Па-де-де Madame Людмилы Chiriaeff-Ширяеффъ

    ОЧЕРК
                1.

      Русские эмигранты со всех концов земли сердечно называют канадскую балерину и основательницу канадского балета Людмилу Александровну Ширяеву соотечественницей. Но это не совсем так.      
       Людмила Ширяева была очаровательной русской эмигранткой во втором поколении. Молода, стройна, свежа. Грациозный поворот головы, утончённый овал озарённого лица,  пленительный взгляд, высокий стан, лёгкая, будто летящая,  походка. 
     Она родилась в 1924 году в  стрёмной Риге - в городе наводнённом  беглыми полицейскими, жандармами и сыщиками царской охранки, латышами-стукачами, немецкими  и советскими шпионами.  Царствовали донос, пытки в каменных застенках, убийство из-за угла. Здесь, с  17 августа 1919 и по 21 июня 1940 года, издавалась  самая крупная в Прибалтике и наиболее содержательная русскоязычная независимая демократическая газета «Сегодня».
    Учредителями этого печатного органа были Я. Брамс и Б. Поляк, редакторами - Н. Бережанский,  М. Ганфман, Б. Харитон и М.Мильруд.    В газете сотрудничали такие известные и поныне личности как А. Аверченко, М. Айзенштадт, Ю. Айхенвальд, М. Алданов, А. Амфитеа¬тров, К. Бальмонт, Н. Волковысский, Юрий Галич (Ю. И. Гончаренко), М. Ганф¬ман, А. Даманская, Изгоев, В. Ирецкий, А. Кизеветтер, В. Клопотовский-Лери (В. В. Клопотовский), Lolo (Мунштейн), Лев Максим, С. Минцлов, Вас. Ив. Немирович-Данченко, Жак Нуар (Я. В. Окснер), Б. Оречкин, М. Первухин, П. М. Пильский, Игорь Северянин, Я. Судрабкалн, В. Третьяков, Е. Л. Шкляр.
       В 1940 году после присоединения Латвии к СССР были арестованы и сосланы в лагеря М. Мильруд, Б. О. Харитон, А. К. Перов, Э. Махтус, Г.А. Ландау. Карикатурист С. А. Цивинский  расстрелян в Москве на Лубянке. И.А. Тейтельбаум и Александрс Гринс  расстреляны в Астрахани. Габриэль Левин покончил с собой в Воркуте. Многолетний сотрудник Юрий Галич покончил с собой в Риге после вызова в НКВД. П. М. Пильский лежал парализованный после инсульта и потому не был арестован НКВД, он умер в декабре 1941 после прихода немцев.
      С газетой «Сегодня» в её начальные годы сотрудничал непродолжительное время  отец  нашей героини, Людмилы Александровны Ширяевой – Сергей Горный ставший впоследствии известным русским писателем (наст. имя Александр-Марк Авдеевич Оцуп)  (1882 – 1948 гг.). Писатель похоронен в Мадриде, но книги его   по сю пору успешно издаются и читаются и в  нынешней России.
      Предположительно,  древний российский род Оцупов происходит из Испании. В суровые времена   средневековой инквизиции,  предки Оцупов, изменив прежнюю фамилию, бежали с Пиринейского полуострова и прославились в Голландии   как искусные кораблестроители. Заботясь о становлении своего государства, русский царь Пётр Великий, путешествуя по Европе, пригласил одного из Оцупов в Россию, где и женил его на дочери узбекского хана.
    Неожиданное приобретение рачительного Петра I оставило впоследствии заметный след на всей русской культуре.
   По хроникам, во второй половине XIX века мы застаём семью Оцупов, проживающую в    городе Остров  бывшей Псковской губернии.  Здесь-то, в многочисленной семье деда - купца Авдея Мордуховича (Марковича) Оцупа (1858 – 1907 гг.) и бабушки Рахили Соломоновны (1864-1936), урождённой Зандлер, появился на свет их первенец Александр – отец Людмилы Ширяевой,   
     Вскоре дед   Авдей  вместе с семьёй  перебрался в Петербург, где  служил секретарем у заводчика Шмидта, а затем  обосновался в  Царском Селе.
     Здесь родились младшие братья Александра:  Михаил (1887 - 1959), Сергей (1889 - 1974), Павел (1891 - 1920 ),  Николай (1894 –1958), Георгий (1897 - 1963) и сестры Евгения (1898 - 1942) и  Надежда (1901 - 1958).
     Братья Оцуп охотно и отменно учились в Императорской Николаевской Царскосельской мужской классической гимназии, соперничавшей по престижности с Царскосельским лицеем.  Директорами Николаевской гимназии были один из лучших русских поэтов ХХ века Иннокентий Анненский и автор многочисленных книг по истории, поэт и переводчик гётевского «Фауста» Константин Иванов, а  преподавателями - ученые с мировым именем М.Ростовцев, Б.Варнеке и И.Лаппо.
