Об о. Иоанне Крестьянкине. Часть 1. Беседа

      Есть события значительные в жизни, яркие как цветы, которые направляют и согревают в дальнейшем пути. Это такие перекрестки сознания мира, сначала явленные исключительно тебе, впоследствии открываются всему миру как настоящие и целенаправленные пути. Все это очень важно, потому как часто человек или человеки идут по дороге, что-то строят — а потом неожиданно оказывается, что это пройденное и построенное не нужно твоим детям — они быстро все это ломают и что эта дорога была неправильна, хотя все с уверенностью и с песнями ее прошли. Все это от того, что в России и во всем мире не принято думать на перекрестках, а уж тем более не принято спрашивать у более опытных — очень сильно болит голова от дум, легче что-то делать, чем думать. В этом может быть и состоит вся трагедия видимого мира и всех цивилизаций.
      Для меня одним из таких событий была встреча с отцом Иоанном Крестьянкиным — известным старцем Псково-Печерского монастыря.
      Немного вспомню то время. 80-90-е годы вообще были какими-то религиозным бумом, называемым евхаристическим возрождением — все как сумасшедшие бегали по церквям и по священникам, совершая немыслимые в нормальном состоянии глупости. К сожалению, вся эта энергия не привела к воссозданию русской культуры — воровство, бандитизм, пьянство, лицемерие и дебилизм восторжествовали в церкви и в обществе и потушили энтузиастический порыв. Может быть не хватило генетики (как известно лучшие роды России были вырезаны), может еще что-то, но жаль, очень жаль — мы были искренни в своем порыве... Современный редактор из Независимой газеты назвал это средневековым варварством.  Увы, в церкви с маленькой буквы действительно можно до сих пор встретить много варварства. Блажен, кто сквозь эти препоны в церкви с маленькой буквы доходит до чистой и прекрасной Вечной жизни Церкви с большой буквы.
      Вот и я попал в этот романтический бум. После запрещенных Ахматовой, Гумилева и Солженицына я стал читать Евангелие, ходил на тайные тогда катехизические встречи, усердно до полусмерти молился дома и во всех открытых тогда церквях, ездил к батюшкам и пытался учиться в Богословском Свято-Тихоновском институте — ушел с первого курса, но все это не насыщало меня. Душа очень страдала от ненастоящности бытия, искусственности форм, негатива жизни общества и собственных нерешенных проблем и прочая-прочая. И в какой-то уже почти полностью депрессивный момент очередная невеста меня взяла под руку и повезла к какому-то там батюшке, чтобы узнать свою будущность. Я почему-то не стал особенно сопротивляться и до сих пор не жалею об этом.
      Псково-Печерский монастырь, по моему мнению — это тогда было все то лучшее, что сохранилось от подлинной духовной России. Удивительная архитектура, пещеры и непрервавшаяся за годы большевизма необыкновенной красоты служба — все это заворожило мое сердце. Мы ходили на службы и к старцу по одной и той же дороге от матушки и обратно, где мы жили — старой и мудрой женщины, нашедшей себя в свои последние годы для духовной жизни при монастыре. Все это было необыкновенно и впечатляло. Помню, как я впервые встретил старца — отца Иоанна. Мы ждали его с моей предполагаемой суженой в каком-то коридоре. Мне стало плохо от неизвестности, собственных проблем, другой странной для меня жизни и я стал медленно падать по стеночке. И тут я увидел, что какой-то седовласый старичок сначала побежав по коридору вдаль, потом неожиданно повернув, приблизился ко мне и взял меня за руку. Отчетливо помню этот момент: в глазах было темно, силы оставляли меня и я падал физически, но после прикосновения руки старичка вспыхнул яркий свет и какая-то неведомая сила поддержала меня и я не упал, а остался стоять на ногах. Также отчетливо помню необыкновенные чистые голубые глаза этого старика и седые красивые волосы. Потом мне моя суженая сказала, что это был отец Иоанн Крестьянкин. Через какое-то время была беседа и письмо мне врученное келейницей лично.
      Кстати сказать — в воспоминаниях об отце Иоанне упоминается, что многие так и думали, что батюшка с ними будет много разговаривать. Даже странно и дико все это читать, особенно от священников. Видя, какие огромные очереди собираются к батюшке и сколько писем у него было в мешках, мне и в голову не могло прийти проситься к батюшке на прием. Просто хотелось еще раз хоть глазком его увидеть. После одной продолжительной беседы я имел счастье два раза кратковременно пообщаться с ним в коридоре и получить два письма. Особенно назидательным был момент — я стоял в коридоре вместе со всеми и ждал просто чтобы увидеть батюшку. Впереди стояла старенькая сгорбленная бабушка и тоже ждала что-то, видимо по какому-то очень важному делу. Вдруг вышла келейница, взяла матушку за плечи и стала с ней двигаться по коридору на выход, что-то ей шепча в утешение. Нам стоящим стало очень стыдно и мы потихонечку стали тоже уходить, понимая, что батюшке нужно отдохнуть и что стоять не нужно. Вообще нужно сказать, что в монастыре, да и в церквях, культурой поведения никогда особенно не блистали. Считалось, что чем дичее, тем лучше — это значит, что ты правду несешь людям и их спасаешь. От этого хамства, кстати сказать, многие до сих пор не могут ходить в церкви. Я думаю, что просто потеряна культура за годы беззаконий и сами верующие потеряли духовный и культурный стержни.
      Вроде как на следующий день мы попали к батюшке отцу Иоанну. Я до сих пор по ночам вспоминаю его келью — очаг русской культуры, потом подобное я видел только в музеях, где пытаются сохранить примерный вид быта ушедшей эпохи. Золотистый и красный свет всегда стояли передо мной. «Золотое сердце России мерно бьется в моей груди» как сказал известный поэт. Вот-вот именно средоточие жизни России чувствовалось в келье батюшки. Средоточие Креста Господня — перекрестие всех дорог и всех жизней. Особенно поражали в батюшке его глубокая чистота, русскость во всем — седовласые красивые волосы и  проникающий взгляд в глубину твоего сердца. Как потом многие говорили — было только одно желание лечь в или перед кельей и остаться здесь навсегда. «Хорошо нам здесь быти» говорили апостолы преобразившемуся Христу на горе Фаворе. Не каждый священник или просто человек имеет такую чистую и согревающую ауру, в некаждой церкви легко молиться. Здесь же у отца Иоанна было все легко. Встретила нас келейница батюшки — имени ее уже не помню, его правая рука. Прочитал батюшка молитву Отче наш перед старинными иконами, посадил нас по разные от себя стороны и начал беседу.  Во время беседы батюшка касался руками наших рук и в какой-то момент их отрывал, а потом снова касался. Все это происходило быстро и налету. Батюшка вообще все делал быстро — быстро ходил, почти бежал, единственное что говорил всегда медленно и читал молитвы неспешно и с расстановкой — но это для других, а не для себя. Потом я понял, что батюшка таким образом лечил наши души с помощью рук. Иногда, когда наверное наша нечистота подавляла его, он резко вставал и уходил в другую комнату. Как врач. Недаром его в тихую называли «Добрый доктор Айболит». Беседу помню смутно — батюшка говорил много о браке, о том, что в браке нужно жить как птички и еще очень и очень многое. 


