Мир самиздата

Автор: Оксана Горошкина

• Зачем вы перепечатываете на машинке "Войну и мир"?
• А сыну велели в школе прочитать, но он читает только cамиздат...
Советский анекдот.

I
Тема самиздата обширна и неисчерпаема. Сегодня самиздатом можно назвать практически все, что угодно, и это вносит некоторую путаницу в разговор о нем. Одни настаивают на наличии обязательной идеологической и концептуальной подоплеки у самиздата. Другие непременным атрибутом самиздата считают неподцензурность текстов и свободное распространение издания. Третьи называют самиздатом любое издание, производимое в кустарных, "домашних" условиях.
Само слово "самиздат" появилось середине XX века в СССР. Поэт Николай Глазков в начале 1950-х годов выпускал рукописные (а позже и машинописные) книжечки со своими сочинениями, которые практически не печатались при его жизни. Книжечки выходили тиражом 3–4 экземпляра и раздаривались друзьям и знакомым поэта. На титульном листе Глазков указывал слово "самсебяиздат".
Со временем термин сократился до уже известного нам «самиздат», став прямым передразниванием наименований государственных издательств вроде "Госиздат", "Политиздат" и т.п.. "Самиздатом" стали называть любые неофициально изданные в рукописном или отпечатанном виде произведения литературы (проза, поэзия, публицистика), а также тексты религиозной и политической направленности.
Во времена государственной монополии на издательство выражение "изданные неофициально" означало "не подверженные цензуре", и это во многом, хотя и не полностью, определяло содержание самиздата. Наряду со стихами молодых поэтов, через самиздат стали распространяться переводы зарубежной литературы, не изданная, либо не подвергавшая переизданию советская литература, а также любые не прошедшие государственную цензуру или вовсе запрещенные к публикации тексты. Самиздат стал не только альтернативным способом распространения стихов и прозы, но и мощным инструментом правозащитной активности диссидентов.
Первыми ступенями в становлении самиздата как правозащитного инструмента стали два текста: запись общего собрания московских писателей осенью 1958 г., где шельмовали Пастернака, и запись процесса 1964 г. над Бродским, сделанная Фридой Вигдоровой. Опубликовав эти тексты, самиздат фактически вступил на территорию несвойственных ему ранее газетных жанров - публицистики, документалистики, судебного очерка.
Сегодня слово "самиздат" потеряло острую политическую окраску. Самиздат уже не несет в себе ничего антирежимного и вряд ли может служить для кого-то причиной посещения "мест не столь отдаленных". Владимир Буковский в автобиографическом романе «И возвращается ветер…» дал такое определение: «Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него», и в нашей статье мы будем ориентироваться именно на него (за исключением последней его части). Во избежание путаницы и идеологических споров, мы будем называть самиздатом журнал, или газету, не имеющую официального статуса и выходящую силами одного или нескольких лиц в любой доступной форме на любом доступном носителе. Это могут быть распечатанные на принтере и подшитые бумажные листы, или журнал, распространяющийся в электронном виде; газета, отпечатанная на деньги создателей в типографии, или просто рукописные листовки.
Хотя само понятие «самиздат» появилось в СССР, но явление самостоятельного издания было известно намного раньше. В досоветский период наиболее популярными распространяемыми в рукописном виде книгами были радищевское "Путешествие из Петербурга в Москву" и комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". В XVIII веке по рукам ходили "крамольные" переводы Вольтера, масонские сочинения, едкие эпиграммы, политические трактаты и поэмы вольно-эротического содержания.
Сейчас самиздатом нередко занимаются сами молодые авторы, предоставляя себе и своим единомышленникам возможность опубликоваться. Начало этому процессу было положено в те же советские годы. В 1959 году молодому журналисту из «Московского комсомольца» Александру Гинзбургу пришла в голову идея выпускать машинописный поэтический сборник, состоящий из произведений разных авторов, по тем или иным причинам встречающих препятствия со стороны государственной цензуры. Сборник назывался «Синтаксис» и издавался открыто, с указанием имени и адреса издателя. Это не было обычным для того времени, и производило неизгладимое впечатление не только на современников, но и на службу госбезопасности (Гинзбург был арестован в 1961г.).
Всего вышло три номера «Синтаксиса», но начало самиздату, как отдельной издательской единице, было положено. Необязательность печатного станка для публикации литературных произведений была продемонстрирована наглядно, и после «Синтаксиса» возникло еще множество самиздатских сборников и альманахов. Люди начали «писать в самиздат», как раньше «писали в газету» или «в стол».
II

Статья о самиздате была бы не полной без рассказа о некоторых представителях самиздата, существующих на сегодняшний день. Одни имеют более широкую известность, другие же распространяются в достаточно узких кругах. Эти самиздаты имеют разную целевую аудиторию и разную идеологию. Но все они «сами себя издают».

