Студенческие времена 80-х - намбе4

Утро, вахтовый поселок, звенит будильник  на сотке. Привычный быстрый распорядок – душ, завтрак и на выход, к автобусу. Время четко распланировано и в 6-45 Мишка уже у цели. Обошел пять автобусов, а родного нету. Такое иногда бывает, но странно – коллег по офису тоже не видать поблизости. Мишка глянул на часы и офигел, они показывали почему-то 5-45. Достал с ремня сотку, на ней большими цифрами четко и ясно – 6-45. «Ничего не понимаю». Снова на часы, все-таки врут, наверно, остановились, четыре года без перезарядки, совсем не к месту, придется до конца вахты ориентироваться по сотке, без часов будет непривычно. Сознание потихоньку проясняется, отсутствие народа и автобуса заставляет снова напрягать дремлющие извилины. У проходящего мужика уточнил время, убедился, что все-таки сотка соврала и часы в полном порядке, совсем небольшое облегчение и теперь только расстройство, что делать дальше. Уж лучше пойти снова в номер и поваляться, пусть и не так близко, но целый час торчать тут в холоде и темноте не в кайф, уж лучше дойти до койки и минут сорок даже вздремнуть.

Дошло произошедшее. Дня три последних сотка почему-то просила утвердить другой часовой пояс, Мишка отказывал, а вчера машинально нажал «ОК», вот и перевелася стрелочка. Какие-то внутренние микросхемы установили ненужное для ничего не подозревающего полусонного Мишки такое раннее время.

Все возвращается сторицей...

История тридцатилетней давности... Первокурсник Мишка решил подшутить над соседом по комнате – комсоргом своей же группы Андрюхой Мазановым, перевел вечером стрелки валявшегося на столе его брегета на час вперед. Ну и других предупредил, как оказалось, не зря. Плюс-минус час для утреннего Томска безразличен. Темень одинакова. Андрюха встал раньше всех, попытался разбудить пацанов, бесполезно, убежал, уехал в центр города в главный корпус.   

Обнаружив в буфете института только уборщицу, попытался закатить скандал, но был остановлен с помощи швабры быстро и легко:
- Мальчик, ты сдурел, время-то совсем рань и чего тебе не спится? Иди, не мешай!

И вот сегодня Мишка в таком же дурацком положении, да еще и винить-то некого, окромя себя. Вот и навеяло, захотелось поделиться в духе Кандидыча и название даже не нужно придумывать, просто добавить новую намбу. Поделиться почти детскими воспоминаниями, где-то можно посмеяться, где-то улыбнуться, а  на кого-то и нахлынет та веселая пора, у многих из нас они похожи, эти воспоминания...

Тот единственный (к Мишкиному сожалению) год в Томске запомнился так ностальгически классно, многое до сих пор в памяти свежо и приятно. Поступил-то в него практически случайно. Никаких целей не было в голове у только что закончившего школу юного балбеса Мишки, куда идти, на кого учиться. Сначала задумал поехать в Москву, да напугали, что общаги там не будет. Знакомая тетя посоветовала ехать в Томск, у нее племянник туда собирался в радиотехнический. Представила обоих друг другу и уехали два пацана неизвестно куда за несколько тыщ километров от южного Апрельска. Где-то за час до конечной точки следования поезд остановился в какой-то таежной деревушке. Свинцовое небо, совсем не летний холодок, ели высоченные и женщина в ватнике и кирзовых сапогах чапает по черной грязи. «Бог мой, куда же я еду». Но город понравился сразу, чистый, прохладный и старинный. Величественный главный корпус, памятник архитектуры конца XIX века.

И первые шаги жизни абитуры. Наслаждались так внезапно нахлынувшей свободой, почти не учились, потому и поступил в институт из комнаты только Мишка, благодаря наверно только недавно сданным выпускным. Но это чуть позже. А пока устраивали походы с купанием в шикарной Томи, или в незнакомую ранее тайгу за грибами, благо лес начинался практически сразу за общагой – новой кирпичной девятиэтажкой. Там же в лесу, чуть подальше было обнаружено картофельное поле, и жареная картошка с грибами каждый вечер на ужин.

