От Одессы до Ялты

Вообще то в Ялте я бывал и раньше, в 1951 году. Ребята говорили: «Ну что ты сидишь в Одессе, ну что тут хорошего, смотался бы куда-нибудь, в Ялту или в Сочи, посмотрел бы как люди живут и отдыхают.
Шёл третий день, как я приехал сюда, на свою родину, в город, где прошло моё довоенное детство. Конечно, после Кривого рога, где я проходил практику на шахте «Большевик», Одесса мне казалась раем. Ещё бы, Лузановка, Аркадия, Ланжерон, Черноморка, Большой фонтан, для меня эти названия звучали как музыка. И тут эти ребята, их советы. К тому же с деньгами у меня было не густо. Занимать у родственников, у которых я остановился , было неудобно, да и ни к чему. Я ходил на пляж, на Ланжерон, загорал, вечером смотрел спектакли в Большом театре, где администратором, притом главным, работал папин друг – дядя Миша Кучинский. Для него ничего не стоило дать мне контрамарку на любую постановку. А летом, как правило, труппа Большого тетра была на гастролях, а из других городов приезжало много других коллективов, так что посмотреть и послушать было что.
Прошло дней пять моего отдыха в Одессе. Бродили по Приморскому бульвару вечером. Внизу огнями светился морской пассажирский порт, у причала белоснежные лайнеры пришвартовались, ждут пассажиров. Фланируем между Дюком Решилье и Александром Пушкиным. Памятники стоят в начале и в конце бульвара, засаженного каштанами. Вниз, в порт, ведёт знаменитая Потёмкинская лестница, хочешь иди пешком, хочешь садись в фуникулёр, дело хозяйское. В тот вечер в Одессу пришёл дизельэлектроход «Россия», бывшая штандартяхта Адольфа Гитлера, взятая у Германии по репарациям, после войны с Россией ходила в Сочи, Ялту, вдоль Черноморского побережья.
В период начала войны с фашистами, нашу семью эвакуировали из Одессы на дизельэлектроходе «Днепр», многопалубном лайнере, который остался в СССР после вывозки из Испании детей, в период войны в Испании. Это была первая и последняя моя морская прогулка. И сейчас, когда мне было уже чуть за двадцать лет, возможность прокатиться на таком морском чуде, было бы здорово, думал я. Ребята время от времени возвращались к начатому разговору о том, что было бы неплохо совершить небольшую прогулку по морю. «Слушай, пошли узнаем, когда на Ялту уходят лайнеры, да и стоимость билетов выясним». Спустились в порт, подошли к кассе, в которой нам сказали, что в Ялту в 4 часа, утром отходит «Россия», самый дешёвый билет палубный, сколько стоит – 45 рублей. Время было 11 часов вечера. Эх, была не была, давайте мне один палубный. Приехал на Дерибасовскую, к дядьке и говорю: «Я поехал». «Куда поехал, ты что?» А я говорю: «В Ялту поехал, утром в 4 часа на «России». Взял «балетки», такой маленький спортивный чемоданчик, бросил туда плавки, полотенце, зубную щётку, привет семье, поехал в порт. Дело было летом, в порту, на скамейках сидело много пассажиров, в ожидании отплытия. Сел и я рядом, с группой ребят. В молодости мне очень хотелось стать моряком, но мечта моя не сбылась. В мореходку меня не приняли, но мичманку с крабом и тельняшку я носил постоянно. Ну, таких как я, несостоявшихся морских разбойников, в те годы было много. Форма морская многим не давала покоя. Сижу, жду посадки, у ребят гитара, песни поют, ночь тёплая. Попросил у них гитару и начал играть мелодию из кинофильма «Бродяги»
Гляжу, милиционер в нашу сторону идёт. Ну, всё, оштрафует за шум в неурочное время, гитару отставил, жду. Он подходит ко мне: «Парень, сыграй ещё разок, покажи, на каких аккордах играешь». У меня на сердце отлегло. Пожалуйста, смотри. Пока суть, да дело, подошло время посадки, поднялся по траппу на корабль, спросил, где взять шезлонг, устроился на палубе с комфортом.
На рассвете буксир вывел «Россию» в море и она взяла курс на Ялту.