  С 1896 по 1906 год директором  гимназии был выдающийся русский поэт Иннокентий Анненский.  Четверо из Оцупов последовательно, один за другим,  Александр - в 1900 году, Сергей - в 1908, Павел - в 1910 и Николай - в 1913-м окончили гимназию с золотой медалью. Братья, Михаил - в 1905 и Георгий - в 1916, завершили обучение с серебрянными медалями. 
     Кстати, в 2010 году исполнилось ровно 300 лет Царскому Селу и 140 лет со дня основания Императорской Николаевской Царскосельской мужской классической гимназии.
      Подробный рассказ о каждом из членов обширной и талантливой семьи Оцупов займёт  несколько десятков книжных томов. Это были известные российские и зарубежные деятели культуры, крупные поэты, писатели,   политики предприниматели, кинопродюссеры, коллекционеры. Были в семье люди, расстрелянные советской властью, были стойкие монархисты и кадеты,  советские политкаторжане, и не менее стойкие чекисты.
     Общий тон в семье задавал средний брат - Сергей Авдеевич Оцуп. Он первым, после расстрела младшего брата Павла чекистами в 1920-м перебрался в Германию, в Берлин и переманил-перетянул   сюда многих своих.
      «Вернёшься – сразу в расход, не вернёшься – всё равно затоскуешь до смерти».
     В растерзанной послевоенной Германии русских беженцев, совсем недавно бывших протиниками, принимали без энтузиазма. Как и нынешних нас, постсоветских. Все они казались агентами большевиков. Германия буквально кишела эмигрантами. Только по статистике, с конца 1918 года здесь концентрировалось 1,2 миллиона  российских военнопленных и более 2 тысяч  боевых  офицеров из остатков   Добровольческой армии. В начале 20-х годов в Германию переместилось также  около полумиллиона беженцев-эмигрантов из России.
   «Эллизиум теней»!
    Русские в Берлине селились  целыми кварталами, как ныне на Брайтон-Бич в Америке. Тогда же, рассказывают, возник весёлый анекдот о коренном немце, повесившемся от тоски по родине на фонарном столбе одной из берлинских штрассе.
      Берлин стал   литературной столицей русской эмиграции того времени. В конце 20-х годов в городе насчитывалось около ста русских издательств, два десятка книжных магазинов, множество литературных кафе, театров...
       Здесь постоянно проживали российские поэты-символисты «Серебрянного века»  З.Гиппиус, Д.Мережковский, граф и писатель А.Толстой, А.Белый, И.Соколов-Микитов, Б.Пильняк,  М.Цветаева. Наездами бывали в Берлине Лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года И.Бунин и русский оперный и камерный певец (высокий бас) Ф.Шаляпин. На берлинских подмостках «тусовались» С.Есенин и А.Дункан, В Маяковский,  М. Горький, И.Северянин, Б.Пастернак.
     В Берлине написаны первые стихи, рассказы и романы Владимира Набокова, осуществлён перевод   сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес». Здесь к автору знаменитой «Лолиты»  пришла литературная слава.  В стихотворении  "Расстрел" он писал:
               "Бывают ночи: только лягу,
               в Россию поплывет кровать,
               и вот ведут меня к оврагу,
               ведут к оврагу убивать".
     Напрасные страхи? О, нет! В 1922 году в переполненном зале Берлинской филармонии во время покушения монархистов-заговорщиков на бывшего министра Временного  правительства П.Н.Милюкова был убит один из руководителей кадетской партии, юрист и публицист Владимир Дмитриевич Набоков – отец юного Набокова, а также русский эмигрант и один из редакторов берлинской газеты «Руль».
     «Жизнь в эмиграции, - писал значительно позже граф и советский писатель А.Толстой, - была самым тяжёлым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парией, человеком, оторванным от родины...»
     Здесь, на  очередном эмигранстком кочевье, в зачумлённом  Берлине  началось нескончаемое балетное па-де-де Людмилы Ширяевой с жизнью.