Рецензии
Я отвечаю сразу на три части, и на письмо письмом, которое публикую и в разделе рецензии.

Мне понравилось. И как все знакомо. Энтузиазм и ошибки восьмидесятых.Фраза "Усердно до полусмерти молился" вообще гениальна, она отразила настроения интеллигенции. Инок Никита говорил, что принимать монашество можно только тогда, когда ты без этого не можешь жить. Но без религиозно миссионерского периода жизни не было бы наверно такого творчества Ван Гога, хотя миссионерство было не его делом. Если бы в роду Михаила Булгакова не было двух священников, не было бы наверное глубины и тайны в его произведениях. Из всего представленного, возникает впечатление, только мое, субъективное, что монашество как практика в монастыре не Ваше призвание, опять таки это только мое впечатление. Как и не мое призвание. Вообще получилось искреннее произведение, о рефлексирующем человеке, какими мы и являлись. И этим оно интересно. До смерти надоела религиозная пафосность и елейность, когда человек рвет на себе рубашку, говорит, что теперь ему открылась истина, и ни во что не ставит окружающих, или смотрит кому ради этой истины надо морду набить? Мне нравится тем, что я узнаю себя. Как - то очень хорошо дана сама встреча с о.Иоанном. Нет фортиссимо с отверзающимися небесами. Единственно только, нет ясности, что с благословением на брак? Похоже, что не благословил. Само письмо о.Иоанна это ядро всего повествования, и ломаешь голову, а в чем же призвание? И это находит отклик.Как отклик находит роман "Обломов", не поймите меня неправильно. Вы как , бы рефлексирующее желе, а есть о.Иоанн, которому Вы полностью доверяете, принимаете и верите. Но о.Иоанн остается о.Иоанном, а рефлексирующий интеллигент, остается рефлексирующим, но благодарным, и свято верующим интеллигентом. Но ничего не меняется, хотя человек и предпринимал усилия, брал на себя подвиги, штурмовал небо. И в этом я тоже узнаю себя и свое окружение. По моему замечательный рассказ, напоминает Чехова, но сам факт явления о.Иоанна переводит на другой уровень, в парадоксальную плоскость, свойственную Достоевскому. Интересно будет ли продолжение?

Спасибо и желаю успехов. Сергей Федоров

Федоров Мистик   22.11.2010 00:35     Заявить о нарушении
Спасибо большущее за положительный отклик. Особенно лестно сравнение с Чеховым, просто окрыляет...
Продолжение постараюсь написать.
Вообще бы хорошо собираться в день памяти отца Иоанна и отца Всеволода Шпиллера (последнего вроде бы чтут в Кузнецах, но книги не издают, ремесленничают и высоты его культуры не достигают) - это были люди подлинной культуры, до которой мы никак не можем дорасти.
Я стал чувствовать, что необходимо отдавать то, что в тебя вложили - несмотря на эпоху, страну и количества получаемого пособия в данной стране.
Насчет рефлексирующего интеллигента, который толком ничего не делает и слепо всему верит, а потому как типаж инвариантно сохраняется в истории - здесь предмет для написания отдельного труда, мне сейчас непосильного.
В конце концов несколько миллионов штурмовали Берлин, а флаг водрузили над рейхстагом несколько человек. И это всегда так в истории. Главное для человека выполнить Волю Божию о себе - а кому какая цель дается Свыше не наше дело. Кому сапоги чистить так, чтобы люди могли ходить чистыми, кому получать пулю, а кому водружать флаги - все во славу Божию.

Сергей Торжевский   22.11.2010 22:55   Заявить о нарушении