Глава 6. Мирная жизнь, 1946год

         В 46 году мы с папой ездили в гости к бабушке Ольге Алексеевне в Андому. Лето. Перед домом зелёная полянка, где мы играли. Мне запомнилась девочка из Ленинграда. Она была в голубой атласной юбочке. Она была гимнастка и показывала нам разные акробатические номера. Это было поражающее меня красивое чудо.
    Мы купались в речке Андоме. Дно речки было песчаное, чистое. Летом было не очень глубоко. Дети купались без присмотра старших - деревня же! Однажды во время купания на середине реки мне сильно захотелось какать. До дома не дойду. Я отошла подальше, сняла трусы в воде и сходила. Каково же было моё удивление, когда мои какашки всплыли! Я испугалась. Хорошо, что течение унесло, а то был бы стыд- то какой! Так я на практике узнала, что "говго не тонет".

    Атмосфера бабушкиного дома запомнилась мне на всю жизнь. Дом был большой, на 12 окон. Была горница, спальня, кухня с русской печью; за печкой был закуток, где спала на кровати бабушка. Помню сени, а за ними большой сарай. Там была очень широкая половица, которая вела в туалет; лесенка вниз и лестница на чердак и на сеновал. Всё под одной крышей, как заведено в северных деревнях.

    Летом бабушку навещали дети: Илюша, Лида, Коля, Муся с мужем Иваном и мы. В доме было тепло, солнечно, всегда пахло мёдом и пирогами. Я уже самостоятельно ходила по деревне по мосткам. Мне нравилось рассматривать дома. Много домов двухэтажных. Во вех окнах цвели герани разных расцветок. Эти цветы я люблю с детства, и одно время я разводила их в городе Ленинграде. Позже, в одну из поездок в Андому (80-е годы), я привезла отростки гераней маме. После её смерти у Музы растёт мамина герань,она её обновляет периодически.

    Не помню в каком году бабушка уже не смогла жить одна. Её забрал старший сын Илья. Он работал в Свирь-строе инженером на шлюзовом хозяйстве Волго-Балтийского канала. Бабушка умерла и похоронена там. Папа ездил продавать дом в Андоме. Это была самая большая ошибка на мой взгляд, о которой я сожалею всю жизнь.

    В лето 46 года я познакомилась с бабушкой Екатериной Григорьевной - мамой моей мамы. Мама была родом из семьи Малыгиных, что жила в д.Березина ( в километре от села Андома на Сергиевой Горе). Семья была бедная, пятеро детей. Мама вышла замуж в состоятельную семью Аргамаковых за младшего сына Аркадия.
    Как- то до этого лета я не помнила эту бабушку. А тут мы с мамой пошли в гости на Березину. Помню тесную кухню. Бабушка угощает киселём: овсяным и клюквенным. Тарелки большие. Овсяный мне не понравился, а клюквенный - густой и сладкий -ела ложкой.
    Ещё помню, как бабушка приходила к нам в Андому. Всегда одета в чёрное, добрая и тихая. Приносила особые тонкИе пирожки- с домашним сыром из пресного теста. Нигде больше я не едала таких пирожков. Когда в 80-е годы я приехала в Андому (бабушек уже не было), одна старушка Марья Ивановна, которая знала всех, угостила меня этими пирожками. Я плакала.
    После продажи дома мы долгие годы не бывали в Андоме.

    Круглый год жили в Суоярви, никуда не выезжали. Летом купались в озере. Озеро огромное, тянулось на несколько километров. Плавали так. Надували мокрую наволочку пузырём, зажимали снизу, ложились подбородком на пузырь и плыли, колотя ногами по воде. Плавать "по собачьи" я научилась быстро. Пока мы жили на Первомайской, купались напротив Дома культуры.

    За ягодами и грибами меня тогда ещё не брали с собой. Побиралась возле дома.
    Во втором классе у меня украли описанный выше ранец со всеми принадлежностями. Ох и горевала я, плакала. Родители говорили, что это из зависти. Ранец пропал бесследно. В маленьком городишке ведь никто не мог им воспользоваться. Если только отдали в другие населённые пункты. А школа была одна.
    Возле школы был интернат. Там жили дети из окрестностей, которые не могли из-за удалённости ходить в нашу школу. Жили там и некоторые дети офицеров воинских частей, расквартированных в Суоярвском районе.

    Александра Афанасьевна после первого класса уехала. Нас стала учить Екатерина Яковлевна, потом Анна Ивановна. Первую не помню, а Анна Ивановна была пожилая и очень строгая. Потом у неё училась Муза.
    Каждый год меня награждали грамотами. Я до сих пор их храню. Иногда смотрю, читаю подписи учителей. Раза 3-4 награждали меня подарками: цветастый ситец, чулки, отрез синей ткани на платье, ботинки.

    Когда отменили карточки и появилась возможность покупать в магазине, мама нас хорошо одевала. Помню маленькой шубки: пятнистую кроличью и белую овчинную. Когда я их сносила, мама из них сшила шапки и воротники к новым пальто, которые она сама и сшила.

    У нас в городе появились пленные немцы. Их поселили на горе в стороне от города в каменном доме. Мы, дети, увидев фрицев впервые в кино, очень боялись  этих пленных и рассказывали  всякие "ужастики" про них. Их водили колонной под конвоем в район фабрики. Там они строили новые дома. Так появились в городе новые улицы: Ленина и Садовая. Это были коттеджи на две семьи, деревянные. На ул. Ленина оштукатуренные и покрашенные в белый цвет; на Садовой не штукатурили. Потом немцев куда-то увезли.

    И вот мы переезжаем!
    Папа получил квартиру на ул Ленина в доме 20. Полдома. Новый, пахнет свежим деревом. Крыльцо, сени, туалет в доме. Из сеней лесенка на второй этаж, там летняя комната с балконом! В нижнем этаже большая комната в два окна на улицу; кухня с окном во двор, плита. Всё новое. Обставились. Двухспальная кровать, две кровати - для меня и сестры, стол между окон, зеркало в левом углу, круглая печь. На кухне плита, стол, умывальник. Вода из колодца.Во дворе сарай на две семьи ( раздельно). Там дровяник и прочее. У дома папа разработал огород, где посадили картофель и разные овощи. Улица Ленина вела к фабрике, и папе теперь было близко ходить на работу. А рядом на перекрёстке был продуктовый магазин.

    К нам в гости пришёл немец Курт, который строил этот дом. Они долго сидели за столом (родители с немцем). Курт принёс нам подарок, сделанный своими руками: акробат на верёвочках между двух палочек. Двигаешь палочки - акробат делает упражнения. Забавно.
 
   Всё лето мы обживали свой новый дом и участок. Настроение было прекрасное!

                (продолжение следует)

На фото бабушка Екатерина Григорьевна Малыгина с дочерьми Антониной и Татьяной (моя мама).


Рецензии