Не боись студент!

В далёкие пятидесятые годы, чтобы попасть из Жезказгана в столицу Казахстана надо было ехать поездом целую неделю, аж через Новосибирск. В 1952-53 годах построили дорогу Моинты-Чу и время путешествия из Алма-Аты до Жезказгана сократилось до трёх суток. Была одна сложность, поезд из Алма-Аты по пути в Караганду пассажиров на Жезказган оставлял в Жарыке, куда через сутки прибывал поезд Петропавловск-Жезказган. В   ожидании этого поезда надо было коротать время в гостиничном вагончике ДРУ или на вокзале станции Жарык. Так сложилось, и в тот раз, когда я ехал на производственную практику в свой родной Жезказган, на Рудник после окончания третьего курса КазГМИ. Родители мои жили в 30-ти километрах
от Рудника, в Кенгире. Приехал я в Жарык, зашёл в гостиницу Рудника и снял койку. Огляделся, за столом два мужика беседуют, заедая разговор местными, дорожными пирожками и нарезанной колбаской. Ну, я что, я тоже осторожно присел за стол и выложил съестное. Кроме хлеба и колбасы у меня были яблоки – крупный алма-атинский апорт, такой розовощекий да крупный, что от взгляда на него сердце заходится от удовольствия.
 «Угощайтесь, говорю, друзья по несчастью, ждать то нам до завтрашнего обеда. «Да знаем, знаем» – ответили они. Потом один из них, майор по званию лет этак 35-40 говорит мне: «А ты откуда и куда парень едешь? Я ему отвечаю, из Алма-Аты, на практику, студент я. С той минуты я стал безымянным студентом, «Ну что Жаке, говорит майор, Студент вроде самый младший из нас. Конечно, конечно отвечает его собеседник, молодой, симпатичный казах по имени Жаке. Ну, значит ему и идти. Куда идти –воскликнул я, куда? «Как куда, в магазин за огненной водой, уж больно долго и скучно ждать. Вот тебе деньги, давай одна нога здесь, другая там дуй Студент. Я что, я готов, давайте деньги, ответил я ему и вышел из вагончика. Стою и думаю, а где здесь магазин, начал расспрашивать прохожих. Мне подсказали, магазин рядом недалеко от водонапорной башни, там паровозы водой заправляются. Зашёл я в этот саманный домик-магазин купил две бутылки « Столичной » одну из них на свои деньги, так на всякий случай, а вдруг не хватит, и вернулся в вагончик.
Прихожу, а Степаныч т.е. майор и Жаке уже накрыли стол, нарезали хлеб мясо варенное, колбасу, а я прикупил ещё пирожков и огурчиков малосольных и стол у нас получился мировой, как говорят – на все сто! Я выставил на стол свою ношу, а зачем две? – спросил Жаке, ну чтобы второй раз не идти в магазин, ответил ему я и сел рядом с майором за стол. Сидим, разговариваем о том, о сём анекдоты травим новые и бородатые, время идёт, а ждать ещё ой, ой, ой – до обеда следующего дня. Скоро уже полдень, а мимо станции в сторону Жезказгана товарные, пятьсот весёлые поезда один за другим так и катят так и катят. На дворе июнь, тепло, а мы сидим и греемся огненной водой вторую «Столичную » завершаем с грустью.
Жаке необходимо в Жана-арку, там у него хозяйство Балхашского ГМК на котором он работает заместителем директора по общим вопросам. Сидим, вдруг Жаке говорит: «Степаныч, Студент, собирайтесь вон пришёл товарняк пошли, сядем на тормозную площадку и через пару часов будем в Жана-арке, а там вы подождёте ваш поезд на Жезказган». Я говорю: « Жаке, снимут нас с площадки надо в вагон садиться», а он мне в ответ: «Не боись Студент, бери свою сумку и пошли». Сели на тормозную площадку вагона и покатили под стук колёс на стыках в сторону Жана-арки.
Нам весело, страха нет как никак, а ехать это гораздо лучше, чем сидеть. Что ждёт впереди неизвестно да ладно, что будет то и будет, мы едем вперед
На подъезде к Жана-арке вижу справа и слева железнодорожная милиция нас встречает и я говорю» «Жаке, смотри нас окружают, а он мне отвечает: «Держись Студент, у меня на фронте и не такое было, не боись Студент». Не успел состав остановиться, как с двух сторон на площадку поднялись сержанты и нас всех троих с вещами сопроводили в комнату дежурного милиции на вокзале. У меня в голове сумбур, мысли как пчёлы роятся: «что приехали? майора отпустят ему работнику Степлага можно, Жаке свой, а я влип по самые уши, в лучшем случае оштрафуют не иначе».
Жаке говорит, ребята я должен позвонить начальнику милиции и ушёл с дежурным милиционером, а мы остались со Степанычем ждать Жаке. Прошёл час, в компании с капитаном милиции появился Жаке и говорит: «Так ребята вещи оставляйте здесь, и за мной, в машину». Ничего не могу понять, что происходит. Иду к машине, Степаныч за мной, садимся в Газик и через каких-то полчаса останавливаемся у какого-то дома-усадьбы.
Снова команда: «Ребята выходи». Вышли из машины, у калитки в дом стоят хозяева. «Принимайте гостей» – обращается к ним Жаке. Во дворе большого, огороженного штакетником дома кричали петухи, гоготали гуси, рылись в земле куры, а из саманной стайки доносилось мычание коровы. Вот что ребята, до утра будете тут отдыхать, отдыхайте я за вами завтра заеду. Обратившись к хозяевам Жаке сказал: «Извините, сам быть не смогу, родственники ждут. Смотрите за моими друзьями» – и с улыбкой посмотрев на нас, уехал. Николай, так звали хозяина дома и Лиза, его жена, познакомившись с нами, пригласили в дом. Тут же во дворе мы помыли из умывальника руки и вошли в квартиру. В большой, просторной комнате нас ждал роскошный   стол, на котором были и грибочки и картошка, сало,громадный зажаренный гусь в центре стола. Вот это да, вот так Жаке! Не зря он пригласил нас в Жана-арку.  Мы со Степановичем по приглашению хозяев сели за стол и с удовольствием отведали вкусную, крестьянскую еду запивая её ядреным квасом. Сытые и счастливые мы улеглись спать и до утра крепко спали. После завтрака появился Жаке и мы поехали к поезду. Билеты у нас были,наши вещи уже занесли в купе. Мы поблагодарили  хозяев и Жаке за гостеприимство, попрощались и поезд тронулся. Прощай Жаке, прощай Жана-арка, прощайте Лиза и Николай. Необыкновенные приключения Студента остались в прошлом времени.
Прошли годы, я окончил горный институт в Алма-Ате и работал в управлении ДГМК зам. главного инженера по ТБ.   В управлении появился новый зам. директора. На оперативке у директора комбината нам его представили. Каким же было моё удивление, когда я узнал в нём моего знакомого из Жарыка, слова которого « Не боись, Студент»   я запомнил на всю жизнь.


Рецензии