                2.

      Главное в жизни эмигранта не веселье, а страданье. «Блокбастеров», увеселительных заведений типа секс-шопов, театров, культурных мероприятий, ресторанов, кабаре, варьете, кафе – хоть отбавляй. Но всё с каким-то необъяснимым налётом горечи и безысходности. Одно дело быть миллионером. Другое - быть миллионером на родине. «Веселье, как в чужом  пиру  похмелье» (А. Городницкий).
     Невиданное одиночество, оледенение души, гнусные будни, окаянные дни, драма -  такими словами, характеризовали свою зарубежную жизнь многие эмигранты от начала века. А я добавлю:  и постоянное, неизбывное искушение кого-нибудь да обмануть.
     Мало что известно о  берлинском периоде жизни будущей знаменитости – канадской  танцовщицы и балетмейстера Людмилы Ширяевой. Эмигрант – отрезанный ломоть. «Записные» исследователи исследуют лишь  апробированное, исключительно то, что лежит на поверхности человеческого знания.  То есть, занимаются компиляцией.
     Как же,  "Русская Терпсихора" Авдотья Истомина! Как же, Александр Пушкин!
                «Блистательна, полувоздушна,
                Смычку волшебному послушна,
                Толпою нимф окружена,
                Стоит Истомина; она,
                Одной ногой касаясь пола,
                Другою медленно кружит,
                И вдруг прыжок, и вдруг летит,
                Летит, как пух от уст Эола;
                То стан совьёт, то разовьёт,
                И быстрой ножкой ножку бьет.»
      Не нашлось своего поэта-гения для величайших русских танцоров, внёсших огромный вклад в развитие балетного исскуства. Для прославившихся на века    Е.Андреяновой, Е. Санковской,  М.Кшесинской, О.Преображенской, Г.Улановой, М.  Плисецкой, М.Семеновой, О.Лепешинской, Н.Дудинской, Е. Максимовой, Н.Бессмертновой. Из-за скандальной биографии больше повезло прославившимся на весь мир Михаилу Барышникову и великому  российскому эмигранту Рудольфу Нурееву.
     Неизвестно, была ли знакома  юная Л. Ширяева с «Русским балетом» Сергея Дягилева (Ballets Russes), покорявшего Европу без малого два десятилетия, с 1909 по 1929 год. Видела ли  она хоть краем глаза одухотворённую красоту «Карнавала», «Шехеразады»», «Жар-птицы»,  «Петрушки»,  «Дафниса и Хлои», «Половецкие пляски» обошедшие в те годы все ведущие европейские сцены?  К своим постановкам  Сергей Дягилев привлекал  известных музыкантов, хореографов, художников, создателей костюмов. Среди них - величайшая балерина Анна Павлова, Вацлав и Бронислава Нижинские, Игорь Стравинский, Пабло Пикассо, Анри Матисс, модельерша Коко Шанель (наст. имя Габриэль Бонёр Шанель).
        Надо полагать, в юной головке Людмилы счастливо сочетались суровая эмигрантская действительность и  сказочный мир балета.  Кисейные пачки, легонькие пуанты-балетки, bras-bas, па-де-де и па-де-труа, антраша,  батманы, фуэте и кода.
      В сущности, как всякий человек (будь он и поэтом, то есть, мастером художественного слова)   выражает свои чувства или  рассказывает о своих переживаниях? Радость – антраша! Или стойка на голове. Отчаяние – взмах руки (bras-bas)! А ещё  - танец, мимика и пластика. Так и кажущийся ужасно  неестественным балет является, на самом-то деле, одним из видов  сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. 
Каждый балетный спектакль состоит из нескольких слагаемых: литературной первоосновы - либретто или сценария, музыки и хореографии. Ещё лучше, прежде, чем смотреть балет, узнать о чём пойдёт речь 
Ошибочно отзываться о балете, как о смертельной скуке, условно говоря,  от которой хочется сдохнуть.
     Балет – это  зрелище! В балете человеческие эмоции выражаются в мимике, танце и пластике. Ко всему, это ещё очень энергоёмкий вид искусства, требующий особого напряжения и выносливости. Замечу в скобках, потому и настигла всемирная слава именно русских балерин, потому что русские женщины не только красивы, но и несравнимо трудолюбивы и выносливы. Балет – национальное завоевание и великое наследие России!
      Айседора Дункан стала  прародительницей «пластического балета». Но доподлинно известно, что будущая Кавалер Ордена Канады и Квебека Людмила Ширяева, «Эмигрантская Терпсихора» обожала так называемый «академический балет», созданный в  XIX веке  русскими хореографами М. Петипа и Л. Ивановым по произведениям П.Чайковского. Таких, как  «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Не случайно  Людмила Ширяева брала уроки танца у бывшей прима-балерины Большого театра Александры Николаевой.
     В русских поисковых интернет-системах напрочь отсутствуют какие-либо сведения об этой женщине. Приходится лишь высказать предположение о том, что у неё, по-видимому, была дочь по имени Евгения и, по-видимому, сверстница  нашей Людмилы. Это вытекает из одного единственного сообщения: «Кабаре "Голубой сарафан" - было открыто в начале 1920 года в Берлине. В январе 1920 года там выступали Прима-балерина и балетмейстер бывшего императорского театра - Ильина и Кякшт. Там же выступала и молодая балерина Женя Николаева, ставшая в последствии артисткой Берлинского театра Wintergarten».   
     Собственно режиссуре, постановке танцев Людмилу обучал  друг семьи Оцупов - знаменитый русский хореограф-новатор Михаил Фокин, работавший с С.Дягилевым и считающийся ныне основателем современного балета (11 апреля 1880, Санкт-Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк).  Учитель взлелеял в способной ученице  преданность танцу, которую Людмила пронесла через всю сою жизнь.
      Ребёнком Людмила появлялась на сцене в балетах М.Фокина «Жар-Птица» и  «Золотой петушок». Зрители рукоплескали девочке в одноактном балете «Волшебная Лавка»  на музыку  Дж. Россини в постановке Леонида Мясина (9 августа 1896, Москва — 15 марта 1979, Кёльн).
     На сцене   Берлинской Оперы Nollendorf юная балерина  появилась  под артистическим именем Людмила Оцуп-Горная (Ludmilla Otzup-Gorny) или Людмила Горная (Ludmilla Gorny) - по писательскому псевдониму её отца.  Здесь она исполняла сольные партии, но вскоре феерическая сказка  окончилась суровой реальностью матёрого фашизма и настало время добывать справки о «расовой полноценности».
           Впрочем, таково было обманное время, что кое-кто из  «белых» положительно воспринял приход к власти немецких национал-социалистов.  По приказу генерала Краснова натурализовавшиеся к 1933 году казаки-эмигранты голосовали за фюрера. В благодарность Гитлер  пообещал после «священного похода на Восток» создать на части территории поверженного СССР независимую страну Казакию.
     7 ноября 1936, вслед за многими другими европейскими и заокеанскими странами, Канада подписала торговый договор с фашистской Германией. 1 сентября 1939 хлопотливо взращённый  фашисткий зверь развязал  Вторую мировую войну. В 1941 году, по доносу,  балерина Людмила Александровна Оцуп-Горная (Ширяева)  была ввергнута в узилище немецкого   концентрационного лагеря.
 

