Родственники. сила небесная, ч. 22

     Пришли Ника и Василий.Их сразу с порога усадили за стол.Ели окрошку.Пили чай с картофельными и ячневыми шаньгами да блинами,после чего Ника и Василий поехали в село Дон.Странное название имело село.Тоже,наверное,приезжие название дали.Может донскими казаками были.
     Леду очень интересовала жизнь бабушки Глафиры,но её в селе не было.Глафира как раз уехала в город и собиралась там гостить больше месяца.
     Леда пошла гулять,посмотреть село.Сначала она гуляла по центральной улице.Так в советской стране было заведено,что в любом маленьком сельце,в любом большом городе центральные улицы назывались непременно Ленина и Советская.
     Она заходила в малюсенькие убогие магазинчики.Магазинчики были бедны,что церковные мыши.Единственно,где был широкий выбор–это винные полки.Они и впрямь ломились от ассортимента.Если прикинуть,что в селе пили немало,то можно предположить,что этот товар завозили неустанно и бесперебойно.К тому же в селе почти каждый производил сур–это нечто похожее на брагу.
     Леда оказалась в центре села.Прошла немного и очутилась на мосту,перекинутом через маленький ручей.На той стороне моста,слева,стояла разрушенная церковь.Теперь это была не церковь,а местная пекарня.Раньше там была МТС.Хлеб здесь пекли отменный.
     Когда-то у бабушки Наталь жила на поселении семья.Молодую женщину за что-то осудили и сослали сюда.Она приехала с матерью и маленьким ребёнком.Говорили,что она убила своего ухажёра,отца ребёнка,который не захотел на ней жениться.Брать на поселение их никто не хотел.У Наталь маленькая изба уже была занята.Тогда она предложила им жить вместе с ней.
     Семья оказалась тихой,трудолюбивой,добросовестной,никаких хлопот Натали не доставляла.Наталь отпаивала рахитичного ребёночка козьим молоком,вязала для него носочки.Через год семье разрешили вернуться на родину и они уехали.Молодая женщина работала в пекарне.Когда она уехала,многие с сожалением вспоминали ее и её вкусный хлеб.
     Леде хотелось войти внутрь пекарни,посмотреть,как пекут столько много хлеба.Она не зашла,решив оставить в воображении это здание церковью,и пошла дальше.Её окликнули двое  молодых мужчин.Леда посмотрела,кто называет её по имени,но в разговор не вступила.Они поняли,что Леда осторожничает.
     -Ты Леда?Ты очень похожа на Леду,-глядя на неё,сказал один из мужчин.
     Леда мужчин видела явно в первый раз,как,впрочем,и они её,поэтому продолжала молчать.Чтоб развеять сомнения девочки,второй из мужчин сказал,что Леда очень похожа на Нику,которая с семьёй приехала гостить в их село к Натали.А поскольку она,Леда,лицом один в один,как Ника,то они и подумали,что она и есть Леда.Леда улыбнулась мужчинам и сказала:-Да,я Леда.Но вы же меня никогда не видели,а всё равно догадались.
     -А то мы наш род не узнаем!-не без гордости произнёс один из мужчин.-Мы видели Нику,она нам дальняя родственница,а значит,и ты нам родственница– повеселели мужчины.–Скажи Нике, что мы её ждём в гости.Обязательно скажи,что ждём.Мы здесь живём. Они показали на красивый,небольшой домик во втором ряду от дороги.
     Леда улыбнулась и пошла дальше.
     -Скажу!–помахала она им рукой,удивляясь прозорливости мужчин.–Надо же,не видели никогда,а узнали.
     Дальше перед маленьким,отгороженным высоким забором закутком,в котором располагалась теперь сельская МТС,прямо на развилке двух дорог стоял небольшой старенький,серенький домик.Из него вышла пожилая чёрная лицом женщина и окликнула Леду. У женщины было лицо,будто никогда не знавшее улыбки.И лицо и руки покрывал липкий  лоснящийся пот.
     Она подошла к Леде и заговорила.Пожаловалась на то,что её муж долгие годы лежит,не вставая,разъедаемый раком.Леда хотела продолжить свой путь,но печальный рассказ старухи о медленно умирающем муже вызвал в душе Леды сочувствие к ней,и она согласилась ненадолго зайти.Для верности старуха перечислила несколько колен из своего рода,найдя и указав на слабые и далёкие родственные узы с Ледой,про которые говорят:«седьмая вода на киселе».
     Дом старухи был так же сер и неуютен.Зайдя в комнату,а дом состоял из маленьких сеней и малюсенькой комнатки,Леда поперхнулась его затхлым воздухом и раскашлялась.В комнате стоял смрад.Отравленный,спёртый воздух не находил выхода и разлагался наперегонки с лежащим в углу на узенькой кровати мужчиной.Он был сух и желтоват,лежал без движений,только глаза медленно меняли направление взгляда.
     -Боже!А проветрить нельзя?Задохнуться же можно!Откройте окна!Пустите в дом свежий воздух!А что это все стёкла в густой пыли?Из-за пыли света белого не видно.Их никогда не мыли?–пулемётом застрочила Леда.
     Выражение лица женщины стало ещё более злобным,она отстранила от окна Леду, пытающуюся открыть его.
     -Не надо,не надо ничего открывать.А на окна садится пыль от МТС.Ладно,ладно,иди, иди,не будем больному мешать.Пусть лежит.Не надо ничего открывать!–Женщина очень недружелюбно стала подталкивать Леду к двери.-Приходи к нам, Леда,приходи,в другой раз, пусть Петрович отдыхает.
     -А зачем?Зачем к вам приходить,если вы гноите человека в грязи и вони.Я–то помочь ему не могу,вы же меня не слушаете.Его затхлый воздух гноит,и ваша злость.–Леда торопливо вышла из этой мрачной комнатки.Ей показалось,что сейчас она сдвинула угол занавесочки и заглянула в ад.Несмотря ни на что, ей жалко было женщину,которая могла,но ничего не хотела делать для улучшения своей жизни и для спасения своего мужа.
     -Иди,не затем тебя звала,чтоб ты поучала меня.На закланье звала,на переклад,- ворчала себе под нос чёрная старуха.Не вышло–иди,живи.Без тебя найдём.Вот хоть свинью соседскую.Да,девочка породу держит!Всех превзойдёт.Меня,силу мою ни во что не поставила. Даже не заметила!Дирижёр мне нашёлся:дверь откройте,пол помойте… Была у нас тут такая дирижёр–Завицкая.Всё руками махала.
     Старуха продолжала бубнить себе под нос,но скрылась за дверью,прежде ещё раз зло зыркнув на Леду.
     -Боже!Где я была?-Леда инстинктивно начала стряхивать рукой со своей  одежды воображаемую пыль.-И что я прусь везде.Больше не буду ни с кем говорить!Ой, что я несу… как же жить,если с людьми не говорить.Ладно,не все такие,как эта старуха:нарочно умерщвляет мужа.А по-своему заботится.Вампирина!Чуть меня не проглотила.Старик наверно доволен,что она день и ночь возле него.Наверно она ему внушила,что он неизлечим.Или ему всё равно уже?
     Что за глупые люди.Из  этой  вонючей конуры надо выползти старику и бежать подальше,к людям.Кто–нибудь поможет.Нет,она своим ядом парализует его.И медленно выпьет  из него жизнь,до последней капли.


Рецензии