой с окончательным оформлением квартиры в собственность уже въехавшего в нее и прописавшегося на основании имеющихся документов покупателя произошел из-за того, что дом оказался ведомственным жильем железной дороги, и понадобилось восемь месяцев для передачи его на баланс муниципалитета. За это время вполне до того устраивавшая гражданку Д. и ее супруга сумма, естественно, истаяла. Хорошая, отремонтированная квартира, где уже обосновались молодожены Грачевы и их только что появившаяся на свет дочь, постепенно стала превращаться в «нехорошую» по той простой причине, что у гражданки Д. и ее заочных консультантов возникла мысль о дополнительном «наваре» с уже пущенных в оборот квадратных метров. А почему бы и нет? Ведь квартира так и осталась неприватизированной.

Далее получилась ситуация и вовсе неказистая. Выписавшиеся из ведомственной, неприватизированной квартиры экс-супруги Д. (сегодня они в разводе) заявили свое право на собственность. Суд принял иск и 19.02.2007 г. вынес решение в пользу гражданки и ее бывшего мужа, рассудив их с филиалом ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога» вкупе с администрацией МО города Обь. Признав права собственности двух бывших супругов на недвижимое имущество, суд как бы «не приметил» того, что в 46-й квартире дома № 35 по улице Покрышкина шестой год живет и исправно платит по всем счетам молодая семья.

Если перевести в квадратные метры

Разыгравшаяся вокруг квартиры микродрама — всего лишь один из частных вариантов царящего на рынке недвижимости беспредела, плодящихся ребусов и парадоксов документооборота, где даже искушенного покупателя подстерегают мошенники, черные риелторы и недобросовестные агентства недвижимости со своими лохотронными схемами. Оформлявшую акт купли-продажи посредницу в настоящее время разыскивает и не может найти милиция. Что же касается странных судебных решений, то они даже после признания первого из них недействительным продолжали строиться по сценарию «игры в одни ворота». В первый раз суд проигнорировал тот факт, что в квартире живет начальник ОБЭП города Обь с женой и маленьким ребенком, во второй — решил развести истца и ответчика и по деньгам, и по жилплощади, несмотря на то, что приход судебных исполнителей с последующим выселением майора Грачева с женой и дочерью-малюткой означал нарушение конституционных прав всех троих, попрание международных норм, предусматривающих приоритетную защиту прав детей. А если учесть, что в стране развернулась широковещательная пропаганда президентской программы по улучшению демографической ситуации (читай: все лучшее — детям), то действия органов юстиции, берущихся оформлять приватизационные документы на людей, давно уже выехавших и выписавшихся из своей квартиры, живущих к тому же по разным адресам, и «одобрение» такой практики судом означает чиновное пренебрежение к директивам центра на местах. Да и как могли «не приметить» наличие в спорной квартире майора милиции Валерия Грачева, инициировавшего прохождение через суд скандальных уголовных дел на чиновников-расхитителей государственных средств? Странно это. И хотя в материалах судебного спора из-за квартиры не фигурируют, разумеется, эти самые обиженные номенклатурные работники, «доставший» их своей принципиальностью «пришлый» майор из бойцов ВДВ явно стал возмутителем спокойствия. Обычный способ наказания проявляющих излишнее рвение «борцов со злом» — отторжение. Гражданка, которая по решению суда города Обь, собрав несколько необходимых бумажек для органов юстиции, возымеет право собственности на квартиру, конечно, не демоническая личность, а проживающий в частном доме ее бывший муж — тем более. Да и нет у них возможности, даже продав имущество, наскрести миллион с лишним рублей (так за шесть лет выросла в цене трехкомнатная квартира в Оби), и ясно, что речь идет о повторной продаже той же квартиры, то есть о создании ситуации, когда на одну и ту же жилплощадь будут претендовать уже три стороны. Бывает и такое. В жизни чего только не случается. Но чтобы к созданию такой ситуации подталкивал суд!

В ответ, открыв решений пачку…

В редакцию газеты Валерий Васильевич Грачев пришел, одетый «по гражданке», с пачкой документов «по делу» о выселении его из купленной шесть лет назад квартиры. Рассказывать о своей проблеме с «холодком» у него не получалось. Допекло. Его «квартирное дело» рассматривает уже третий судья. В тот день, когда он поведал мне свою историю, у дверей ставшей предметом спора квартиры дежурил специалист БТИ с предписанием войти в жилье для уточнения плана квартиры. В «исковом заявлении об устранении препятствий в пользовании жилым помещением» от 11 июля 2007 года претендующая на повторное обладание уже проданной квартиры бывшая квартиросъемщица прямо пишет о том, что не может выполнить последнее решение суда «в связи с отсутствием… денежных средств для его исполнения». Ну а раз таковых средств нет в наличии, то почему, продав недвижимость один раз, не попытать счастья во второй? Чтобы закрепить успех, бывшим квартиросъемщикам оставалось только доказать, что никаких денег они от Грачева не получали. Эту попытку они и предприняли, а когда она не удалась, стали «выкатывать» новые иски. Почему не помотать ответчику нервы, заявляя в суде, что квартира была продана «под давлением» со стороны милицейского чина? Отчего не «загрузить» его повторными исками, чтобы для замирения он выдал «откат», равновеликий первоначальной сумме купли-продажи?

Парадоксы правосудия, произведенные на свет Фемидой города Обь, достойны того, чтобы поломать над ними голову. Почему суд пренебрег интересами семьи Грачевых, несмотря на то, что предыдущие квартиросъемщики уже выписались из квартиры? Каким образом так и не приватизированная квартира может фигурировать в суде в качестве «частной собственности»? Что касается права на спорную жилплощадь истицы, то ведь документы на обладание квартирой, которую она уже однажды продала, так и не оформлены. На сегодня квартира является муниципальной собственностью города Обь, и прописанный в ней квартиросъемщик не изъявляет намерения ее приватизировать. По поводу чего же вообще тогда сыр-бор? Сегодня майор милиции Валерий Грачев работает оперативником в ОБЭП Новосибирского района и продолжает отстаивать в суде свои законные интересы. Пожалуй, его пример — другим наука. Но — какая? Если случай майора — назидание слишком въедливым милиционерам, добросовестно и без оглядки на личности исполняющим свои служебные обязанности, то пора бить тревогу.

Ляпы суда, были они преднамеренными или случайными, описала в кассационном представлении в судебную коллегию по гражданским делам от 15.10.2004 г. помощник прокурора города Обь, юрист 3-го класса Ж. Воробьева. Говоря языком юридическим, решение суда от 29.01.2001 г. было квалифицированно как необоснованное и незаконное «ввиду нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права». А ведь этим решением предписывалось выселение семьи Грачевых «без предоставления жилого помещения»…

Юрий ГОРБАЧЕВ.  "Ведомости" Законодательного Собрания НСО.
http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=24175

Коллаж Натальи ЖУРАВЛЕВОЙ.


Рецензии