Человек-шлагбаум

Эту статью я написала лет 7-8 назад. За это время я купила машину, чтобы не зависеть от местного транспорта, нашла другое место работы, чтобы не мотаться в такую даль каждый день, добилась вместе с общественностью, чтобы для нашего района выделили современный вместительный автобус. И о том кошмаре казалось бы забыла. Но время от времени эта проблема всплывает вновь. Поэтому и решила снова вспомнить об этой статье.

ЧЕЛОВЕК-ШЛАГБАУМ
(советы путешествующим автостопом)

«Север нынче не тот», - жалуются водители-старожилы и продолжают по привычке подбирать на дороге попутных пассажиров. В свою очередь попутные пассажиры стоят у дороги с протянутой рукой и с надеждой ждут, когда какая-нибудь машина остановится.
Вот пассажир удобно устроился в кресле, машина тронулась с места… И тут для того, кому приходится путешествовать на дальние расстояния автостопом, наступает новый этап переживаний…

Ни для кого ни секрет, что многие лишены возможности иметь личный транспорт, более того, не имеют и возможности работать там, где живут. Хорошо, когда рейсовые автобусы ходят регулярно и места в них хватает на всех. А если нет? А если график их следования не совпадает с режимом вашей работы? И много еще всяких «если», когда частная жизнь человека не укладывается в жесткие рамки установленных кем-то регламентов? А ехать надо! Вот и приходится некоторым ежедневно преодолевать расстояния в 60-70, а то и больше километров. Тем, кто в пути, тем, для кого проблема транспорта – одна из самых насущных – наши добрые пожелания и советы опытных людей.

Что делать, если вы не попали на рейсовый автобус, как и на чем уехать из города?
Можно взять такси. Одно место – 150-200 рублей. Нет попутчиков – хуже, придется платить за всю машину, удовольствие ехать в одиночестве обойдется вам в в 600-800 рублей. Один раз, в особо экстренном случае, можно себе позволить роскошь. А каждый день?.. Выход один – ездить на попутках.  Главное – добраться до поста ГИБДД…

Останавливаем машину в районе вахтового вокзала. Вам повезло, если за рулем не крохобор, за 50 рублей он вас туда довезет. Наткнетесь на таксиста или таксующего – с вас запросят сотню. Согласитесь, какой смысл платить за незначительную часть пути так много, когда можно добавить полста рублей и ехать как белый человек в такси? Однако есть еще один вариант. Идите до конца улицы «26 партсъезда», поверните налево и вот тут, на дороге, которая уводит вас из города, начинайте «голосовать».

Не спешите садиться в первую попавшуюся машину, поскольку она может не доехать до поста и вам придется очень долго ждать следующей, если даже вас высадили на остановке. Движение на этом участке пути оживленное, машины летят на высокой скорости и останавливаются неохотно.  Точно так  же ведите себя и около поста ГИБДД: не соблазняйтесь попутным маршрутом до станций Фарафонтьевская или Нартово, подумайте, как оттуда поедете дальше, особенно в вечернее время. Дождитесь своей, заветной, той, которая довезет вас до вашего родного населенного пункта (если, конечно, у вас  в запасе есть время, а погода балует).

Есть еще один способ уехать – попросить помощи у работников ГИБДД. Но у них своей работы хватает, к тому же злоупотреблять чужой добротой бесконечно нельзя, надейтесь лучше на себя.

Бытует мнение, что машину надо непременно останавливать, вытянув шлагбаумом руку. Предрассудок! На трассе этот прием срабатывает плохо, особенно если таких как вы, на дороге несколько. Не стойте и не ждите! Ступайте вдоль дороги пешком, никого не доставая. Проверено долгим печальным опытом: шофер остановится в этом случае быстрее хотя бы из любопытства: «Вы чего, пешком до Нового Уренгоя?» Если вы женщина – затормозит уже из жалости: «Пешком в такую даль, мадам?» К тому же в сильный холод двигаться полезней, чем топтаться на месте.

Вообще ездить на попутках группами – значит обрекать себя на мучительное ожидание просторного транспорта, который сможет вместить вас всех. Разбейтесь цепью по дороге. Поодиночке вас подберут быстрее.

Еще один предрассудок. В непогоду якобы легче уехать, поскольку только очень жестокий человек проедет мимо мерзнущего или мокнущего. Проезжают! И не один, а целыми колоннами. Утепляйтесь и оберегайтесь, если вам не повезло с погодой!

Как ни странно, проблема добраться до места назначения – не единственная для того, кто оказался на дороге один. Есть еще две, не менее важные: доехать недорого, поскольку променады совершаются регулярно, и доехать безопасно.