                3.

      Испокон веку далеко не всё так однозначно  в жизни и в  людских  судьбах! У каждого «свой балет», «свой цирк» и «своё кино». Что касается лично меня, то  когда кто-нибудь  рядом начинает рассуждать о балете, я с леденящим душу ужасом  вспоминаю  19 августа 1991 года. На экранах телевизоров - бесконечное «Лебединное озеро» Петра Чайковского в постановке Большого театра... И пугающая неизвестность: «Прийдут  убивать? Когда? Как? Всех, всю семью или только меня? Кто придёт и какие у них на то причины?».
     Первый день всесоюзного балета «Лебединое озера» я провёл в нескончаемых телефонных звонках, в личных сходках с друзьями, в догадках и в тяжёлых сомнениях. В самое короткое время удалось выяснить, что международный аэропорт «Пулково» закрыт и охраняется вооруженными автоматчиками  и что железнодорожное сообщение не только с Москвой, но и на всех направлениях прервано.   Было неясно, как обстоят дела с просёлочными дорогами.  В случае чего, мы собирались кружным путём, по просёлочным дорогам, отскочить на своей машине, пробраться, пробиться, выпутаться из заварухи   в Прибалтику, а точнее, в Таллинн или же в Ригу.
     Таллинн с его сизо-плавленными шпилями католического Вышгорода и с белоснежными Олимпийскими объектами прослыл в Ленинграде  советским Парижем. Здесь, в Ревеле, загибались по кутузкам в двадцатые годы прошлого столетия рууские дворяне, инженеры, графы,  князья,  писатели и поэты. А  Рига привлекала  Рижским  Норд-Домом, Сигулдой и Даугавой, величественным Баптистерием и несколько большим числом друзей и знакомых, чем в Таллине.   
     Я никогда не думал, что вольно или невольно мне придётся – пусть и мысленно -  повторить пути отступления тех, кого до сих пор называют «белоэмигрантами». 
     Бежали все:  крепкие и сильные, хорошо вооружённые и ослабленные нездоровьем, калеки и престарелые.
                «По тундре - по широкой дороге,
                Когда тундра одела свой зелёный наряд,      
                Мы бежали с тобою, опасаясь погони,
                Где мчится скорый «Воркута-Ленинград»...
    И  не думал тогда, и не гадал, что чаще всего это так и бывает. Уезжают, убегают, уносят ноги  не сами по себе. Покидают Родину, уезжают с Родины, оставляют её, родимую, в моменты, когда благодаря инстинкту самосохранения, человек понимает, что пребывание на Родине-матери не обеспечивает ни его личной безопасности, ни безпоасности его семьи. По необходимости, кто перед страхом расплаты за содеяное, но, в основном, большинство - повинуясь страху  перед неизвестностью. 
    Ситуация прояснилась лишь к середине дня: Питер - в кольце; по Московскому тракту  рвутся к городу  автоколонны с вооружёнными до зубов бойцами  Псковской воздушно-десантной дивизии; по Выборгскому шоссе, гремя бронёй и гусеницами,  приближаются танки. Дважды задержанный и обысканный  милицейскими заслонами я из Купчино - с заездом в Дом Прессы на Фонтанке - прибыл   к Синему мосту, перед  Мариинским дворцом, где одной из главных баррикад и стал мой голубенький «Москвичонок- 412». А когда дело ГКЧП в Москве закончилось, я со страхом узнал, что мой младший сын Сергей с гитарой в руках и с ватагой сверстников всю ночь поджидал танки у Поклонной горы, на Выборгском шоссе.
    В спасении юной Людмилы Александровны Оцуп – Ширяевой тоже сказалась  семейная сплочённость. 
