Хвалу и клевету...

               
               
         ОЧЕРК

     Сразу оговоримся: речь не о гениях и не о мировых шедеврах. Это - мои нелёгкие сконцентрированные размышления   о скромняках и  о неутолимой жажде  криэйтора или  темиурга – к созиданию, а художника  - к творчеству. Cчастье и смысл самого их существования состоит в неистребимой тяге к осуществлению некоей заветной дрёмы, овеществлению фата-морганы.      
      Всё сказанное мной в самой полной мере относится к жизни и творчеству не очень-то заметного среди других, но замечательного  художника-монреальца Л.М. Пульного, поглощённого властью творчества. Это характер. Об этом говорит и сама фамилия художника. Пульный – «пульный вход в патронник винтовки». А это кое-что да значит! Леонид Михайлович – выпускник Харьковского художественного училища театрально-декоративного отделения и Харьковского
художественно-промышленного института отделения графического дизайна. Работал на заводе, в театре, занимался росписью тканей, возглавлял отдел графики института дизайна. Учился на стационаре и работал во 2-ю смену на заводе.
    Но перед этим была война...
    Младенцем  Леониду довелось испытать на себе всю боль и весь ужас немецко-фашистского нашествия. В многострадальном 1941 году на железнодорожный эшелон с эвакуированными  харьковчанами  неожиданно обрушились из-за туч пикирующие бомбардировщики врага. Над головой рёв и вой фашистских стервятников, саднящие  удары их смертоносного груза о землю,   окровавлённые куски человеческого мяса, крики и мольбы раненых о помощи. Не одна, а сразу несколько   вражеских бомб вздыбили на воздух остановившийся эшелон. Чуть позже, когда совершив  своё гнусное дело, стервятники  улетели, спасатели отыскали  маленького молчаливого Лёню в бомбовой воронке среди искорёженного металла неподалёку от железнодорожного полотна. Туда контуженный младенец был выброшен взрывной волной прямо из вагона.
    -На момент контузии, -сообщает о себе художник,- мне было около 2-х лет. Эшелон был непростой, а мама была военфельдшером вольнонаемной. Ехали со сверхсекретным заданием - наладить на пустом месте в невероятно короткий срок выпуск реактивных снарядов для "Катюш". Ни одна армия мира такого оружия не имела».
    Впоследствии военная контузия маленького Лёни сказалась в полном отсутвии речи и чёрным пятном легла на всю жизнь этого деятельного, страстного и стойкого человека. Но «Пульный» - это ещё и семейный характер. Отец Леонида, Михаил Пульный, работавший наладчиком станков на Харьковском тракторном заводе, добровольно пошёл на верную смерть, став подпольщиком. Захватив Харьков, торжествующие победу немцы планировали  ремонтировать на ХТЗ свои танки и использовать доставшиеся им трофейные. Но раздался мощный подземный взрыв, подготовленный партизанами-подпольщиками. 
     Леонид пишет: «Отец не был обычным партизаном. Обком партии в том районе подпольщиков не оставлял, я лично выяснял. Они служили в армии, их готовили - 25 добровольцев ветеранов завода - для диверсионной работы. Когда армия отступила, их оставили. ХТЗ имеет огромную территорию. Взорвали не завод, а цех, куда немцы свезли оборудование с разных заводов для ремонта танков. В сквере против центральной проходной завода воздвигли мемориал, где в бронзе отлиты имена ветеранов, отдавших свои жизни за нашу свободу. Одного из их группы послали на другое задание и он потерял ногу, но остался живой, вернувшись с войны, он нашёл
мою маму и рассказал, что знал об этой группе»...
     Разумеется, никак непреодолимая  скованность речи, поставила перед Леонидом Пульным непрерывную цепь всевозможных преград. Скорее всего, именно физический недостаток заставил его выбрать стезю художника. Ведь, мыслящие цветом и пространством, художники  чаще всего бессловесны. Добывая  хлеб насущный, он работает на заводе и в театре. Он пробует себя в самых различных жанрах и живописных техниках. Пейзажи и портреты, сангина, акварель, пастель, масло, рисунок пером и карандашом, литография, офорт,  линогравюра, витраж,  шелкография,  резьба по дереву и кости мамонта, реставрация, пробы самых современных способов обработки художественных фотографий. В 1998 году состоялась первая соло-выставка художника в Монреале, на Кавендиш-мол.  Участвие в международных фотовыставках.
       Томимый постоянной духовной жаждой, Леонид занимается журналистикой, и  на страницах местных газет он выступает как умелый компилятор, переводя изученные первоисточники на более высокий уровень.
      Впрочем, сам художник возражает против такого определения. Он пишет: «Компилятор -это не ко мне. Когда человек пишет литературный или научный труд, используя чужие разработки и выдает их за свои - это компиляция, в переводе с латыни - кража. Я же ничего не украл, а всю жизнь собирал информацию по медицине для собственного спасения и теперь эту информацию отдаю людям. Это акт доброй воли, а не кража. Конфуций говорил: Не думай, что тебя многие поймут, тебя поймут немногие. Жирной пищей я не жертвую и никогда её не употреблял».
     Гораздо оригинальнее художник  выглядит   в поэзии, где  также добивается заметных успехов.