Материальная сторона вопроса – самая щекотливая. Я долго не могла понять, почему одни обижаются, когда их благодарят хрустящими купюрами, другие наоборот, разочарованно гасят улыбку, когда едешь за «спасибо» и ничего при расставании не достаешь из кошелька.

Разгадка оказалась простой: коренные северяне никогда не возьмут денег с попутчика, потому что помнят более гуманные времена, когда оставить человека на дороге приравнивалось к преступлению. Берут те, кто помоложе, у них психология соответствует духу нашего жесткого времени, те, кто тасуют, а также новая волна приезжих, которые привезли с собой с Земли свои порядки. Чтобы избежать последующих недоразумений, обговорите этот вопрос сразу: «Сколько возьмете? … Сколько-сколько?.. Спасибо, доеду с кем-нибудь другим!» Конкретно!

Практически не берут денег водители на дальние рейсы. Дорога длинная, пейзаж за окном однообразный, самое лучшее средство не заснуть в пути и не закиснуть от скуки - поболтать со случайным попутчиком, узнать последние новости, поговорить за жизнь…

Теперь о безопасности. Дикие звери на нас не нападают, разбойники, слава богу, тоже, но осмотрительность в пути не помешает…

Вы наедине с 40-градусным морозом! Дорога покажется не такой страшной, если вы в тундре не один. (Тот случай, когда советом ехать в одиночку лучше пренебречь). Общение отвлекает от беды! Если же нет собрата по несчастью, работники ГИБДД – ваше единственное спасение. Проситесь, молитесь, чтобы они помогли вам сесть в машину, которая довезет вас без пересадок до конца пути.

Однако опасность – это не только холод. Безалаберный водитель – божья кара за ваше легкомыслие. Есть лихачи, есть трюкачи, которым не терпится показать вам высший пилотаж вождения, а есть и откровенные отморозки (да, к сожалению, они не перевелись!). Один такой посадил недавно в «Гизель» на вахтовом вокзале шесть пассажиров, а потом, уже в дороге, устроил балаган. Полное пренебрежение к тем, кто доверил ему свои жизни. Рулил, пил пиво и хамил одновременно. Когда пива показалось мало, перешел «на травку», на глазах у перепуганных пассажиров стал «забивать косяк»… Нет,  это не шутка, господа, не буйный разгул авторского воображения. Это грубая проза жизни.

В тот вечер обошлось без жертв, просто пассажиры вовремя опомнились и заставили водителя остановить машину, а если за рулем – законченный негодяй? Или неуправляемый псих? Ни газовый баллончик, ни электрошок вас не спасет, этим вы только спровоцируете аварию. Осваивайте лучше прием езды «с рукой на рычаге». Что это значит? Как только уселись в машину – найдите ручку, которая открывает дверцу машины. Запомнили, где она находится? Чтобы всегда была под рукой! А лучше вообще не выпускать ее из руки, считайте, что это ваша катапульта. Только не выпрыгивайте из машины на мосту – можно и не вынырнуть…

Зато с трюкачами и лихачами гораздо легче. Этим стоит только рассказать пару-другую зловещих историй про частые аварии на нашей дороге, как они становятся гораздо спокойнее. Хотя и обижаются при этом: вспоминать аварии в пути – это дурная примета.
Если на улице метель, туман или гололед, лучше вообще помалкивайте. Не отвлекайте водителя пустыми разговорами, его внимание должно быть сосредоточено на дороге, которой не видно за сплошной завесой снега или тумана.

На первый взгляд может показаться, что наши советы пригодны только для экстремалов. Нет, они пригодны для вполне нормальных людей, если у них нет другой альтернативы. За два года езды «на попутках» не помню ни одного случая, чтобы я не добралась до дому, хотя ехать приходилось и в дождь, и в холод, и глубоко за полночь, когда тундра словно вымирает и встретить на дороге случайный транспорт – подарок небес… Добираются и мои знакомые, равно как и другие путешественники. Слава богу, что хороших людей на дороге гораздо больше чем отщепенцев, что лучшие традиции Севера не вымерли, что всегда, даже в самое мрачное время, найдется человек, который затормозит машину и протянет руку помощи  тому, кому нужно уехать.

В заключение, пользуясь случаем, хочу выразить безмерную благодарность этим замечательным людям – водителям. А тем  кто собирается в дорогу… Попутного ветра, мягкой погоды и приятного общения с хорошим попутчиком… Счастливого пути!


Рецензии
Ваши советы кому-нибудь
обязательно пригодятся,
желаю Вам удачи, уважаемая Галина!

Нина Ядне   18.12.2010 08:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина. Но было бы лучше, если бы нигде не было проблем с транспортом.))))))))))
С улыбкой и теплом.

Галина Лоскутова 2   18.12.2010 08:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.