     Впрочем, давняя история благополучного исхода семьи Оцупов из фашистской Германии сколь загадочна, столь и предположительна. Где-то на генетическом уровне ясно одно: судьбы государств, их социально-экономическое развитие и культуру определяют во многом наиболее многочисленные и энергические семьи. Романовы против Годуновых, Ульяновы против Романовых. Конкретный пример из недалёкого прошлого. Белоэмигрант, русский учёный-экономист, автор многочисленных статей на темы православной культуры и литературы в русских и американских журналах  двоюродный племянник «вождя пролетариата» В. И. Ленина (правнук его деда А. Д. Бланка) Н.В. Первушин (1899, Казань - 1993, Монреаль)  оказывает всевозможную помошь и поддержку   русскому писателю-изганнику Александру Солженицыну.
   В таких делах никому дела нет до твоей национальности. Русский ты, чуваш или еврей. Главное – твое социальное лицо, твоя позиция. Советскую власть называли «еврейско-большевистской», а в изгнании оказались и банкир Рубинштейн, и многочисленная семья интеллигентов Оцупов.
    Не менее интересен, в этой связи экскурс в историю семьи рейхсминистра Имперского министерства авиации фашистов, рейхсмаршала Германа Вильгельма Геринга. Лишь в официальной русской транскрипции, принятой,  быть может, всего лишь из политических соображений, он - Геринг. По настоящему его фамилия пишется на немецком как  G;ring и звучит как Горин. Если псевдоним В.Ульнова  - Ленин изобразить по немецки то и будет нечто похожее -  L;ning. Геринги - из Баварии, а баварцы не считают себя собственно немцами.
     И вот почему. Начиная со второй половины VI века славянские племена лужичан, лютичей, бодричей, поморян заселяли территорию современной восточной и отчасти северной Германии, а также части Баварии, вытеснив обитавшие здесь ранее германские племена лангобардов, квадов, ругов, франков. Позднее, в ходе германской экспансии, славянское население в течение нескольких столетий подверглось постепенной ассимиляции. В XVIII веке исчез полабский язык (последний ареал распространения — Нижняя Саксония). В настоящее время единственным негерманизированным славянским народом Германии остаются лужичане.
     И всё-таки,  славянское происхождение иных нынешних немцев индицируется в их фамилиях и в топонимике.  Намример, славянский суффикс «ин» - Берлин, Шверин.    Как свидетельствуют хроники, город Шверин возник вблизи разгромленного в 1018 году славянского укрепления Зверин. 
      Исходя из всего сказанного, можно предположить, что,  ощущая свои негерманские корни, рейхсмаршал Герман Вильгельм Геринг весьма критически относился к ситуации в фашистской Германии.  Совершенно убеждённым противником фашизма   был  большой друг артистистической семьи Оцупов ещё по мирным временам сводный брат рейсмаршала  Альберт.    
   Альберт Геринг помог  покинуть Германию многим евреям и  оказывал  помощь участникам чешского сопротивления.      
   Возможно, что именно с помощью Альберта Сергею Оцупу удалось обзавестись  документами, скрывавшими его русско-еврейское происхождение. В Германии он стал именоваться Sergio (Серхио) Otzoup и  считалось, что его предками были испанцы. Испания в то время выступала союнизком фашистской Германии и  Сергею Оцупу с помощью Альберта Геринга и других влиятельных членов своей семьи удалось вызволить из концлагеря племянницу Людмилу и осуществить побег своего сына  Педро в Швейцарию.
     23 апреля 1945 года за организацию покушения на фюрера политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации и  рейхсмаршал Герман Геринг (G;ring) по приказу Гитлера был лишен всех достигнутых званий и должностей.  Приговором Международного  трибунала на процессе в Нюренберге Германа Геринга объявили одним из главных военных преступников. В тюрьме он  покончил  жизнь самоубийством. 
    