Первого сентября – переселение в новую комнату, уже в качестве студента. Мишка зашел туда еще пару дней назад и немножко оторопел. В обшарпанной комнате сидело человек восемь. Судя по большому количеству спиртного – это были уже готовые инженеры, недавние дипломники. Серые стены сплошь в засохших коричневых каплях от раздавленных клопов. На облезшей тумбочке разобранный телик, кинескоп и платы с проводами и лампами. Но работает!!! На столике такой же магнитофон, тоже все кишки торчат, но катушки крутятся и звук довольно мощный. Ну вуз-то радиотехнический и название красивое – Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, потому все и работало. И такая хорошая студенческая пьянка, не оргия, просто веселый шумный разговор чуть более Мишки выросших мальчишек.
- Первого числа приходи, будет свободно...

Вот первого и познакомился с новыми соседями -  двумя читинцами – Андрюхой и Сашкой (быстро впоследствии за усы названным Герасимом) и крепким сельским панишкой из Киргизии Колей.

И совершенно отличная от школы учеба, новые лица, громадные аудитории, профессора и доценты...

14-го сентября – первая стипендия, все в радостном ожидании. На переменке встает Оля Рындина и как самая опытная (успела поучиться год на подкурсе) предлагает, давайте скинемся и отметим рождение группы на берегу реки. Хорошо так посидели, попили-поели и перезнакомились сразу. Сама Оля так похожа на Лизу Бричкину из «А зори здесь тихие...», и потому надолго к ней это прозвище «Бричкина» и прилипло...
Боже, нелегко писать, в мыслях уже далеко-далеко от этого момента, а строчки выползают неторопливо, даже комп не помогает. Скорей бы уж распознаватель речи нормальный придумали, вот бы понаписалось... Хотя, нет, наверно, лучше не надо. А то столько «Войн и миров» повылезет из нас – невеликих и неТолстых, засорим и так уже изрядно загаженный интернет.

Тот же Андрюха, непонятно за какие-такие подвиги выбранный комсоргом группы, только что вернулся с обхода по общаге после сбора взносов, рассыпал по столу мелочь и бумажки. Зелененькая «трешка» полуавтоматически незаметно переползла в Мишкин карман, не денег ради, хохмы для. Мазан быстро обнаруживает недостачу и, расстроенный, убегает в коридор, обронил где-то, наверное. Мишка, улыбаясь, показал Герасиму деньгу, тот – категорично, не отдавай, мол, Андрюха на хавчик жмотится вечно, в общак пойдет.
И возвращается злой комсорг, рассказывает: «Чувака на лестнице встретил, спросил, не видал ли денег тут оброненных? Отрицает, а по глазам вижу – он подобрал, сволочь!!!»

Так ту трешку на тушенку и истратили. Хотя нет, тушенка – это редкость и праздник, скорее все-таки на обычную картошку, на чай да маргарин. Даже масло сливочное не для нашего брата...

И снова Мазан...))) С Герасимом записались на секцию горнолыжников. Почему-то Андрюхе выдали лыжи, а Сашке нет. И как только они появились в комнате, поставились за батарею, то секция сразу же была забыта. Сначала Герасим согнул палки «как у настоящих горнолыжников». А однажды засунул их под Андрюхин матрас. Сетки у старых кроватей проваливались чуть ли не до полу, а лыжи так жестко пружинили. Ну и представляете, как комсорг с книжкой чуть ли не с разбегу приземляется на кровать, а та не прогибается. Ржали, конечно, все, ну, кроме одного. Подкладывались лыжи несколько раз, эффект всегда одинаков, закончилось ударом Мишке в челюсть, прекратилось...
Подобные шуточки понравились Герасиму и Мишке. То книги с полки упадут на ноги Коле, то веревка, протянутая от кровати до кровати, устраивала грохот в темноте. Негласное правило было в комнате, если минимум двое спят, свет не зажигать. И Коля с Андрюхой страдали от наших двух распоясавшихся злодеев. Колины тапочки, прибитые к полу, это уже перегиб, конечно...

