автомобильные покрышки долго горят

Далеко-далеко за городом, спеленутым в саван туманов, как мумия, высился огромный курган, нет, скорее, - холм лысый, как костлявая коленка старика, яйцо, поставленное на попа. На гладкую вершину вела, петляя, узкая тропа с уложенными как ступени, рыжими камнями, на которых грелись верткие ящерицы и прыгали вниз молодые цикады. Эти ступени были похожи на глиняные артефакты, испещренные древними буквами, словно глубокими следами птиц. Тут явно не хватало виноградной лозы, уцепившейся за эхо. Но где ей взяться в безродной глади земли, над которой кружат хищные птицы высматривая добычу.
А в городе, в мрачных квартирах кружила пыль, медленно осеняя зеркала, в которых бродили прозрачные тени. Этот город был как затон тишины. И только иногда, под дряхлой смоковницей, у бывшего магазина садился на красный табурет старик и, протискивая в рот флейту, начинал ныть неведомую песню. В некоторых домах просыпались и начинали крутить непослушными пальцами желтые пуговицы наволочек. А флейте вдруг откликался вой. Нет не собаки, они уж давно передохли в этом высохшем городе, который был как дупло в одиноком зубе. И этот вой содрогал стены и переворачивал страницы брошенных книг, распугивая вконец обнаглевших крыс.. Давным-давно в этом городе уже никто не умирал и не слышно было голосов новорожденных. Лишь бродила маленькая девочка в цветастом, как летняя лужайка платье, да слепая старуха приходила погладить мозаику на здании городской ратуши. Мозаика любовно изображала кипящее море и одинокий парусник, который вот-вот скроет буйная волна. Она была сотворена из бутылочного стекла и от того была гладкой и вкусной на ощупь. Но в девочке, бродившей здесь год за годом, эта картинка не будила ни восторга, ни воспоминаний. Она понуро проходила мимо, постукивая прутиком, которым обычно гнала стайку заблудившихся в странствиях лебедей, похожих на скучных грязных гусей.. На круглой площади города застыл автобус, наполненный сизым туманом. И над ним, завихряясь, вился то ли дымок, то ли оседающий прах вымершего города, а из под колес все же росла трава.
У города был свой мост, ведущий через русло несуществующей реки, по которому плыли бумажные кораблики, не унесенные ветром. И кто-то мог почитать старые газеты, облокотясь на гипсового дельфина, украшающего подножье моста. Это был призрак веселящегося дельфина, его окаменевшее подобие с засунутой в губы сигаретой.
Но, надо признаться, что были в этом городе и шумно дышащие люди, играющие неизвестно от кого втихаря, в шахматы или карты и даже целующие своих жен, уходя на непонятную работу. На провисших обесточенных проводах над улицей свисали вниз головой дряхлые птицы, свисали как охотничья добыча и над ними кружились изумрудные мухи.
Жил в нем единственно молодой парень с непослушной гривой волос и блаженной ухмылкой. Все в его доме занимали книги, даже постель была сложена из них, каких-то фолиантов с золотым обрезом и больших географических атласов с бесконечными закладками. Так что спал он, пронизанный насквозь странами и континентами, горами и морями. Дверь так же была скрыта за книгами. Входил он и выходил через окно, каждый раз роняя оставленный поэтический сборник, неизвестного в мире поэта. Книжка падала, неловко раскрываясь, медленно переворачивая страницу, словно начиная с ним игру в угадайку. И он садился, уронив тело между коленей и, отодвинув ногой всхлипнувший будильник, начинал опостылевший обряд: тыкать пальцем в подвернувшиеся строки. И по ним гадать, гадать и, в зависимости от того, как богат был словарный запас поэта и неожиданно промыслительные образы, тем щедрее был его улов, тем загадочней представлялось будущее...
Он любил ходить к далекому холму, заваленному пометом, и рубил заросли крапивы самодельным мачете, сделанным из обруча водовозной бочки.
Закатав рукава клетчатой байковой рубашки, он с удовольствием смотрел на проделанную работу и вдыхал пока еще морозный воздух раннего утра. И долго и влажно всматривался в окоем дали, скучая о жизни без друзей, без зова мамы к чаю. И горестно думал: что его ждет дома, кроме книг, прочитанных, но не наскучивших своей полезностью и вкрадчивым тактом. Но, кроме мемуаров путешественников и альбомов с картинками, недоступных навечно загадочных стран, там пылали тифозным жаром и досужие трактаты по философии, которые уже больше не отравляли жизнь непонятными построениями и кадастром неведомых чувств. Ему больше по сердцу были книжки стихов, в них была Любовь. А здесь он мог полюбить лишь старуху, носящую отгрызенный ноготь луны, да лишь призрак девочки, пасущей грязных лебедей. Как-то так оказалось, что в брошенных домах он не нашел художественной литературы, которая подготовила бы его к жизни шумных далеких городов, научила бы врать и прикидываться одиноким. Здесь этого всего никому не было надо. И только книги стихов учили его пониманию любви. К женщине или даже к паукам в банке, сидящим как маленькие черти в прозрачной тюрьме. Он попробовал и сам однажды писать стихи... -Мой ангел теряет перья. Ученические перья, в которые играли мальчишки на школьном подоконнике. Но все попытки показались ему пресными, и все было связанно со временем, которого больше нет. Да и город с этим временем проплывает иногда в розовых облаках степного заката. Вообщем, все было ни уму, ни сердцу, как говорила его матушка.
-Старье берем, старье берем, -кричал старьевщик - татарин на широкой забросанной тряпьем телеге -у него от него остался шикарный пугач в виде револьвера с серебряным барабаном.
Сегодня у него был праздник, опять в автомагазине привезли селедку и томатный сок, а главное долгожданные батарейки для транзистора. И вечером, забравшись на ржавую рыжую крышу, можно будет покрутить себя по миру, то окунаясь в Темзу с белыми головами рыб, торчащими как поплавки, то прошлепать по Красной площади, приравнивая шаг, с идущей сменой караула. Кстати, о площади. Когда-то он все же потерял девственность со случайной и пьяненькой попутчицей дальнобойщика; она безмятежно раскинулась на пышной перине соседки Изабеллы Юрьевны и, зажмурив глаза, жарко выдохнула в потолок:
-Ну, теперь можно и умирать.
И, увидев его вытаращенные глаза, пояснила:
-Это у меня так дед говорил, посетив Москву, Красную площадь и мавзолей.
И с хитрецой подколола:
- А ты у Ленина в гостях был?