                4.

       Эмиграция – это часть  затонувшей   Атлантиды минувших цивилизаций, медленно, в борьбе,  угасающий уголёк  былой культуры. Споря с собой и оппонентами, печальный Иван Бунин писал:             
     «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
     Как горько было сердцу молодому,
     Когда я уходил с отцовского двора,
     Сказать прости родному дому!
    
     У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
     Как бьётся сердце, горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
     С своей уж ветхою котомкой!»
     После военных тягот и перенесённых ужасов, Людмила Александровна некоторое время жила в Швейцарии, где она выступала на сцене как  танцор, балетмейстер и киноактер. Здесь она создала хореографию и станцевала заглавную роль в своём  первом художественном фильме-балете Danse Solitaire (Уединение). В Женеве Людмила вышла замуж за художника Алексея Ширяева  и основала свою первую балетную школу,  учредив компанию Ballets des Arts.
     Лишь в 1952 году, подыскивая подходящее место на земле, Людмила Александровна избирает своим  постоянным местом жительства Канаду. Северный человек должен жить на севере. Здесь – искрящиеся на солнце  пушкинские снега, здесь – есененские  клёны и родные белоствольные берёзы, при виде которых сердце  истекает затаённым мёдом.    
      Тотчас после переезда, стремительно, всего за несколько недель, балерина открывает в Монреале танцевальные классы и приступает к постановке балетов  для  развивающейся теле- и радиовещательной  корпорации Canadian Broadcasting Corporation (СВС),  представляющей  на своих экранах исторические драмы, музыкальные концерты, комические оперы и восхитительные информационные программы. Пригодился швейцарский опыт. По заказу СВС Ширяева создаёт балетную версию  Cendrillon   по мотивам сказки «Золушка» Шарля Перро, братьев Гримм и комической опере Жюля  Массне к французскому либретто Анри Каином, впервые поставленной в 1899 году в Париже.
      Зрительский успех балета Л.Ширяевой был настолько блистателен и ошеломляющ, что ей, как постановщице,  было предложено создать  ежемесячную получасовую балетную программу «Концерт-час». Её балет  транслировался по каналам телевещания для франко- и англоязычных жителей Канады.
      Из телебалета Ширяевой и выросла впоследствии  Aкадемия  Les Grands Ballets  Canadiens (1958 г.). Это было строгое время коротких женских причёсок и длинных юбок, засилья лицемерной религиозной морали, отцы-создатели которой считали балет греховным. Вечерами какие-то сукотные молодцы поджидали Людмилу на выходе из её балетной школы, и неизвестные женщины в наглухо застёгнутых пальто осуждающе смотрели ей вслед.  Но несмотря на оппозицию  живые и красочные  балеты Ширяевой, основанные на квебекском танцевальном фольклоре, вдохновлённые фольклором, как бы идентифицировали квебекуанцев и вскоре  завоевали огромную популярность среди местного населения.
    К балерине пришла известность.  Труппа Les Grands Ballets
Canadiens обьехала всю  Канаду, побывала в США и совершила   широкие туры по  Европе.
      В семидесятых годах, благодаря рок-балету «Томми», поставленному Людмилой совместно со знаменитым хореографом Фернаном (Fernand Nault, 27 дек. 1920 –  26 дек. 2006),  всеобщий «данс» в Канаде возобладал и стал настолько популярен, что  желающих потанцевать на пуантах было хоть отбавляй.  Появился бешеный спрос на балет и чтобы удовлетворить этот спрос Ширяева основала общество «Друзья балета» (Les Compagnons de la Danse). Как и в основанной ещё в 1966-м году «Школе танца» (l';cole sup;rieure de danse du Qu;beс)  директриса и президент госпожа Ширяева основное внимание уделяла работе преподавателей с учениками, прививая им любовь к балету. С головой окунувшись в преподавание, она в 1974-м году оставила артистическое руководство основанным ею Les Grands Ballets Canadiens  и постаралась ввести интенсивные программы балета во все уровни провинциальной образовательной системы,  включая среднюю школу (1975) в старом Монреале имени Пьера Ляпорта, министра труда провинции Квебек, похищенного и убитого в 1970-м году членами экстремистского Фронта Освобождения  Квебека (FLQ). Балет преподавался также в школе  CEGEP в  Старом Монреале  (1979), и  в начальной школе(1986) имени В.Лорье (Henri-Charles-Wilfrid Laurier) – седьмого Премьер-министра Канады. Словом, Людмила поставила на пуанты всю Канаду и канадцы впервые узнали какое это волшебство и чудо – балет!
     В общей сложности Ширяева создала более  трёхсот  балетов для телевидения  и театральной сцены Канады. Практически все из них, тщательно срежиссированные  с художниками, костюмерами и муэыкой, они являлись как бы средством выражения её сильной воли, характера и её приверженности балету.
    Её  хореографические работы стали составной частью таких фильмов как «Па-де-де» Нормана Макларенса, «Калейдоскоп» (1954-55) на музыку Пьера Мерсье, «Клоун» (1955, музыка Жан Франке),  «Птица Феникс» (1956, музыка Клермон Пепэ), «Свадьбы» ((1956, музыка Игоря Стравинского), и, наконец,  среди многих других фильм «Аретрия» (1976, музыка Габриэля Карпентера).