Путешествие к началось. Бессонница, ожидание посадки сказались и я уснул, удобно раскинувшись в шезлонге. Проснулся, от яркого солнца, светившего мне прямо в лицо. «Россия» набрала скорость и уверенно рассекала волны Чёрного моря, чайки с криком носились над кораблём. Вокруг меня расположились такие же, как я, пассажиры самого
низкого класса. Недалеко от меня, тоже в шезлонге сидел парень, познакомились. Ну что, надо умываться, да позавтракать тоже не мешало бы» - сказал он. Пошли, умылись, нашли буфет, слегка перекусили и начали осмотр этого морского чуда. А смотреть было что. Я уж не говорю о шикарных каютах 1 и 2 класса и удобствах в них. Прекрасно был оборудован музыкальный салон, игровой салон ресторан и несколько кафе, почти на каждой палубе. Но особенно нам понравился плавательный бассейн с внутренней цветной подсветкой. Ну, просто шик. Это была практически единственная достопримечательность этой штандартяхты, которой мы пользовались и днём, и вечером. На рейде Севастополя к нам подошёл буксир, на котором часть пассажиров, в том числе и мой новый знакомый, сошли на берег. Ещё одна ночь на палубе и на рассвете следующего дня наш огромный белый красавец встал на якорь у причала всемирно известного курорта Ялты. Над городом плыла тишина, на ближайших от порта улицах бродили сошедшие на берег «россияне». Я зашёл в помещение зала ожидания. Надо было дня на два найти ночлег. Читаю вывеску «Квартирное бюро», но оно закрыто, время ведь ещё сладкого сна, доже завзятые купальщики не нарушили тишины шикарных песчаных пляжей. Взял свою балетку, сел на набережной на скамью и думаю: «Ну что дальше, ну приехал, а потом что?». Время пошло, ялтинское время. Ну, первое – ночлег, второе – покушать, ну а потом, потом будут экскурсии, слава богу, есть на что и есть на чём. В распоряжении отдыхающих и автобусы и теплоходы. Для тех, кто побогаче – яхты и такси. Я имею в виду «дикарей», то есть неорганизованных отдыхающих, таких как я. А уж тех, кто в санаториях, у них охват всевозможными мероприятиями на 100 с лишним процентов. Успевай платить деньги. Хочешь в Бахчисарай, к фонтану - пожалуйста, хочешь на Ай-ПЕтри–рюкзак в зубы и вперёд, хочешь в Никитский ботанический сад, в подвалы Массандры, в дегустационный зал – добро пожаловать. Любой мускат белый и чёрный, левобережный и розовый, никаких проблем, в любой ёмкости, только пожелай.
Я оформил на пару дней койку, пошёл по адресу, оставил свою балетку и отправился на пляж. Поплавал, выхожу на берег, невдалеке от меня парень загорает. Закусили, познакомились, оказался такой же как я, дикий странник. К обеду отправились в порт, там была большая открытая то ли столовая, то ли харчевня, заказали обед, взяли вина, едим, отдыхаем. К столу подходят девчонки. «Ребята, у вас свободно?» «Садитесь, всегда рады». Пригласили официанта, заказывают кое-что себе, а я сижу, пью минералку. Одна девочка, симпатичная такая, говорит: «Ребята, а вы кто?» Я говорю «Студенты». «Ой, мы тоже студенты. Мы на Аи- Петри, идём с нами».  Мой спутник, Сашей его звали, говорит: «Куда нам, у нас и денег то нет, вон только одной минералкой питается». Они всполошились «Да вы что, ребята, правда не ели? Мы вам закажем». Я отказываюсь, а они не в какую, ешьте и всё. Я говорю: «Не слушайте вы Сашку, он пошутил».  Еле-еле убедил их, что у нас всё в порядке. После обеда сели на теплоход и поехали в сторону Алупки, с заходом в Ливадию, Ласточкино гнездо, Симеиз. В каждом из названных мною пунктов ходим по памятным местам, купаемся, едим фрукты, которых вокруг навалом, ешь, не хочу. В конечной остановке, в Алупке, на       Воронцовский дворец, был такой граф Воронцов, так этот дворец, единственное здание, которое устояло во время знаменитого Ялтинского землятресения, так как при строительстве вместо раствора был использован расплавленный свинец. Перед входом, слева и справа лежат ленивые львы, как говорят, привезённые из Англии. А уж какая красота внутри, как говорят, ни пером описать, ни так рассказать. Часа два ходили мы из зала в зал, с экскурсоводом и без него. Попрыгали с камня на камень по хаосу. Что это такое? Навал глыб каменных, сквозь которые, в промежутках, между камнями, растут тропические деревья. Часам к десяти, поужинав в грузинской харчевне чахохбили с пивом, мы отправились в Ялту. Интересно смотреть с этого маленького теплоходика на огни побережья, с которого несётся музыка и голоса отдыхающих людей.
