Несвоевременные размышления о Дне четвертом

«Когда появилось время?»
На этот дикий вопрос - два с половиной ответа: «Время сотворено раньше, чем оно появилось» и «Время возникло позже, чем на самом деле». Первый ответ – "хохма", второй – коан. А "пол-ответа", это встречный вопрос: «И у кого оно появилось?»

...Апрель 2103 года, буровая шахта в пустыне на северо-западе Австралии. Бур-рекорд извлекает пробу с невероятной глубины, которые недоступны нынешним геофонам. Вся группа разведчиков в нетерпении собралась у мониторов. И вот, самый опытный и аналитически одаренный член группы показывает какой-то темный слой и произносит: «Вот, ребята! Вот, о чем мы говорили! – здесь появилось время!» 

Представили? Разумеется. Это нетрудно представить. И все же сцена совершенно невозможна, невероятна: возникновение самого времени – как бы мы его не понимали – по определению нельзя сопоставить с какой-либо временной осью, в чем бы она не воплощалась – в книгах, в костях, породах или созвездиях. Единственное ВРЕМЯ, с которым можно сопрячь появление времени, выражено так:

«И сказал Бог: да будет светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; <....> И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый».  (Быт. 1:14-19)

Это – Божественные дни; не исчисляемое время и не априорная форма созерцания, а некая иная форма последовательности и порядка. В начале Господь разделяет Небо и землю, затем отделяет воды наземные от вод подземных, и наконец, в День третий, Он отделяет свет от тьмы и день от ночи. Именно так появляется – в книге Бытия – время.

Господь творит именно свет, независимо от отдельных и многоразличных его источников. Астроном и геолог вольны изучать взаимосвязь или последовательност в появлении разных спутников, планет и галактик. Это довольно интересный (и вполне легитимный) предмет, однако он ни на йоту не приблизит нас к понимани смысла и назначения света. Иначе говоря, предмет астрономии составляю различные астрономические объекты, их происхожение, гибель и, отчасти, взаимодействие. Предмет священного писателя ad hoc составляет сам тварный свет. Соответственно, отдельные его манифестации – луны, планеты и звезды. – рассматриваются как единое целое, некий целый механизм, который демонстрирует т.с. "гидравлику" света в пространстве и времени. Возможно, лучше сказать так: самое изменения яркости и местоположения небесных тел является гидравликой времени.

Несколько странной, но, кажется, адекватной иллюстрацией нам представляется иероглиф ; [m;ng] "свет" (также "яркий", "открытый", "прозрачный", "видение", "понимать" и т.д.). В современном написании – то бишь, интепретации – иероглиф соединяет две пиктограммы: "солнце" (; [r;]) и "луна" (; [yu;]). Как сказал бы материалист, миллионы веков тянется эстафета от большого огня, который пульсирует в разных концах и точках вселенной со времен [т.н.] Большого Взрыва; звезды и луны передают эстафету своим или отраженным светом. Впрочем, мы выразимся точнее, если скажем, что звезды и луны суть единый организм, одна тварь, одно существо. Давайте, выразимся описательно.

Что есть для нашей звезды наш спутник (т.е. для Солнца – Луна)?  Непредставима и неодолима дистанция между ними, между, скажем, полуденным тропическим Солнцем и узким, тусклым серпом луны за тучами... пока не начнется солнечное затмение!  Или – возьмем еще более драматичный сюжет! Взрыв сверхновой превращает недавнюю яркую звезду в черную дыру, а маленькая луна продолжает светить слабым светом, одолженным у другой звезды, за тридевять галактик от нее.

Безусловно, если Солнце погаснет, не поздоровится и Луне. Впрочем, и затмений не станет, ни солнечных, ни лунных. Но об этом никто не узнает, ибо не будет уже наблюдателя. Солнце ничего не знает о Луне, да и Луна о Солнце, в общем, тоже. Что галактика, что черная дыра – самой природе все равно. Но дело даже не в этом. Гигантские расстояния, поверхностно бесконечное пространство и время покрывают чудовищные массивы темной энергии, которые перемежаются тут и там (собственно, там и там!) звездами, безнадежно удаленными и друг от друга и от нас. Однако именно благодаря нам, ничтожно малым земным наблюдателям, эти хаотично разбросанные, ничем и никак не связанные звезды (да еще неизвестно, существуют ли здесь и сейчас, а не там и тогда) – именно благодаря нам они превращаются в созвездия, эти чудесные произведения искусства, которые как бы одушевлены, и, к тому же, призваны помогать тем, кто бороздит поля, леса или просторы мирового океана.

В таком случае, человеку служат как созвездия, так и все разнородные небесные объекты, которые видимы – то есть, суть "светила" – причем, светила в своей неразрывной связи, цельности и движении.