      О русской балерине стали снимать документальные фильмы, называть её «Эмигрантской Терпсихорой» и награждать орденами и титулами. Это правильно. Творческому человеку нужны титулы в двух наиважнейших  случаях: чтобы отстаивать своё творчество  и защищать друзей.  Людмила Александровна Ширяева -  мать и царица канадского балета, Компаньон ордена Канады, Кавалер Национального ордена Квебека, Лауреат международной премии В.Нежинского, Лауреат премии Генерал-Губернатора Канады в категории «Культурное наследие», Почетный доктор сразу трёх университетов Квебека. Перед ней преклонялись  и у неё танцевали Рудольф Нуреев, Марго Фонтейн, Михаил Барышников.
     И что  ещё не менее удивительно: от двух супругов хрупкая балерина произвела на свет пятерых детей, назвав их русскими именами: Глеб, Настя, Людмила, Авдей и Катя.    
     Она умерла, казалось бы, не так давно -   в 1996 году и похоронена в отдалённом местечке Роудон, что   в ста милях от Монреаля, на скромном православном кладбище. Стараниями потомков российских эмигрантов в Роудоне, где среди других ритуально-религиозных построек, празднично белеет по голубым куполом небольшая церковка, являющая собою точную копию знаменитого белокаменного храма Покрова на берегу Нерли, что  во Владимирской области.
    Если хорошо поднапрячься, то в  Большом   Монреале можно  отыскать небольшой скверик под невразумительным названием  Parc Ludmila-Chiriaeff.   Вот и всё, что касается дела увековечения имени русской женщины, совершившей в Канаде, смело сказать, своеобразную культурную революцию. Ни музея, ни постамента, ни бюста. 
     Не заладилось дело и с самим культурным наследством великой балерины. Пока жива была Людмила Александровна, рождённый ею Les Grands Ballets Canadiens  действовал как сугубо частная компания, распределяя доходы по своему усмотрению. Но у  балерины обнаружили рак, она лежала в госпитале Hotel Dieu из которого живым не выходит почти никто. И тотчас к постели умирающей приступили правительственные чиновники, внешне как бы с благородными    намерениями – купить у смертельной больной женщины достояние всей её клятой и радостной жизни.
      Испытывая предсмертную усталость, ощущая, что её па-де-де с жизнью закончилось, Людмила Александровна Ширяева, потомственная дворянка Madame Chiriaeff, основательница одного из самых известных в Новом и Старом свете балетов, демонстративно «уступила» правительству Канады свой знаменитый Les Grands Ballets Canadiens  в один день за 1 (один)  доллар.
     После случившегося рак отступил и Людмила Ширяева прожила ещё двадцать с лишним лет. Почти в нищете. Из её личной жизни и из жизни семьи исчезли блестящие автомашины, шофёры, батлеры и бонны. И дестяки лет с тех пор ни шатко, ни валко длится недовольство родственников, тяжба, спор, адвокатское разбирательство за права наследства.
     -Я её хорошо помню, -говорит жительница Роудона и Монреаля Ольга Ваксель. – Мы были почти ровесницами. И хотя Людмила была очень занятым человеком мы изредка встречались в православной часовенке во время молитвы. Но после несчастья, случившегося с балериной она совсем редко посещала богослужения». 
      Потомок знаменитого участника второй экспедиции В.Беринга русского мореплавателя Савелия  Лаврентьевича Вакселя (швед. Sven Larsson Waxell ) в шестом поколении Ольга Агеевна Ваксель, как и Людмила Ширяева родилась за границией, в Литве.  Лишённая всякой возможности в учительстве, она изучила русский язык самостоятельно и, владея ещё семью языками, умело обьясняется на языке предков.
     -Но сегодня в Роудоне осталось совсем мало русских,- жалуется она. –Почти все собрались на кладбище.
     Сегодня обиднее всего выглядит то обстоятельство, что Les Grands Ballets Canadiens, основанный Людмилой Ширяевой на традициях российской  балетной школы,  ни разу за время его сушествования не побывал в России. Ни разу: ни в годы «холодной войны», ни сейчас. В десятках других стран, куда  с удовольствием приглашают канадцев антрепренёры, - да, но ни разу не видели россияне канадский балет! Более того,  с  горечью и упрёком можно заметить: имя Л.А.Ширяевой забыто  в истории русского балета.  И невольно возникает всё тот же навязчивый вопрос: «Кто же это мы такие, эмигранты? Кто это такие, соотечественники за рубежом? А наши дети, рождённые в эмиграции, кому они приходятся соотечественниками?».  Нет, это, конечно, не те, с кем делят один хлеб.    
      Монреальские постсоветские эмигранты рассудили по-своему. Они справедливо настаивают на своей духовной и культурной связи с Россией. 30 октября 2010 года, в рамках 16-ого Международного фестиваля искусств «Кленовые листья», организованного  эмигрантом с Украины Заслуженным деятелем культуры СССР, замечательным поэтом   и заводилой всяческих  эмигрантских  дел Арнольдом Рожинским был проведён праздничный концерт, посвящённый творчеству Л.А.Ширяевой (Оцуп-Горной).
     Организован сбор денежных средств – кто сколько даст - на сооружение, быть может, надгробья,  стелы, знака ли, монумента или памятной доски. Как удастся. Русской соотечественнице.  От русских постсоветских эмигрантов.

