тюрьма, или еще одна история любви, 20часть

Аза родила девочку, Рафик пришел с цветами,
- ну как ты, Аза, спросил он,
- девочка, тихим голосом сказала Аза, немного уставшая от долгих родов,
- тебе нравится имя Елизавета?
- не знаю, не думал еще,
- вот она, познакомься, Елизавета, и показала в сторону девочки, лежащей в кроватке.
Конечно, Аза назвала так в честь той девушки из той красивой сказки Марка Пина. Никакое другое имя ей в голову даже не приходило.

Девочка росла, Аза училась. Со временем, но медленно, у Рафика поправились дела. Но он все время говорил, что дела могли идти намного быстрее, если бы не тот случай с белорусами. Когда Елизавете было три месяца, Аза одна все же сходила одна на спектакль. Когда Аза пришла на этот спектакль, она знала все до строчки, что там должно было произойти, и кто что должен был сказать, она даже могла оценить, как передали то настроение актеры, которое должны были передать. Потом она стала ходить на этот спектакль каждую неделю один раз, ее даже стали узнавать актеры. Ходила она туда потому, что она будто погружалась в волшебный мир сказки после своей, как она считала тюрьмы, заточения, из которого было трудно выбраться. Каждый раз Аза одевала одно и тоже платье, медленно собиралась, долго смотрела на себя в зеркало, и каждый раз шла на этот спектакль с чувством, что она увидит что-то интересное, любимое, сказочное.
Муж постоянно был в делах и не мог приходить, но Аза оставляя маленькую Лизу с мамой или своей или мужа, и шла все время на один и тот же спектакль.

Однажды, после спектакля, она подошла к немолодому лысому человеку, который что-то говорил актеру,
- здравствуйте, улыбаясь и немного робея, сказала Аза,
- а, это вы, сказал лысый человек, здравствуйте, мы вас уже высматриваем в гостях, вы наш талисман, знаем, если вы тут, значит все пройдет хорошо, он засмеялся,
- я хотела спросить вас,
- спрашивайте, спрашивайте, какие угодно вопросы, не дав ей сказать, начал говорить человек,
- как вас зовут, спросила Аза, но она хотела узнать кем он приходится в театре,
- Михаил Николаевич Ролан, он подал Азе руку, как бы знакомясь, я режиссер этого театра и постановки,
- очень приятно, Аза,
- вы хотели спросить, я вас перебил,
- дело в том, что эта постановка редкая, я ее нигде не видела, почему вы стали ставить именно ее, ведь там такие сцены, которые достаточно трудно играть. Легче ставить раскрученные и известные широкой публике постановки.
- а… извините, дорогая как вас…
- Аза,
- да, Аза, а почему вы сейчас это спросили, я просто пытаюсь понять. Вы сейчас говорите как режиссер, вы режиссер? Хитро ухмыльнувшись, спросил Михаил.
- нет, что вы, широко и расслабленно улыбнулась Аза, я домохозяйка, я просто читала эту книгу, мне она очень нравится…
- Аза, вы почувствовали, что не каждый актер чувствует, у меня обычно спрашивают - как стать режиссером или как получить роль, и он поднял ладони вверх, передразнивая как ему говорят,
- Михаил Николаевич,
- ой, коллега, зовите просто Михаил, я не на столько старый, улыбнулся он,
- Михаил Ник… Михаил, я просто читала эту книгу и мне она нравится, вы ее откуда знаете, это редкая.
Михаил заговорчески отвел Азу в сторонку, держа ее за локоть
- у меня дочь, когда ей было тринадцать лет, читала и грезила этой сказкой, а потом, когда она, и тут Михаил погрустнел, голос его стал на пол тона ниже,
- когда она, продолжал он, уехала со своим мужем к нему в другую страну, однажды я перекладывал ее книги, и мне попалась эта книга, затертая до дыр. Я открыл ее, стал читать, и мне показалось, что я общаюсь со своей дочерью. Будете смеяться над старым дураком, но поэтому мне очень стала близка эта книга, и я сразу решил еще тогда, что когда-нибудь поставлю эту постановку. Михаил говорил уже серьезно без тени шуток или флирта, только вспоминая это, глядя мимо Азы. Достав платок, он утер краешки глаз по бокам.
- вот, теперь поставил, дочка так редко приезжает, мы так скучаем и мы живем только тогда, когда она к нам приезжает, она у нас одна.
- Азушка, мне надо идти, сказал он, помолчав, вы приходите к нам, не оставляйте нас, вы наш талисман, у нас все это знают уже,
- до свидания, Аза слегка качнула головой, и с грустной улыбкой проводила глазами Михаила…
 