Вольный лист

Идея создания альманаха «Вольный лист» (г. Омск) возникла давно, но поначалу это был скорее не литературный, а окололитературный проект комиксистов, рисовальщиков манги и просто художников.
Решение серьёзно взяться за альманах созрело в 2008, когда началась подготовка к первому номеру (на его обложке нет номера, так как тогда не было известно, будет ли у альманаха продолжение). Первоначальный состав редколлегии: Дмитрий Дзюмин, позднее основавший собственный электронный проект «Альтернация», Серафима Орлова и Иван Таран (главный редактор).
Альманах ставит перед собой задачу знакомить читающую публику с малоизвестнми, но интересными авторами, показывать, каким может быть мир, если его развернуть, открывая запретные грани и показывая по-настоящему человеческие мысли, слова и чувства. «Вольный лист» нацелен на создание объективной, то есть не зависящей от коллективных и индивидуальных вкусов, эстетики. Альманах «Вольный лист» – это альтернатива как бездуховному новаторству постмодернистов, так и официальной литературе.
На момент написания статьи вышло четыре выпуска альманаха (последний из них - в сентябре 2010 года). Состав редколлегии: Виктор Власов, Иван Таран, Игорь Федоровский.
Ликбез
Самиздатовский «Ликбез» начал выходить почти 20 лет назад в стенах Алтайского госуниверситета. Альманах был основан в 1989 г. В.В.Корневым, С.Ю.Липовым и С.Ю.Левиным – в ту пору студентами ИФ АГУ. Свою идейно-эстетическую базу и саму расшифровку аббревиатуры как «ликвидации безнравственности» альманах получил гораздо позже. Например, в 1993 году Зам.Глав.Ред «Ликбеза» И.А.Копылов сформулировал три принципа альманаха:
• «Ликбез» – это творческая лаборатория молодых авторов;
• «Ликбез» – не просто собрание разных людей, но коллектив единомышленников;
• «Ликбез» – это некоммерческое издание. В самых общих словах кредо творцов «Ликбеза» состоит в сочетании литературного новаторства с просвещенным патриотизмом и традионализмом.
Редакция альманаха ратует за жизнерадостное и честное творчество, имеющее своей целью, не сублимацию «Я», а утверждение «Мы». Что касается собственно эстетической программы «Ликбеза», то попытки сформулировать таковую в свое время были обозначены то как «концептуализм», то как «новый реализм», «новый романтизм», наконец сегодня как «новая искренность». Все это слишком условно, чтобы привести к общему знаменателю творческие поиски всех столь различных авторов альманаха. Поэтому на страницах «Ликбеза» серьезность всегда будет дополняться иронией, народное – элитарным, умное – глупым.
С началом нового тысячелетия «Ликбез» переместился в Интернет, где по сей день и находится подробный архив его номеров (http://lik-bez.ru).


Взгляд

Первый номер поэтической газеты «Взгляд» появился на свет 13 сентября 2004 года в городе Комсомольске-на-Амуре. А точнее, был распечатан на принтере в домашних условиях творческого бардака, т.е. самиздатом. Создатель и первый редактор «Взгляда» – Черномаз Алексей Сергеевич, он же Талисман. Задумка сделать свою газету появилась у Алексея весной 2004 г. после общения с редколлегиями молодёжной газеты «Первый Пилот» и хабаровского самиздата «Анион» («Первый Пилот» – молодёжная газета г. Комсомольска-на-Амуре, расцвет которой пришёлся на 1999-2004г.г., издавалась супругами Лукониными Костей и Лесей. Газета делалась всеобщими усилиями и была своеобразным центром молодёжных субкультур.).
Идея создать что-то своё пришлась Талисману по душе, энтузиазма было предостаточно, и этого вполне хватило, чтобы начать. Было распечатано и разослано по городам и весям обращение к поэтам с приглашением к сотрудничеству, и вскоре авторы откликнулись. Так увидел свет первый выпуск «Взгляда».
Концепция издания? Любой может попробовать свои силы, воплотить свою мечту. И не важно, что средств и опыта мало, всё это дело наживное. Если ничего не делать – ничего и не будет. А есть ли талант у поэта – судить читателю, а не пыльному долгому ящику стола.
Целевая аудитория? Все, кому не безразлична поэзия. Каждый выпуск, в сущности, является сборником стихотворений на определённой эмоциональной волне.
Выходил «Взгляд» нерегулярно, 3 – 4 раза в год, за личный счёт издателя на цветном принтере тиражом от 30 до 500 экземпляров и рассылался почтой всем желающим за символическую плату в виде марок и конверта. С апреля 2007 г. редакторская должность официально перешла к Папыриной Ирине Васильевне, а Талисман занялся электронной версией газеты – сайтом http://www.vzglyadik.ru. Любой желающий получил возможность распечатать электронный архив «Взгляда» в домашних условиях, а также доступ к новым стихотворениям.
На сайте «Взгляда» представлены и другие образчики самиздата, хотя вряд ли можно сказать, что сайт позиционируется как сообщество самиздатов. Это литературный не автоматизированный сайт, и концепция у него та же, что и у его печатной версии.
Последний печатный номер «Взгляда» выходил 13 апреля 2008 года. Не известно, будут ли другие выпуски газеты – в этом мире возможно всё. В любом случае, история самиздата в целом на этом не заканчивается.