В порту мы с Сашей расстались, ему надо было ехать в Симферополь, а мне предстояло ещё два дня отдыхать. Я пошёл по набережной, от памятника Ленину к памятнику Сталину, немного размялся после долгой поездки по морю. Выше набережной располагался курортный зал, где была открытая танцплощадка и фланировало много, ярко одетой молодёжи, парней и девчёнок. Зашёл на танцевальную площадку, осматриваюсь, слышу «Привет» «Привет». «Ты что тут делаешь?» Гляжу, что за чёрт, землячка из Казахстана, с каким то пляжным другом. «Как что делаю, говорю, тусуюсь, как и ты». Поговорили о том, о сём, где были, что видели и расстались. Она, оказывается отдыхала в каком то санатории, а я, я дикарь, меня ждёт койка на квартире. Побродил я ещё немного и к двенадцати вернулся к месту ночлега, разделся, бросился в постель и до шести утра спал, как убитый. На утро у меня был план: погреться на солнце, поплавать, а во второй половине смотаться в Гурзуф и Никитский ботанический сад, где недалеко от него скрывались знаменитые   винные подвалы.
Море было спокойно, рядом с диким пляжем находились пляжи медицинские - мужской и женский. На этих пляжах находились в основном люди выше среднего возраста, загоравшие, как они понимали в лечебных целях, в чём мать родила. Картина была не из приятных, видеть эти обнажённые горы мяса в естественном состоянии. После обеда, на автобусе поехал в Гурзуф, во всесоюзную пионерскую здравницу, о которой был наслышан. На территорию пионерлагеря не пускали, посмотрел издалека на 2-х этажные корпуса дружин, Аю-даг, скажу недалеко от лагеря и уехал в Никитский ботанический сад. Каких только видов растений в нём нет, ходишь и не можешь понять, где ты находишься, то ли в африканских пампасах. Куда е бросишь взор, всюду кипарисы и платаны, пальмы и каштаны, грецкие орехи и мандарины, яблоки и апельсины. Клумбы, цветы, каких только там цветов не растёт, кажется, флора собрана со всех континентов мира. Ходил до вечера, но вернулся на теплоходе, не захотелось вновь кружиться по серпантинам тёщиным языкам на автобусе.
Второй день моего пребывания в Ялте подходил к концу. Билет до Одессы я уже купил мне предстояло плыть на дизельэлектроходе «Победа» говорили что этот корабль похож на «Россию», но немного современней.
При возвращении в Одессу встретил на пароходе знакомого грузина. Правильнее будет, что он меня узнал и подошёл с вопросом: «Узнаёшь?» Я глянул на него, господи, да это же Дато, из общежития Одесского инженерно-строительного института, куда я поступал в 1950 году. Как сейчас помню это время. Подготовка к конкурсным экзаменам, театры, в Отраде катание на  яхтах ребята грузины, у которых не переводились деньги и чача.
Так вот, этому Дато, при сдаче экзамена по математике, мы с помощью Игоря Ерёменко, сына директора института, выяснили вариант, всё решили, написали не бланке, он сдал работу и получил отлично. Но когда на устной математике его попросили решить тут же задачу, он не смог и срезался на элементарном законе Ньютона. Конечно, я его вспомнил. Каким образом, не знаю, но он всё же поступил и учился в ОИБИ, а я учился на горного инженера. Поговорили об общих знакомых и разошлись. Через день я уехал в Одессу, а от туда уехал в Джезказган, на каникулы, загорать на нашем озере. Всё осталось где то там, в прошлом. Кривой Рог, Одесса, Ялта, впереди отдых в семье, рыбалка на степных речках и ежедневные купания в пресной воде Кенгира.


Рецензии
"мичманку с крабом и тельняшку я носил постоянно. Ну, таких как я, несостоявшихся морских разбойников, в те годы было много. Форма морская многим не давала покоя" - и я носил в 50-е году. И в Ялту на теплоходе, тоже палубный билет. По моему "Таджикистан". А там был и Гурзуф и Никитский сад и Масандра...Словно снова побывал.
Буду возвращаться и читать ваши воспоминания.
Удачи и здоровья.

Валерий Каменев   05.07.2011 08:32     Заявить о нарушении