Пружина от эспандера – вообще шедевр садизма. Представьте, как Мишка с Сашкой  усердно закручивают ее между пружинами сетки кровати. А потом такое волнительное ожидание. Ведь лежали же два балбеса и не спали, хотя глаза слипались. Заучившийся и поздно вернувшийся Коля, получасовая борьба в темноте с чертовой пружиной, звон ее об пол и беззвучная ржачка. Назавтра Коля отомстил, закрутил ее Герасиму. С Мишкиной подачи кровати меняются местами и наш спокойный здоровяк неделю спит на пружине, потом все-таки ее откручивает и выбрасывает в мусоропровод.

Перечитала и что-то как-то неинтересно читается, вот когда Мишка рассказывал, оба просто хохотали. Придется наверно писать сухо, как в анекдотах или сказках.

Стоит, значит, Мишка в углу комнаты, повесил на ниточке веник над дверью, протянул саму нитку до батареи и ждет жертву, пряча руку за спиной. Заходит сосед – Валера, нет, над этим шутить опасно. Старше лет на пять, очень серьезный (даже как будто вечно злой какой-то). Зашел, что-то спросил, пошел к выходу. И Мишка нитку все-таки отпускает... Веник падает на башку ВалерПетровича. Тот в бешенстве подлетает к балбесу и хрясь ему кулаком поддых. И последний валится на кровать, согнувшись от боли и дикого хохота...

Потом подселили третьекурсника. Было одно свободное место в комнате, с общагами напряженка и студсовет привел скромного парня Рому с добрыми глазами. Ничего не поделаешь, пустили. Дня через три тот попросил приютить другого скромного парня Серегу, а через неделю на полу на матрасах спали уже четверо бездомных студента. А уж вечером постоянно ошивались еще всякие.

Тут пригодился старый студенческий прикол, но может кто-то не знает. Под простынью Мишка проложил ниточку с узелками и улегся в свою койку как в засаду. Ждет, пока Серега начнет дремать. Ниточка тянется медленно и абсолютно живое ощущение, что под тобой что-то ползает, тем более, что клопы расплодились, а как бороться с ними, никто не знал. В общем, выждал момент и потянул. Это не опишешь... Серега вскочил в темноте и начал смахивать с простыни незримых насекомых. Мишка же, конечно, молча бился в конвульсиях под одеялом. Через минут пять снова потянул. Тут уж бедняга не выдержал, подлетел к ночнику, врубил его и стал внимательно разглядывать каждый квадратный сантиметр, но к своему удивлению, ничего не обнаружил. Кстати, советую попробовать где-нибудь при удобном случае, действует офигенно!..

В другой раз Мишка зашел в свою комнату от соседей, что-то там отмечали, пришел хороший и веселый после пару-тройки рюмок водки. На подоконнике стоял магнитофон и крутил «Дженезис», который Мишке абсолютно не нравился. Взгляд упал на валявшийся рядом магнит и на полном автомате даже без всякого злого умысла наш герой подержал магнит сначала над одной катушкой, потом над другой, прицепил магнит куда-то внутрь своей кровати и завалился. Через минуту магнитофон вместо ритмичной спокойной мелодии начал протяжно завывать. Громкость  плавно то увеличивалась, то почти замолкала. Третьекурсники засуетились возле подоконника и до Мишки потихоньку дошло, что он наделал.
- Блииин, что случилось? Такая клевая запись испортилась! Вот тестер рядом лежит, наверно
из-за него... Нет, здесь еще где-то магнит рядом валялся...

И Мишка ни живой ни мертвый от страха справедливого возмездия, хотя внутри даже что-то и ликовало...