Василиск

Саратовский независимый литературно-художественный альманах. Первый номер «Василиска»вышел в 2001 г., через год после прекращения деятельности журнала «Волга». Издание продолжает традиции саратовского самиздата, публикуя в одном ряду с наиболее яркими саратовскими авторами литераторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Тольятти и др. городов..
Кредо «Василиска» - печатать в первую очередь не похожих на других начинающих авторов, дать этим авторам возможность ощутить себя в контексте этого самого литературного процесса во всём его многообразии: от традиционных стихов и прозы до визуальной поэзии и иных арт-жанров.
Альманах не является рупором какого-то одного поколения или протестного направления, но открывает читателю именно отдельные маргинальные фигуры и художественные группы (при чем маргинальность здесь следует понимать скорее как авторскую стратегию). Основные интересы редакции «Василиска» – это по-прежнему вся палитра современной поэзии и прозы и её анализ, воплощённый в литературно-критических эссе, рецензиях, обзорах художественной практики в столицах и регионах.
На момент написания статьи вышло пять номеров альманаха «Василиск». В редакционную коллегию на сегодняшний день входят: Антон Белохвостов, Александр Мисуров (Саратов), Алиса Розанова (Казань), Сергей Сумин (Тольятти), Леонид Юлдашев (Челябинск).

Замок Иглитхон

«Замок Иглитхон» — почти ежесезонный литературный самиздат для всех творческих людей, любящих стихи, рассказы и фэнтези. На данный момент «Замок Иглитхон» практически полностью пишется в литературной группе ВКонтакте силами ее обитателей (http://vkontakte.ru/club10150529). От остальных изданий подобного рода «Замок Иглитхон» отличается тем, что это не банальный альманах, а цикл историй, разных по месту действия, но связанных между собой действующими лицами. На его страницах живут постоянные персонажи — обитатели замка: лич графиня, ее приемная дочь эльфийка, драконицы Змеюнн и Металлориммристая и многие другие. Все произведения авторов объединены общей историей — днем из жизни кого-либо из персонажей. Чаще веселой, иногда грустной. И у каждого из авторов есть возможность принять участие в написании номера, создав своего персонажа и предложив редактору идею истории, или просто подключившись к написанию очередной сказки. Распространяется издание по электронной почте всем желающим, а также имеет архив на сайте дружественного самиздата «Взгляд».