С этого волшебного, по неожиданности, случая в нем и поселился фенотип женщины, которую он представлял в ночных мытарствах и даже в дневных мечтах, когда мозг распарен летней жарой и готов пенясь, вылезть через уши. И вот сейчас, возвращаясь домой, он слушал стены, с которых осыпалась потрескавшаяся побелка, слушал небо, которое шелестело газетным листом; он вдруг опять вспомнил ее, так не похожую на этих красоток, чьими телами были обклеены кабины дальнобойщиков. Ее ладные узкие ягодицы были в веселых детских цыпках, а плотные, как мячики груди, казалось, до сих пор пребывали в его неопытных жарких ладонях. И он забормотал вслух, словно бы обращаясь к ней: - Сейчас я им супчика приготовлю из крапивы, что нарезал у подножия кургана. К ней у меня есть голубиные яйца и ложка тушенки, большая ложка и три бородавчатых картошки. Даже есть сметана, купленная сегодня в автолавке. А может быть, ты хочешь немного вина? По транзистору рассказывали мне о празднике молодого вина во Франции. У нас с тобой тоже будет праздник. Карнавал! А потом ты заснешь доверчиво на моей руке и я буду гладить костер твоих волос и смотреть на висок, где жалобно пульсирует голубенькая жилка и непроизвольно дергаются во сне, поджатые к горлу ноги, словно ты все еще бежишь из своего пугающего мира...А потом, когда ты проснешься, я научу тебя отыскивать в гнилых стволах и влажных травах янтари и зеленые глаза моего одиночества.