Аза шла домой, был вечер, пели цикады. Полный штиль, подобно штилю в душе Азы. На небе полумесяц луны смотрел на нее и улыбался, парочки влюбленных сидели на скамейках в парке, думая, что их никто не видит. Тусклый свет фонарей провожал ее до самого дома. Она шла и думала о том, как переживают родители, когда дети уезжают. Родители радуются за детей, но переживают за них тогда, когда дети не с ними. Сейчас она не представляет, как Лизонька может быть самостоятельной, а ведь пройдет несколько лет и это случится, что же останется мне. Может, надо попытаться наладить отношения с мужем, ведь они кажется, уже становятся лучше, еще немного и кто знает, может, будет так, как раньше, в первый наш год. Аза вспомнила и начало отношений, и дерево, которое их объединило. Что же делать, чтобы мы вместе ходили вот на такие постановки, я же замужем. Почему меня муж не приглашает, и не ходит со мной. Пока он зарабатывает деньги, жизнь не ждет, не останавливается и проходит. Проходит день, потом неделя, годы, ведь эти годы и есть жизнь. Сегодняшний вечер это жизнь, так хочется сейчас ходить за руку со своим мужем, Аза остановилась возле подъезда, вздохнула и пошла домой.

Рафика дома не было, было только еще чуть больше семи вечера, Аза приготовила ужин, стала его ждать. Накрыла стол, подумав, что надо говорить с ним больше, надо общаться и устраивать маленькие семейные праздники. Зажгла свечу, приготовила блюда, Лиза уже спала в своей комнате. Рафик пришел около поздно.
- привет, ты задержался сегодня, кушать будешь…
- нет, я уже поел с товарищами, и Аза уловила запах спиртного,
- а… я приготовила, сейчас уберу, немного расстроено сказала она. Хочешь чай приготовлю, принести тебе в кабинет, или можем вместе выпить.
- чай… поморщившись сказал муж, опять чай…не, не хочу, и Аза опять почувствовала нотки того Рафика, который ругал ее и от которого хочется бежать,
- ну что ты хочешь сейчас, сказала Аза, начиная себя опять чувствовать, будто она с ним живет из-за денег, и пытается наладить отношения не из-за того, что ей нужен муж, а из-за того, что нужны деньги его.
- ничего не хочу, даже не посмотрев на Азу сказал Рафик,
- спать хочу, и пошел к себе в комнату на диван.
Аза стояла, не двигаясь, держа руки возле груди, со сжатыми кулачками, будто что-то решая. После чего пошла на кухню, убрала все, что приготовила, и легла спать рядом с Лизой. Когда вошла в комнату, там пахло ребеночком, чем-то таким нежным и таким чистым детским дыханием, что ей стало немного легче. Аза разделась, посмотрела на себя в зеркало, погладила свою грудь и подумала, неужели так и дальше будет, я больше не интересую мужа, вот это все ему не надо. Надела ночную рубашку и легла спать, долго ворочаясь и не могла заснуть.