А еще берется обычный трансформатор от аппаратуры, коих в радиотехнической общаге было предостаточно, квадратная батарейка и провода. Нужно только разобраться, куда подключать батарейку, а уж оголенные провода прикасаются к телу, чаще всего к ногам спящего студента.  Искры сыплются на ногах и ощущения очень неприятные, даже болезненные, на Мишке тоже было испытано...

Клопы... Удивительные насекомые. Сначала их вроде не было, потом потихоньку расплодились. Лежишь себе – дремлешь уже на грани сна и вдруг по щеке легкое шевеление. Хлоп его. А запах и вправду – коньячный. Первое время кровати отодвигались от стенки, по железным стойкам кровати они не могли забраться. Так эти твари все-таки обладали каким-то интеллектом, ползли себе спокойно до потолка и уже над жертвой отцеплялись и плавно парашютировали на спящего студента. Это правда, Мишка наблюдал такую картину офигенными белыми ночами.

Люди почему-то думают, что белые ночи существуют только в Ленинграде, ошибаются, в Томске они «почему-то» тоже есть. Для южан особенно удивительно и красиво...Солнце ушло, а небо светлое и недалеко друг от друга две зари, одна – розовая, вторая более рыжеватая. Такое приятное романтическое настроение и сон не одолевает. Жалко, что время белых ночей быстротечное и девять месяцев в году – зима.

Хотя в шестнадцать она не так страшна, детство еще никуда не ушло. Зато выясняется, что на коньках на льду совсем не так легко кататься, нежели на Апрельском укатанном снегу. И коньки к тому же надо иногда точить, чтоб ноги не разъезжались. А щелчок шайбой вообще почти невозможен, сколько Мишке Герасим ни показывал, не получилось.

Лыжи... О! Это тоже тема... На физкультуре Мишка с Сашкой, завидев хорошую горку, отставали от группы и наслаждались спуском. Полюбилось сразу. Даже в воскресенье лыжи брались напрокат в родном институте, бесплатно и полдня пацаны просто кайфовали. Одно огорчало – вниз летишь быстро, стремительно, а вот забираться наверх долго и утомительно, но оно того стоило. Радовало еще то, что за сломанные лыжи платить не надо, только переставить крепления на новые. Пару раз Мишка ломал, неудивительно, все-таки они были деревянные, беговые, не для крутых горок.

Зато вот с этим самым бегом оказалось сложнее. Норма ГТО – пять километров за 25 минут сдана Мишкой только в начале весны, которая почти ничем не отличалась от зимы. За эти почти полчаса шапка, шарф, волосы и брови  покрывались белой изморозью, только все тело было горячее.

Мороз, он настоящий. Идет южный Мишка по городу, а навстречу тетенька с широко раскрытыми глазами: «Мальчик, у тебя нос белый!!!» Приходится залетать в ближайший магазинчик и полчаса отогреваться. Или после беспечных проводов девчат с не очень соседнего Политеха стремительный спурт до родной общаги и отогревание над плиткой попеременно носа, ушей и пальцев ног. И все они так зверски болят в тепле, а на другой день с них слазит кожа. И на пару дней увеличиваются чуть ли не в два раза... Романтика!!! Пусть попробует Кандидыч возразить.

Интересно, начала с клопов, закончила красными ушами. Прямо галопом по воспоминаниям.

Клопов истребить так и не удалось, зато третьекурсников вывели, дипломники помогли, оказались пошире в плечах.

Но и им, Ромке с Серегой тоже отдельная благодарность. Впервые у них Мишка увидал и трогал настоящие западные винилы. «Лед зеппелин» и «Юрай хип», Леннон, Маккартни и Харрисон, «Пинк Флойд» и «Алан Парсонс Проджект» до сих пор услаждают Мишкин слух и сразу вспоминаются лыжи, общага и клопы...

