просфора моего детства

«Где родился, там и пригодился»- так говорят в народе.

         Я родилась в Прибалтике в первое послевоенное десятилетие, но знаю о каких-то подробностях жизни семьи и своего младенчества только по рассказам мамы. А пригодилась я совсем в другом месте - на родине бабушки и мамы, в дальнем местечке под Костромой, куда переехали со временем  мои родители.

         В деревеньке в семь домов на холме, неподалеку от довольно большого лесного озера жилось привольно, уютно. Жизнь была наполнена событиями, смыслом, трудом. Вся округа была полна жизни. Рядом, в досягаемости взгляда, были разбросаны деревеньки, иногда похожие на хутора. В тихие вечера доносились звуки этой жизни - барабанный виртуозный стук палочек пастуха о деревянную доску- сигнал к возвращению стада с пастбища, по утрам пение голосистых петухов, звуки работающих тракторов. Зимой , над сияющей голубизной снега, уходящие в небо белые столбы дыма из печных труб. Гирлянды  инея на березах и черемухах, на моих ресницах, на воротнике папиного полушубка.

     Полная безмятежность моего детского существа, иногда нарушалась невесть откуда взявшейся температурой, болью в горле и устрашающим блеском бикса - такого металлического медицинского контейнера, в котором мама ставила стерилизовать шприцы для того, чтоб сделать мне укол. Самое противное и горькое лекарство было не так страшно, как неведомое (хоть  и стремительное), но страшное своей инородностью воздействие – укол.

Восточнее нашей деревни находились два поселения. Деревня Рязаново и село Рязаново. В селе была не действующая и полуразрушенная церковь. И как мне потом объяснил кто-то из бабушек ,это определило уважительное название - «село». И отсутствие церкви – попроще – «деревня».

     В один из зимних дней произошло событие, которое я часто вспоминаю, когда приходится посещать храм с внучатами. Утреннюю дорогу в село Рязаново в этот день я не помню. Наверное , спала в карете, так называли родители санки с плетеным из прутьев коробом, в котором завернутым спокойно помещался ребенок, то есть я. В округе таких санок ни у кого не было, их привезли с пожитками из Прибалтики мои родители.

     Отчетливо помню мерцание свечи в полумраке деревенского дома, великолепие сияющих окладов на иконах и бородатое лицо батюшки, подающего мне Причастие. После этого мне была дана маленькая просфора, имеющая не земной вкус. Ничего на свете вкуснее мне пробовать не приходилось.

    Всю обратную дорогу к нашей деревне мама и бабушка обсуждали событие этого дня, благостно рассуждая о том, что Бог дал батюшку, который согласился приехать откуда-то издалека, поисповедовал взрослых и причастил детей.
- «Может наша поменьше болеть теперь будет?»- с надеждой говорила мама.

     Милостью Божией, у нас открыты храмы. И можно, имея добрую волю, посещать их вместе с детьми и внуками, не опасаясь гонений. И когда внучата, съев по просфоре после причастия , просят дать им еще, я никогда им не отказываю, помня не земной вкус единственной просфоры моего детства
 

Лидия Вакина.
 ноябрь 2008 г.

    

 


Рецензии
Отец мой был атеист, мама нас всех покрестила в костёле, праздновала Рождество и Пасху, но на богослужения не ходила, когда я уже подростком спросил её, верит ли она в Бога, она мне ответила так: - Может, Господь и есть, но, я Его ни разу не видела... Если он есть, почему Он допускает войны? Почему только в этой, Великой Отечественной, погибло столько людей? Миллионы! Почему погибли все три моих брата? За что? Особенно младшие? Немцы забрали их силой, и домой они не вернулись... Получается, что Он не вмешивается в наши дела... Ему, что, всё-равно? Почему столько зла на Земле? - Верить в Бога я начал под влиянием Людмилы, а она начала верить после смерти мамы... Р.Р.

Роман Рассветов   15.12.2018 19:05     Заявить о нарушении
Господь дал нам свободную волю! Мы пытались по своей воле построить общество счастливых людей.Религия - опиум для народа, поэтому Святые Образа- в огонь, в Божьих Домах - церквях - клубы и конюшни.Страх Божий - для отсталых.И пришло возмездие и вразумление- самолеты летели со смертоносным грузом на нашу землю и людей, отвергших Божью помощь, с крестами на крыльях.Мы сами это выбрали, это не Бог нас отвргл, это мы Его отвергли!
Став христианами, мы сами, или через воспреемников обещали быть верными, исполнять заповеди. В православии их всего-то десять. И нет ни одной из них, которую бы не нарушили. И не продолжали нарушать. А за нарушение закона всегда следует отвественность и наказание. Причем слова наказывать, указывать, показывать- они однокоренные. Поэтому: хотим жить по своей воле, живем!.. А как? История - тому пример и свидетель.

Лидия Вакина   15.12.2018 21:15   Заявить о нарушении
Да, люди верили, что Революция сделает их счастливыми, а в результате получилось одно сплошное насилие и смерть, в результате Гражданской войны погибли миллионы, потом силком в колхоз, в ГУЛАГ, потом ВОВойна... Собственно говоря, только хорошо и пожили при Брежневе, а не стало его, и социализм покатился под горку... Р.

Роман Рассветов   15.12.2018 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.