В семье не без урода,

но абсолютное большинство поклонников футбола не представляет никакой угрозы для общества

Порождение времени: организованные группы болельщиков появились относительно недавно
 
Фанатами называют преданных поклонников какой-либо спортивной дружины, одетых в цвета любимого клуба, активно поддерживающих его во время игр и агрессивных по отношению к представителям других команд. Синонимы — ультрас, тиффози, фаны, торсида.

Группировки футбольных фанов — как обособленные, выделяющиеся среди простых болельщиков — появились одновременно на стадионах Западной Европы и Латинской Америки в конце 1960-х годов, как часть общего субкультурного взрыва того времени.

Слава фанатов ковалась в Риме, в принципиальных противостояниях двух сильнейших столичных команд — «Лацио» и «Ромы». У «римлян» первая группа, сформировавшаяся в начале 1970-х годов, называлась «BOYS», ее составляли молодые бунтари из обеспеченных районов. Следом за ними потянулась молодежь из пригородов, — «Индейцы», «Федаины».

В 1977 году данные группировки объединились в «Команду ультрас южной трибуны» и  задали формат «боления» всему миру — огромные знамена, транспаранты, шумные «оркестры» и хоры, эффектные шоу на трибунах, каждое со своей постановкой. Естественно, были и драки с конкурентами из «Лацио». Кроме кулаков, в дело шли пакеты, наполненные мочой, бензопилы, один раз на врагов сбросили мотороллер.

Впрочем, в дальнейшем первенство в насилии перешло к британцам. После двух побоищ с десятками жертв в начале 1980-х годов английские клубы даже исключили на несколько лет из розыгрыша еврокубков.

В СССР фанатство зарождалось в лоне московских «Спартака» и ЦСКА. «Красно-белые» изначально невзлюбили «красно-синих» за то, что армейцы имели право забрать себе любого молодого футболиста, как только у того заканчивалась отсрочка от военной службы.
 
Противостояние сразу приобрело острые формы: «гладиаторы» (спартаковцы), численно превосходя «воинов», могли даже не пустить последних на матч своей команды.
Ныне тиффози в России — мощная сила. И, что хуже всего, — с явным правым креном. Понятия скинхед и фанат стали практически синонимами.

Что же касается Беларуси, то, как нетрудно догадаться, патриархами белорусского фан-цеха являются приверженцы минского «Динамо». Они с гордостью называют далекий 1981-й годом своего рождения. Вслед за флагманом отечественного футбола преданной группой поддержки, посещающей не только домашние встречи, обзавелись клубы, игравшие во второй союзной лиге. Это могилевский «Днепр», брестское «Динамо», «Гомсельмаш», гродненский «Химик» и витебский «КИМ».

Кто такие «кузьмичи», и почему они портят имидж торсиды?

Какое у далеких от футбола людей понятие о фанатах? Мы воспринимаем их, как неких социально опасных элементов, объединенных одной идеей: напиться, сходить на матч и подраться. Однако это далеко не так.
 
На наше мнение влияют телевизионные сюжеты о массовых драках на стадионах, заголовки газет, кричащие о том, что на трибунах одни неонацисты и простому смертному туда лучше не соваться — побьют. Но учтите, что все эти ужасы в большинстве своем происходят за пределами нашей страны. А что же творится около стадионов в Беларуси. К примеру, вблизи Витебского центрального спортивного комплекса? Об этом я решил узнать из первых уст — у тех, кто проживает рядом с местом сбора «болел». А вместе с собой «прихватил» одного из лидеров придвинского фанатского движения «Второй фронт» Влада, который яро убеждал журналиста в порядочности своих коллег.

— Да я теперь об играх узнаю, только когда на стадионе орать начинают, — удивляется вопросу сидящая на скамейке бабуля. — Что болельщики могут натворить эдакого? Разве что «разукрасят» баллончиками стены домов. Или стихи свои матерные заведут. А самое страшное — малую нужду справляют под окнами…

— Это раньше они все близлежащие закутки занимали, водку распивали, горлопанили, — вспоминает еще одна женщина. — А теперь наряды милиции постоянно курсируют, так что нормально все…

Как оказалось, мой спутник ожидал таких ответов.

— Эти претензии не к нам, а к «кузьмичам» — так мы называем тех, кто приходит поболеть за команду своего города, но не имеет отношения к фан-клубам, — сокрушается Влад. — В основном это мужики среднего возраста, подростки. К сожалению, для подавляющего большинства из них футбол — это всего лишь повод получить «добро» у жены или мамы на опрокидывание в компании друзей пару-тройки стаканов. Со всеми вытекающими последствиями: ругань, поиск туалета и т.д. Конечно, и в нашей «семье» не без урода, но это скорее исключение, чем правило.

Действительно, как я смог убедиться на собственном опыте, не все болельщики такие шумные, задиристые и «выпивучие», как кажется. Среди них множество девушек и парней совершенно не выделяются внешне. Они предпочитают радоваться и выражать другие эмоции в сети Интернет на различного рода сайтах. Ради интереса договорился с одним из форумщиков, самым «злым» на язык, о встрече. Ожидал увидеть кого угодно, но не застенчивого мальчика шестнадцати лет. Он не то, что первым начать драку, а даже защитить себя толком не сможет.