Для бедных студентов диски были просто очень дорогими, не купишь. Но для того, чтоб просто посмотреть на такие, пацаны иногда ездили в воскресенье на край города на барахолку. Зима, мороз, железные холодные трамваи с сантиметровым слоем инея на окнах. И в каждом трамвае аккуратно освежаемая надпись «Крепитесь, люди, скоро лето!». Митяев не врет.

Хотя о лете еще рано. Зимняя общага, замечательный и веселый дом студентов, в основной массе хороших и толковых пацанов и девчат. Каждая суббота «День радиотехника» с обязательной дискотекой в холле первого этажа. Народ пьяный и полупьяный, но не злой. Куча друзей и знакомых, а значит и дни рождения отмечаются часто, и даже первые свадьбы. Новый Год – это вообще фейерверк веселья и счастья. После того Мишка на всю жизнь понял, что этот праздник никакой не семейный и отмечать его надо именно вот так, в большой и радостной толпе.

Да что говорить про праздники, если обычная уборка этажа превращалась в торжество. Пятикурсники выставляют громадные колонки, на каждом этаже своя дискотека и довольные студенты с ведрами и тряпками как муравьи...

А хоккей?!! Не вживую, нет, по маленькому серенькому телику показывают финал «Кубка вызова». Далеко не каждая комната первокурсников может похвастать телевизором, потому в комнату набивается двадцать человек с горящими глазами. Третья игра, сегодня решается все. На ворота Тихонов почему-то поставил неизвестного Мышкина. Канадцы давят, по полю бабочками летают Лефлер, Тротье и Жиль, безуспешно обстреливают новичка. Полтора тайма упорной борьбы и великий Борис Михайлов забивают гол. ГООООЛ! Общага взрывается вся! Потом второй - Жлуктов, третий, великолепный Балдерис... Шестой!!! Такого не ожидал никто, ни пацаны в маленькой комнатке, ни вся наша страна, ни несчастная в тот день Канада. Изумительный праздник! Великолепная сборная, герой - маленький красавец Мышкин и потерянный бедняга Чиверс.

Галопом по ТИАСУРу...

Лето и невиданный больше нигде День Ивана Купалы. С самого утра общага в воде. На каждом этаже бои местного значения. Мишкина 437-я воюет с соседней 38-й. Обе комнаты залиты. В 12-00 администрация выключает воду, но пацаны с ведрами бегают в подвал, в душе еще в кранах течет последнее. Мокрые все. И веселые и довольные. Под окном мужской умывальной проходит жертва – студенточка с Универа. С пятого этажа выливается ведро, абсолютно точное попадание, грустный взгляд вверх и девочка разворачивается назад, переодеваться.
А возле Политеха рядом с рельсами стоят его студенты с огромной оцинкованной ванной и с ведрами. И в открытые окна трамвая летит веселая студенческая вода. Даже пассажиры рады.

В общем примерно так. Получился сумбурный компот Мишкиных воспоминаний всего одного томского года, не ругайте сильно...


Рецензии
Ребята! Я прочитала и рецензии тоже!
Чуть не выпалила:"На дискотеку идем?" Мне показалось, что та давняя прическа на голове с жутким начесом и химией, розово-фиолетовые тени, черная мини-юбка, блузка-"летучая мышь", туфли-балетки......

Эл Каттерсон   08.12.2010 20:59     Заявить о нарушении
Осталось включить "Бони-м", итальянцев, что там еще? И вперед!
Спасибо за такую реакцию живую!

Лиля Апрельская   09.12.2010 20:03   Заявить о нарушении
Это.....я там влезла с разъяснениями. Ничего?
На дискотеку хоть сейчас.
Когда на концерт Pet Shop Boys попала, так же прыгала...А Бон Джови?
Ночью возвращались после дискотеки на последнем поезде метро, а на следующий день бежали на следующую. До сих пор просто слушать ту музыку не могу.))))))))))
Спасибо вам за воспоминания.

Эл Каттерсон   09.12.2010 20:15   Заявить о нарушении
Да хорошо все! Спасибо! Общение такое только радует!!!

Лиля Апрельская   09.12.2010 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.