     Вот один из образцов его поэзии.
           «Какая разница творцу
           будут ругать или хвалить,
           какая разница творцу
           ведь он не может не творить».
     Внешне очень похоже на пушкинское «Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца». /Из стихотворения «Памятник» (1836)/. Но нет, ни по форме, ни по содержанию Леонид Пульный не повторяет гения. У него своё, тяжело наболевшее, о чем и я говорю тут – о неистребимой  жажде творчества. В некоторых людях, таких как Л.Пульный, она природна, она инстинктивна и ради удовлетворения этой жажды  творец чаще всего жертвует многим в жизни, если не всем. Достатком, домашним уютом, материальными благами, увеселениями, болью сердца, любовью, жирной пищей и почестями.  До самоотвержения и самопожертвования.
     Кстати, в  2003-м году на международном  конкурсе «Надежды лира золотая», организованном первым и пока единственным литературным музеем А.С. Пушкина в США, стихи нашего земляка, представленные  среди более чем сорока тысяч произведений, присланных со всего мира, с успехом  завоёвывают  поощрительную премию.
    В сущности, если кто-то - любой из нас - более пяти лет занимается каким-либо видом творчества и если он не совсем дурак, то он не только считается, но и становится профессионалом. Таким  предстает перед нами и Леонид Михайлович. Знаток, ценитель. В нём накопилось целая сокровищница умения, навыков, наблюдений, теоретического и практического   знания. Если бы не контузия и заикание, он мог бы стать профессором, прекрасным учителем для начинающих живописцев.  Возможно, у него могла бы образоваться своя художественная школа. И, чувствуя это, ощущая в себе силу и творческую готовность,  художник на собственный страх и риск предпринимает удивительное дело! На свои скромные средства, сбережённые на одежде и пище,  затворившись от людей в апартаменте-келье,  подвижник в одиночку совершает мужественный поступок,  тщательно, со всей скурпулёзностью истинного исследователя, подготовив   учебник-пособие для начинающих. 
      Небольшая  по обьёму книга Л.Пульного «Основы рисунка» на английском и русском языках с иллюстрациями неожиданно для всех  становится уникальным изданием.   В монреальской газете «Место встречи-Монреаль» по случаю презентации  пособия отмечалось: «Впервые в истории Канады выходит книга о европейской школе рисунка, написанная русскоязычным иммигрантом».
     Кто из нас сможет осмелиться сказать, что издание предпринято зря, ни к чему, понапрасну? Во-первых, в газете обоснованно и  не без гордости, добавлено: «Основы рисунка» - достойный вклад в культуру Канады». Это, скажем, в добавление к тому, как в 50-годах прошлого столетия русская эмигрантка Людмила Ширяева стала основательницей канадского Гран-балета.  А во-вторых,  вот один из моих  личных примеров, опровергающий мнение скептиков-циников и некоторых скупердяев-бизнесменов. Только представьте, не так давно в моей, по-хорошему, знакомой монреальской семье питерян-земляков, интерес к рисунку и к живописи  проявила любимая внучка. До этого увлечения она долгое время занималась исключительно музыкой. Но, вот, забыто «пьяно»... В затруднительное положение попал дед: «Где в англо- и франко-Канаде отыскать пособие на русском да ещё, чтобы на основе европейской школы живописи». Друзья подсказали. Самые разнообразные друзья-помощники, каждый по-своему, сопровождают художника всю жизнь. Довольны и дед, и внучка, и  несломленный горемычной судьбой  мужественный Учитель.            
      Завершая очерк, скажу так: мечты сбываются, но не у всех. Только при полной сосредоточенности на своей цели.  Думается, у  Леонида Михайловича многое сбылось. Художнику нравится как я живу и как пишу, то есть, стиль, слог. Он давно хотел, чтоб я написал и о нём. И я  с удовольствием рассказываю. Почти как о себе. У нас даже есть общее выражение  - «культурный факт»...
     Генеральный факт состоит в том, что в начале нынешнего сентября  Леонид Пульный отметил своё семидесятилетие персональной художественной выставкой в окружении учеников, родственников, друзей, добровольных помощников, общественности и почётных гостей. Юбиляр невысок ростом,   весьма щупл, чем особенно и зпоминается, передвигается легко, как юноша; беседуя с вами, быстро чирикает карандашом по первой попавшейся под руку бумажонке.
     -Подсчитано, по моей системе, - бодро сообщает  он, - я чувствую себя   на двадцать восемь лет.
    Почему на «28» остаётся загадкой. Подумалось: «Двадцать восемь было отцу». Я примолк. И стало понятно, что художник Леонид Михайлович Пульный старается прожить жизнь, достойную этой памяти.
   Художник подчёркивает: «Кредо мое - САМОЕ ВАЖНОЕ
В ЛЮДЯХ, КАК ВЕЧНОСТЬ, ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ! Все, что  задумываю, я осуществляю, но всегда через неимоверные преодоления. Иначе у меня не получается».
      Без сомнения, он ещё не раз удивит окружающих своей потребностью творчества и свершениями. Ибо воленс-нолес творец вынужден  ежедневно подтверждать свою хорошую «спортивную форму» и  смысл жизни. Иначе смысл теряется. И нечего сбивать с толку людей  в понимании счастья.
    