Когда местный столяр, оставшийся в живых, закрутит утром бесполезный, но нужный тугой волан стружки, и вдохнет с наслаждением его теплый уютный аромат, а к нему в окно постучит клювом степной ястреб и тяжело улетит, не дождавшись обещанного питья. Улетит, оставив как весточку, легкий палевый завиток пера. Мы с тобой пойдем хоронить зернышко моей смерти, полое как ночной мрак, полный придуманных призраков. И портрет моей мамы в коричневом овале начнет свое тревожное круговращение, а я пойму, что ты останешься навсегда моим собеседником.
А ты знаешь, мне иногда кажется, что на юге и на западе, что-то случится с дамбами и вода с шелестом и гулом заполнит все пространство вокруг. И останется торчать лишь один мой курган в этой бывшей степи, и будут беситься кофейные волны, и поплывут призраки кораблей и, перегоняя их, будут резвиться неопытные дельфины, а мы с тобой будем качаться в кресле-качалке, поплевывая на этот всемирный потоп.
И рассматривать в микроскоп божью коровку, которая спаслась на твоей руке, зацепившись за светлый волосок. Смотреть со смирением в ее глаза, в которых отсутствует вечность. Мы доплыли сюда чудом на тяжелой двери от храма. Мы не знали, что очень скоро прохудится, как старушечий чулок, небо и в эту озонную дыру хлынет раскаленная ртуть вселенной, и мы с тобой тоже умрем, как и все.
Зажгу автомобильную покрышку на самой вершине круглого холма. И назначу дату, когда все время буду зажигать. Не пользы, ни света она не принесет. Но люди, живущие во влажных нищих лачугах, будут знать, будут ждать мой таинственный огонь, мой сигнал одиночества. И даже семейства, проезжающие в машинах по линии горизонта, будут подталкивать своих детишек - смотри, опять этот чудак зачем-то запалил огонь. Он будет как маяк на суше, в этой неуютной степи, где сучит лапами озябший суслик и прячется скарабей. Мое предназначение - лишь зажигать сигналы в ухнувшей вниз ночи, лишь придумывать мистические ходы по наитию, будить проливные воспоминания попутчиков по земле. Пусть для кого-то сердце станет желанным плодом бегства, оторопью глаз, но на миг все очнутся, как от услышанных слов, знака, поданного именно им. И пока твои веки смежаются на теплом ветру, словно крылья двух заблудившихся бабочек, а кто-то клюет над чашкой остывающего кофе, мне нужно подавать сигналы, будить их воображение и тревожить, тревожить глаза, живущих в рокуэлловском свете заката. Это - просто придумать, организовать что-то сумасбродное и якобы будящее подсознание. Помню, когда впервые зажег огонь, я испытал чувство облегчения, свободы, что- то творческое, мое, воплотилось. И в душе счастливо заметались птицы, как голуби на чердаке, ища спасения, раздавая пощечины сумеркам, струящимся в разбитые окна и требуя невозможного. И загремела шестиструнка, разбрасывая аккорды алчности - еще, еще, ну, еще же… И я понял, что за эту свободу можно отдать все.
И если я не постиг науку смерти, нужно научиться науке любви. Даже если эти дни тебе кажутся безнадежно пустыми и одинокими, и ты кажешься себе неуместным, как бабочка, присевшая на циферблат.

Пара лет минула с тех пор, как я начал свое священнодействие. Но, странным образом, оно не только не наскучило и не стало поденщиной и этакой унылой обязанностью, наоборот, каждый новый день это время Прометея, каждый день огонь горел по разному и не потому что материал был иной, более сладкий для языков пламени, или небо размахалось иной ширью и в воздухе царил полный умиротворения штиль. Нет, просто огонь не бывает, как и мы, одинаковым. В один день, в косматое утро я мог горланить песню, в другой шептать неизвестную молитву, и огонь словно бы вторил состоянию моей души, прислушивался к ритму моего сердца, и начинал прыгать в такт.
К концу второго года появились первые переселенцы. Как -то сразу и навсегда. Это была армянская обширная семья совсем не напоминающая тех выжиг, которыми заполнены наши города. Какие -то библейские люди, даже мясистые носы у них висели с древней мудростью, а тяжелые веки медленно затягивали глаза, в которых мерцали огоньки древних поселений. Единственно, что страшило, это обряд отпевания. Женщины шли вперед и опускались на корточки по кругу, и начинали выть и бить землю согнутыми в локтях руками и, казалось, земная твердь кладбища полая и гулкая. При этом унисонный вой сопровождал удары рук о землю. И казалось это действом без конца. А армяне по православию старше нас и это почему -то удручало своей дикостью и язычеством.
О, это кукушиное утро, в коридорах твоих дрожит эхо, словно предвестие смерти и  в небе  гаснут птицы как искры, задутые дыханием зимы. О, это зыбкое утро,  в котором звенит звонок велосипеда! И из тумана проявляется как всадник призрак бывшего почтальона. Он едет к перекрестку, чтобы забрать пустые зеленые  мешки, которые с шалостью и насмешкой бросил в окно на ходу кудрявый паренек, похожий на Есенина.
Торжествующим светом набухает мое жилище, моя сиреневая каморка. Это утро начиналось световыми эффектами, лимонадными прозрачными перепонками и пузырьками, стремящимися наперегонки друг друга.
Я знаю все ритуалы ночи, моя подушка это гирлянда кладбищенских флуоресцентных цветов, которые качаются над улицей, как поющие волосы старой женщины...Скинь свои одежды здесь на берегу высохшей реки и преклони свое сердце на моей груди, разметай свои волосы по моему книжному ложу. Твое лицо как стертый перламутр речной закопченной ракушки, которую я любил открывать кончиком перочинного ножа, когда испек ее в убогих углях.
Я проколол  глаза тыкве,  в них влетят ночные мотыльки, не дождавшись света свечей. Изнеженная полночь проводит мне материнской ладонью по лицу. Я знаю, что с появлением новых могикан, сюда хлынут потоки, таборы иноземцев.
О, тыква, тыква  - погремушка пустоты, твоя бабья улыбка украшает мой подоконник. Светится завернутыми языками свечи, которые не колышет сквозняк и мое дыхание. Иногда хочется от бессилия поднять тебя и треснуть о морщинистую стену. Я хочу поведать тебе, почему я придумал зажигать варварский огонь на вершине, вросшего в землю гигантского яйца, холма окруженного зияющей степью. Так вот, тыква,  это - маленькая модель, веселая до жути в ночной стылой проруби сознания. Я бы мог зажигать свой огонь каждый день, но удивительно трудно вкатывать огромную покрышку по углу в 45 градусов, да и не каких запасов не хватит. И потом у меня же здесь не колыбель Вечного огня, а сам курган не открытый ангар для бесшумных ангелов. Любовь, словно замерший голубь,  складывает чуткие крылья, чтобы не унести в рассвет кутерьму моих воспоминаний…
Голова уплывает в сон. Ноги уже бегают по зорьке, а сознание реальности тянет водоросли из глубины увиденного ночью. И я словно плыву еще на тяжеленной двери храма. Я еще тогда выковыривал красивый гвоздь-заклепку на память. Помню, так же я своровал, открутил бронзовую ручку на двери провинциального музея, уж больно красивая была и старинная. Бронзовая, с загогулинками.
И казалось, что плывем мы на магдебургских воротах Софийского храма и не стремительные воды потопа несут нас, а река, которая по легенде изменила течение и вернула в город изгнанного  епископа. И вспоминая, я застрял на мысли, как это католические ворота оказались на нашей святыне? Наша церковь теперь без дверей, в ней по колено воды она впустила в себя темноту и безмолвие, и я вижу, как от аналоя плывет как бумажный кораблик голубь, вспыхивая то голубым, то изумрудным перышком. Сквозняк подгоняет его, а крылья все впитывают бурую воду. И ему уже никогда не вспорхнуть, роняя сверкающие брызги.