Под общую гребенку: из-за некоторых «ублюдков» всех фанатов «записали» в фашисты
 
Напомним, что впервые расистская тема на белорусских стадионах зазвучала после игры между столичными «Динамо» и МТЗ-РИПО в июле 2009 года. Многие годы висевший баннер динамовских фанов «Парни с белой кожей и голубых кровей» (во фразе обыграны цвета дружины) неожиданно привлек внимание инспектора матча, что нашло отражение в соответствующем рапорте. После чего федерация футбола признала «растяжку» оскорбительной и велела ее снять.

Дальше — больше. 28 апреля 2010-го те же минчане во время поединка своего клуба с «Витебском» на трибунах вместо запрещенного плаката вывесили другой, уже в открытую «восхваляющий» Рудольфа Гесса — одного из основателей Третьего рейха. На этот раз команде уже пришлось заплатить штраф за пропаганду болельщиками «коричневых» взглядов. Однако «ультрас», как оказалось, было наплевать. Совершенно недавно, в конце сентября, их снова «словили». На этот раз уже выкрикивающими нечто похожее на «88» и «14». Сочетание этих цифр — кодовый лозунг, подчас также употребляющийся в качестве приветствия или подписи у неонацистов.

Естественно, правоохранительные органы не могли пропустить такие случаи «мимо ушей». Чтобы исключить их в будущем, было принято решение о более тщательном досмотре посетителей стадионов.

Данная мера вызвала бурю возмущений среди любителей футбола, а фанаты даже объявили бойкот, и не появлялись несколько туров на трибунах. Мол, милиция сама нарушает права граждан, которые должна бдительно охранять.

— Обыскивали нас, как матерых рецидивистов, — вспоминают конец нынешнего сезона представители придвинского фанатского движения «Второй фронт». — Для таких мер должны быть какие-либо основания. Если минчане пропагандируют фашизм, их и муштруйте на входе, а мы здесь причем? Попали под общую гребенку, хотя сами выступаем против расизма. Неужели шарфик с логотипом «Витебска» является признаком неонациста или преступника?
 
— Для нас все люди, пришедшие на стадион, одинаковы, — поясняет ВРИО начальника милиции общественной безопасности УВД облисполкома Игорь Скаринович. — До трусов, как некоторые говорят, мы никого не раздеваем. Сотрудниками осуществляется лишь поверхностный досмотр, как это делается во всех цивилизованных странах при проведении массовых мероприятий. Что же касается фанатов, то мы вынуждены, в связи с имевшими фактами открытой пропаганды ими антисемитских взглядов, следить за надписями на баннерах и прочих «аксессуарах».  Однако стоит отметить, что с витебскими болельщиками у нас никогда ничего подобного не было…

Руки чешутся? Если у вас такая проблема, добро пожаловать в фан-цех

Это не означает, что вы будете компанией избивать до полусмерти одинокого человека или бить стекла в автобусе другой команды. Заниматься данными изуверствами не станет ни один уважающий себя тиффози. Поступки такого рода нарушают законодательство, а, следовательно, их совершают не болельщики, а правонарушители, маскирующиеся под любителей футбола.

Фанаты поступают иначе. К примеру, придвинский «Второй фронт», когда путешествует вслед за командой, не ставит перед собой цель обязательно подраться. Они, как нормальные люди, используют свободное время в чужом городе, чтобы ознакомиться с его архитектурой и достопримечательностями. Правда, если не помешают правоохранители. Действуя из благих побуждений — организовывая безопасность приезжих — они сопровождают гостей от въезда в поселение до стадиона и обратно. Иногда доходит до смешного. Опасаясь за жизнь и здоровье иногородних, им запрещают даже в уборную сходить во время игры.
Дружелюбны витебчане и у себя дома. Лучше сыграют товарищеский матч с коллегами по увлечениям, чем будут морды бить.
 
Однако, чего греха таить, есть в рядах ультрас и ребята, у которых зашкаливает адреналин. Их не корми — дай помериться силой. Хочется подраться — без проблем, но только по четким правилам: одинаковое количество участников с обеих сторон, лежачих не бить и прочее, как в спорте. Оговаривается даже рост, вес и возраст «боксеров». Одним словом, традиционная забава «стенка на стенку», практиковавшаяся нашими предками на Масленицу. Естественно, проходят спарринги вдали от посторонних и милицейских глаз. В областном центре местом специфических соревнований становится какая-нибудь полянка вдоль реки Витьба.


Рецензии
Юность на то и юность, чтобы быть дерзкой.
Не знаю плохо это или хорошо, но думаю в ближайшие годы фанатское движение найдет политические формы для своей самореализации.
Пример участия сербских болельщиков в погроме белградского гей-парада скоро может перейти из разряда исключений в категорию правил.
А статья интересная. О Беларуси вообще интересно.

Максим Максимов 3   25.11.2010 22:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.