     Володя Морган,
     Лауреат Национальной литературной премии
     «Золотое перо Руси»

    Опубликовано:
    http://1001news.ca/?p=8290
    Ссылки:
    The Canadian Encyclopedia
    http://www.thecanadianencyclopedia.com/index.cfm?
    PgNm=TCE&Params=A1ARTA0001596
    Блог «Рассказчики»
    http://pvbrun.vsenavse.ru/blog/32/40/
   
    
   
               


Рецензии
Уважаемый Владимир! С интересом прочитал вашу статью - жаль что поздновато ее увидел. У меня особо большой интерес к вашей статье потому, что я выпустил два издания книги "Оцупы - моя семья. Генеалогическое исследование.", в которой не только дается информация практически о всех известных членов семьи, но и о Людмиле Ширяевой в том объеме, который был известен мне. У вас информации о ней больше и я был очень рад с ней ознакомиться. Еще раз спасибо за статью и успехов вам. Рудольф Оцуп. Для связи rotsup@yandex.ru


Шегему Аецеф   20.10.2011 11:50     Заявить о нарушении
Совершенно неожиданное для меня продолжение моего одинокого труда, хотя здесь в Канаде и в Америце проживают, оказывается, очень многочисленные и сердитые потомки петровского Оцупа! Здесь кресты и могилы, здесь могила Екатерины Оцуп-Горной, урождённой Радзивилловой...
Уважаемый Рудольф!
К сожалению, я никогда не собирался стать чьим-либо биографом. Задача моя была сознательно локализована - сделать очередной очерк для задуманной мною книги "Слава из России" (по имени Вячеслава Полунина). Я отрубил всё свое дополнительное знание о семье Оцупов. Но отгоревал и отмучился своё в два года и в пяти вариантах. Пятый, опубликован в бумажном варианте в последних двух номерах монреальского выпуска денверской газеты "Запад-Восток". На той неделе состоялось открытие "русского" мемориального памятника Л.Ширяевой, но отчёта об этом событии я так всё еще не написал, не присовокупил к очерку ибо в настоящее время хвораю, мучаюсь острыми болями до потери пульса и прошу Вас, уважаемый, если в чём нужда,спрашивайте прямо с сайта проза.рю под рубрикой "написать письмо автору".
С добром,

Володя Морган Золотое Перо Руси   23.10.2011 06:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.