(продолжение следует)


Рецензии
Ты же обладаешь неограниченной властью над тем, что происходит в твоём рассказе! Несуществующий город, несуществующие люди..., ( тут и Г.Маркеса не грех вспомнить!) но, ОН-то живой, настоящий, талантливый в своём видении жизни и даже божьей коровки! Сделай его счастливым, если это возможно, подведи к пониманию своего предназначения! Ведь они выжили, выплыли из всемирного потопа, кофейных волн! И даже похоронили зёрнышко смерти вместе с придуманными призраками!
Ах, какая замечательная, тугая, насыщенная завязка! Раздаёшь сладости по чуть - чуть, как кидаешь горсть конфет в толпу на свадебном пиршестве...
Ну, и когда возвращаться?!


Вера Июньская   17.06.2011 11:16     Заявить о нарушении
...."Над глазами, выражающими притворное смирение, бровки-волосики торчали домиками, а на морде, отсветы пламени блуждали подобием улыбки. Тусклая шерсть, забитая репейником,в некоторых местах свалялась и поредела. Было холодно, а этот чудак жёг автомобильные покрышки, от которых шло тепло, но, что самое главное, от него самого пахло иногда съестным.
- Неужели пнёт под ребро?
Она прилегла на каменистую землю, и медленно, тормозя животом, стала подползать поближе к костру.
- Может быть, всё-таки чего-нибудь да кинет? Хоть бы и очистков от печеной картошки... Так, с виду-то он добрый, иной раз даже книжки толстые читает. Однажды волосы чуть не подпалил, забылся, видимо, что огонь-то не - лампочка, вот и полыхнули волосы. Хорошо, что рядом бутылка с водой была: потушил быстро, но кряхтел и оглаживал голову ещё долго. Палёным тогда здорово пахло!"
Так и хочется присоединиться к твоему рассказу,который изумляет твоей способностью тактичного вплетения в канву повествования событий, явлений, размышлений и глубоких чувств. Представляя нам главного героя неординарным, аутичным и тонким, вызываешь в читателе соблазн соучастия и волнение от сопереживания, но не как грубое вмешательство в его жизнь, полную загадок, страхов и одиночества, а как пристальное наблюдение за ним со стороны, собаки, к примеру :-)). Извини за шутку.

С нетерпением, в ожидании продолжения...


Вера Июньская   17.06.2011 11:20   Заявить о нарушении
Я хотела бы поселиться там, в том городе, где он жил, прийти однажды седой старухой, босиком. Дома пустые ещё оставались. Даже пыльная мебель и кровать годились для жилья и сна. И была бы другая жизнь, размеренная набором чудаковатых людей и дорогой, отмеченной накренившимися столбами...

Вера Июньская   01.03.2012 22:54   Заявить о нарушении
вот, написала, что хотела... маленькую историю про старуху, Санька и собаку.
Почему-то очень хочется плакать, когда вспоминаю, что я - здесь, а не там, с ними.
Ты умеешь сотворить мир, в котором живётся спокойно и счастливо и я у тебя учусь.

Вера Июньская   07.03.2016 15:33   Заявить о нарушении