Подорожник

Первоначально (в конце 1990-х-начале 2000-х гг.) «Подорожник» выходил в бумажном виде. Выпускала его Чуфистова Эльвира Оттовна. В 1990-е годы она по собственной инициативе возглавила отдел писем в алтайском издании для инвалидов «Встреча». «Неустанными заботами Эльвиры Оттовны в качестве редактора отдела писем журнал стал содержателен и популярен далеко за пределами края, получил грант, - рассказывает сотрудник редакции Борис Тушин. - Со всей страны люди, страдающие физическими недугами, писали ей о своих бедах и радостях, и она отвечала всем, принимая чужую боль и чужую радость, как свои. Многие адресаты стали ее друзьями.»
Потом из «Встречи» ей пришлось уйти, и в 2001 году, в шестидесятилетнем возрасте освоив компьютер, она стала издателем журнала «Подорожник». Эльвира Оттовна вспоминала: «После работы в журнале «Встреча» у меня осталось очень много невостребованных материалов, люди продолжали присылать мне свои творения просто так. И тогда я решила издавать свой журнальчик. Долго подбирала к нему название и, наконец, придумала. «Подорожник» будет людей немножко подлечивать». Из разных уголков России к ней приходили тексты. Она на домашнем компьютере верстала их в небольшие брошюрки и распространяла журнал в узком кругу. Тираж и периодичность издания были ограничены физическими и финансовыми возможностями Эльвиры Оттовны. При этом ни один из авторов не был обижен. «Я не беру строчку из этого, полстрочки. Я беру или полностью, или не беру совсем. Я не позволяю себе чиркать и марать творчество людей. Потому что знаю, в каких условиях они это создают, и просто из уважения к труду», - подчеркивала Эльвира Оттовна в одном из интервью в октябре 2005 года.
Сама Эльвира Оттовна была смертельно больна и вскоре ее не стало. В марте 2009 года Виктория Чумак решила взять на себя обязанности редактора «Подорожника». Журнал стал несколько иным и перешел в электронный формат. Дочь Эльвиры Оттовны, Анна Лукьянова помогла создать сайт, где теперь и размещается «Подорожник» (http://podorognik.gantor.ru).
Сегодня «Подорожник» открыт для всех. Инвалиды - часть общества, активная, энергичная. И сейчас важно научиться сосуществовать всем вместе, уважать друг друга и принимать такими, какие мы все есть. Все авторы - физически здоровые и больные - имеют равные возможности и права. Главные требования к произведениям - отсутствие пошлости, нецензурщины, оригинальность мышления и светлый взгляд на мир, патриотизм. Авторы «Подорожника» - очень разные, живущие не только в России, но и в странах бывшего Союза. Всех их объединяет русский язык.
В электронном «Подорожнике» появились новые рубрики. В «Гостиной» проходят беседы с интересными людьми, увлеченными, с творческим взглядом на мир. В рубрике «Матрёшка» публикуются детские произведения (для детей и авторов-детей). Рубрика «Забытые имена» - рассказывает об авторах, оставивших свой след в искусстве, литературе, но в настоящее время широкому кругу читателей неизвестных.
Непосредственно на сайте журнала есть раздел «Судьба человека», рассказывающий о людях, преодолевших недуг, нашедших свое дело в этой жизни. Девиз электронного «Подорожника» - слова Максима Горького: "«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу и тоску? Что сделали вы в помощь себе?»

III

В этой статье дан лишь небольшой обзор мира самиздата как такового, и современных самиздатов в частности. В него не вошли еще многие, достойные внимания журналы и альманахи. Но даже эта маленькая подборка иллюстрирует, насколько разные по характеру и концепции самиздаты существуют сегодня.
В тяжелые времена самиздат выполнял функцию голоса оппозиции, «рупора свободы», распространяя неподверженное цензуре слово. Теперь самиздат позволяет своему создателю говорить то, что не было сказано до сих пор, в той форме, в которой это еще не было сказано. Не смотря на то, что сегодня самиздат потерял свою острую политическую направленность, он все еще продолжает быть свободным словом отдельного человека или даже целой общности людей. И именно благодаря этой свободе самиздат не умрет никогда.

IV


Редакция БУКа выражает сердечную благодарность коллективам самиздатов «Вольный лист», «Подорожник», «Взгляд», «Василиск», «Ликбез», «Замок Иглитхон» за сотрудничество и помощь в подготовке материала.

Ссылки:
Альманах «Ликбез» (http://www.lik-bez.ru/)
Журнал «Василиск» на новой литературной карте России Журнал «Подорожник» (http://podorognik.gantor.ru/)
Литературная газета «Взгляд» и сообщество самиздатов «Взглядик» (http://www.vzglyadik.ru)
Журнал «Альтернация» (http://www.promegalit.ru/magazines.php?id=1)
Мегалит — евразийский журнальный портал (http://promegalit.ru/)
Истоки и смысл советского самиздата (http://antology.igrunov.ru/a_daniel.html)
Онлайн энциклопедии Кругосвет. Самиздат Наука. Самиздат (http://ru.science.wikia.com/wiki/Самиздат)
Говорит Москва (http://www.ruthenia.ru/moskva/encycl/s/samizd.htm)
Олег Рогов. Два самиздата (http://grimnir.8m.com/saratov/ArtDokKor.htm)
Сборник «Синтаксис» (http://antology.igrunov.ru/60-s/periodicals/sintaxis/)


Рецензии
Интересный обзор.

Виктор Клёнов   31.10.2012 19:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.