      На снимках: Castle in Fog (Замок в тумане).
      Фото автора


Рецензии
Очень добрый, дружески-уважительный, не пафосный, но масштабный портрет Человека. Огорчили только некоторые моменты - "не очень-то заметный среди прочих..." и задуманное "осуществляю всегда через неимоверные преодоления". Почему так?!!! Почему достойные люди всегда мало заметны и вынуждены идти по жизни дорогой, далеко не гладкой? Я понимаю, что вопрос этот однозначного и короткого ответа не имеет, и даже тот ответ, что лучшие всегда все искупают, меня не устраивает.
Да, конечно, таланты идут дорогами нехоженными, иначе они были бы только подражателями. И на своем пути они, несомненно, счастливы, потому что "чему быть прочитанным, то прочтется, чему быть увиденным, то увидится". Обидно не за них. Обидно за нас, обывателей, вынужденных потреблять суррогат из того бездарного месива, которое более всего доступно! Потому я и спрашиваю - отчего те, кого действительно надо знать, "не очень-то заметны среди прочих"? И, естественно, огорчаюсь...

Марина Алиева   24.03.2011 22:10     Заявить о нарушении
Естественно, Марина, ни у меня нет ответов на вопросы, оспаривающие некие постулаты природы. Пламя костров, распятие, терновые венки ожидают первых. Мне представляется, что требуется какое-то время для усвоения нового взгляда, открытий, сделанных первопроходцами, нужно время для взращивания последующих поколений.
Спасибо, тронут вашей готовностью на отклик.
С добром.

Володя Морган Золотое Перо Руси   30.03.2011 05:36   Заявить о нарушении