Через два дня после того вечера, утром Аза была с Лизой дома, занималась домашними делами. Около одиннадцати утра звонок по домашнему телефону.
Аза подошла к телефону,
- ало,
- … в трубке молчание,
- ало, говорите, сказала Аза еще раз,
- это Аза? Сказал женский голос, скорее утвердительно, чем спрашивая,
- да, Аза…
- меня зовут Карина, очень медленно и внятно сказала женщина, я думаю нам надо поговорить,
- да, я вас слушаю, сказала Аза, одной рукой выключая пылесос, и беря нормально телефонную трубку, чтобы хорошо слышать,
- есть один вопрос, который надо решить,
- какой вопрос мне надо решать, мои вопросы решает муж,
- вот этот вопрос, милочка, нам с тобой и надо решить, как раз на этот раз без него,
- не поняла,
- вопрос с кем будет жить пока еще твой муж,
- …
- дело в том, сказал женский голос, назвавший себя Кариной, что мы с ним уже давно вместе и мне кажется, что я беременна…

- кажется, я беременна, будто про себя, повторила Аза.
Я ни с кем ничего без мужа решать не буду. Это раз.
Во-вторых, я даже не собираюсь разбираться в том, чем не должна разбираться, я даже не знаю, кто вы такая и от кого у вас может быть ребенок. Если вам кажется, что беременна, то может и показалось, что от моего мужа.
Аза сама от себя не ожидала, что так резко и отчетливо ответить этой женщине, но когда положила трубку, руки ее затряслись, ей стало так плохо, что потемнело в глазах. Аза села и пыталась спокойно думать, может это вообще шутка, или кто-то таким образом хочет наш брак разбить, чтобы потом попытаться самой окрутить Рафика. Но осадок у Азы остался, и она целый день ходила по дому растерянной и подавленной. Она вспоминала некоторые слова Рафика, поведение его, как бы сопоставляя его поведение с информацией от сегодняшнего звонка. Аза даже не могла сказать, поверила она этому женскому голосу или нет. Она не хотела себя спрашивать об этом, потому, что боялась, что сама ответит, что верит. Тем не менее, твердо решила ничего мужу не говорить, чтобы не провоцировать дома атмосферу напряженности. Если это так, то не через день, так через время подтвердится. Если это не так, значит и думать об этом нечего.

Шли дни, Аза продолжала раз в неделю ходить на спектакль и однажды, Михаил, тот самый режиссер, в антракте подошел к ней и сказал
- здравствуйте, наш талисман,
- здравствуйте, Михаил, с улыбкой сказала Аза,
- Аза, вы не могли бы подойти ко мне после спектакля, нам с вами надо кое-что обсудить,
- да, конечно, улыбнувшись, сказала Аза.

После спектакля Аза подошла к Михаилу,
- улыбнувшись, она сказала
- еще раз добрый вечер,
- Аза, сразу перешел к делу Михаил, сейчас… Артур!! Закричал Михаил, скорее сюда!!
- вот этой девушке, сказал Михаил, когда к ним подошел Артур,
- хорошо, мне надо взять кое-что,
- Аза, быстро и по деловому продолжал Михаил, у нас заболела Роза, мама Елизаветы. Нам надо, чтобы ее заменили, а никто другой так не знает ее роль, а у вас еще такая выразительная внешность, роль небольшая, ну что я вам говорю, сами знаете. Вам надо переживать за дочь, подходить иногда к мужу и плакать, что дочь заточили, а потом надо всю жизнь искать, потом находите и встречаете, ну вы все это знаете, вы согласны или нет, у нас времени мало. Если да, то мы вам сейчас же подгонять под вас костюм. Решайтесь, сказал Михаил со спокойным и немного уставшим лицом.

- конечно, я согласна, сказала Аза, даже не задумываясь. Конечно, она была рада сыграть такую, пусть не большую роль, в такой постановке, которую она очень любила. Пусть даже и второстепенную роль, и появляться не много, но ей было безумно интересно.
- завтра надо уже работать, тогда нам надо еще до спектакля пройтись по вашим сценам быстро, хотя я думаю, что вы уже знаете. Так, сейчас Артур снимет мерки и завтра вперед.


Рецензии