Модель социализации личности практический аспект

Анализ современной социокультурной ситуации в мире и России, в центре и провинции демонстрирует, на наш взгляд, существенную трансформацию хрестоматийных идеологем – индивидуального и общественного сознания.

С одной стороны, тенденции к окультуриванию, социализации личности идентичны не только на Западе, но и на Востоке, не только в индустриально развитых, но и в недостаточно развитых государствах, не только в столичных и региональных центрах, но и в муниципальных и иных мелких демографических образованиях. С другой стороны, по причине углубляющейся научно-технической революции налицо стремление периферии к закладке фундамента «new-духовности» (по З.Бжезинскому). По-видимому, конструирование некой метагалактической социокультурной системы не с одним или несколькими центрами, а с множеством «очагов цивилизации» (по А.Тойнби), исчисляемых сотнями и даже тысячами, есть лишь вопрос времени.
   
Разумеется, сегодня ещё не разработана универсальная модель развития и адаптации эврологического индивидуума в соответствии с будущей метагалактической социокультурной системой. Поэтому остановимся на наиболее типичной модели социализации личности в рамках среднестатистического промышленного города (например, г.Шахты).
   
Накопленный нами в течение 14 лет опыт экспериментальной и прикладной работы позволяет определить следующие контуры социализирующей модели:
- Теоретизация в сфере образовательно-воспитательной идеологии, отличной от авторитарно-тоталитарной (субъект-субъектные взаимодействия).
- Регионализация и муниципализация социокультурной ситуации (создание «очагов духовности» на местах).
- Компонентность: «ОСК» – оптимизация, социализация, коллективизация; 2 «Г» – гуманизация, гуманитаризация; 2 «Д» – деидеологизация, деполитизация и т.п. 
   
Как показывает практика, социализацию личности необходимо проводить на трёх экспериментально-апробационных уровнях одновременно или параллельно:
1. Муниципальный уровень, т.е. в городских творческих объединениях.
2. Муниципально-локальный уровень, т.е. в системе клубной работы.
3. Локальный уровень, т.е. в школьных разновозрастных общественных объединениях.
   
Основополагающими этапами реализации социализирующей модели  могут быть следующие:
- многоуровневая диагностика;
- селекция по результатам диагностирования;
- развитие и адаптация (социализация), приводящие к промежуточным и итоговым позитивным показателям.
   
Реализуя описанную модель, мы достигли следующих результатов:
- в период с 1988 по 2000 г.г. выпущено 4 городских детских журнала («Встреча», «Если звёзды зажигают», «Ковчег», «Лист») общим тиражом 16 500 экз.;
- в 1998-1999 г.г. издано 2 коллективных творческих сборника («Страна поэзии нетленной», «Откровение») общим тиражом 2 000 экз.;
- в период с 1996 по 2001 г.г. опубликовано более 20 литературных страниц, в т.ч. детских, в городских СМИ;
- в 1999 г. создан городской культурный центр «Ковчег», объединивший творческую интеллигенцию и креативную молодёжь (старшеклассников, студентов, рабочих. Служащих) по следующим направлениям: литература, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, авторская песня, валеология и практическая психология (= здоровый образ жизни), эврология, эзотерическая философия.
   
Подчеркнём, что в печатных изданиях представлено творчество 100-120 чел. Городской культурный центр «Ковчег», функционирующий ежедневно, посещают от 210 до 280 человек каждую неделю (в среднем, 30-40 чел. в день).
   
Нам удалось заручиться поддержкой муниципальных властей – мэрии и Шахтинской городской Думы, всячески содействующих реализации вышеописанной социализирующей модели.
 


Рецензии