Если среди моих муз, над Уранией одержала бы верх Полигимния, я сказал бы так: т.н. небесные тела взятые по отдельности представляют собой феномены (вещи-для-нас), а вот это цельное, единое небесное тело (объединяющее в себе наряду с триллардами существующих светил все давно сколлапсировавшие звезды, уничтоженные планеты, сгоревшие метеоры и кометы, места, которые вот-вот превратятся в черные дыры, сгустки, которые когда-нибудь станут планетами и лунами и пр.) есть вещь-в-себе (ноумен). Большинство из вышеупомянутых феноменов так никогда и не стали буквально вещами-для-нас; они так и не совпали в пространственно-временном континууме: расстояния настолько чудовищны, что обессмысливают совпадения во времени, а бесконечное движение – кружение по орбите на фоне гигантского расширения или сужения – делает невыполнимым соседство в пространстве.

Однако, это Целое и Единое Небесное Тело – ЦЕНТ – каким-то образом существует и пульсирует вне времени и пространства, в своих, своеобразных, своего-рода времени и пространстве. Возможно, именно они воздействуют столь фатально на плод (см. "Слушая не слышим" http://www.proza.ru/2010/10/06/284), как знать!..


Рецензии
Искренне надеюсь, что размышления о Дне четвёртом - удачная, вовремя приведенная для понимания устройства Мироздания шутка.

Николай Шунькин   25.04.2012 22:09     Заявить о нарушении
Я, по правде, шутить люблю (см. фолдер "Шутки юмора") Но Священное Писание - не ахти как предмет для шуток. Хотя... надо вспомнить текст, чёй-то я там написал.

Дорогой Николай, мне очень интересно Ваше мнение по поводу http://proza.ru/2011/07/23/675 и моих юмористических вещей, типа http://proza.ru/2010/04/28/1151 или официально (на бумаге) опубликовнной миниатюры http://proza.ru/2011/03/30/1813 Жду - не дождусь! Спасибо заранее!

Локсий Ганглери   26.04.2012 00:09   Заявить о нарушении
Рекомендациями Вашими воспользуюсь.
Однако, мы с Вами зашли слишком далеко, чтобы закончить общение добром. Дело в том, что люди в моём возрасте приходят к вере, а я недавно покинул её: http://www.proza.ru/2009/12/18/733 На то были веские причины. Сейчас на эту тему стараюсь не спорить. Ну, разве только в том случае, если мой оппонент согласится признать, что три парадигмы: Бог, Библия и Религия ничего общего между собою не имеют, возникли в разное время, по разным причинам и для разных надобностей. Спорить с их адептами бесполезно, потому что вера сильнее разума. Она оперирует аргументами, не используя и не признавая фактов. Разум можно переубедить, используя науку, знания, опыт, чему имеется множество подтверждений. Веру - никогда.

Николай Шунькин   26.04.2012 10:49   Заявить о нарушении
Мою веру сильно укрепили чудеса (НЕ наоборот!) Чудеса, по мне, явно перевешивают науку - хотя бы потому, что вещь явно случается, а наука пока не в курсе дела!..

Что Вы называете разумом, да еще с заглавной буквы, я не знаю. Бьюсь об заклад, что и Вы не знаете. В космический разум я не верю (а в наличии разума человеческого изрядно сомневаюсь). Бог выше, чем какой-то пантеистический разум или глобальное чувство.

Теперь – о Вашем утверждении насчет триады «Бог, Библия и религия». Что тут можно сказать? довольно часто в Библии встречаются на редкость «кровожадные» (на наш взгляд) события и утверждения.

Единственное, как можно «примириться» с такими вещами (их особенно много в Ветхом Завете), это – понять: мир – гораздо сложнее, чем нам кажется или хочется. А Господь Бог хочет, чтобы все мы, с Его помощью, постарались не делать ад из окружающего мира. И как, несмотря ни на что, даже – против всего, идти к Смыслу, Вере и Богу. Как поступали Ной, Авраам, Лот, Иов, другие праведники и трудящиеся.

Что значит «религия»? религий – по крайней мере, полдюжины (только мировых), и все они совершенно разные и учат разным вещам (что бы там не говорили поверхностные атеисты-гуманисты). Я принимаю только христианство, потому что перед лицом абсолютной реальности – смерти – только учение Христа имеет силу и смысл. Остальные религии чего-то там объясняют, говорят нам, что делать и как быть. Но как подумаешь, что придет смерть, и всему – кирдык, так все становится неинтересным. А христианство не только отыскивает и показывает, но и прямо вносит осмысленность в повседневность и… и в целом, в жизнь.

Дай Бог Вам, Николай, это почувствовать понять или увидеть. А там – и поверить!.. от всей души, сердца и разума этого Вам желаю.

Локсий Ганглери   26.04.2012 16:07   Заявить о нарушении
Если под Христианством Вы подразумеваете Православие - то это самая малочисленная конфессия.
"Но как подумаешь, что придет смерть, и всему – кирдык, так все становится неинтересным". - Вот-вот, Вы не отрицаете, что Бога люди выдумали перед страхом смерти. Для личного спокойствия.
Далее. Понятно, что Ветхий Завет писал не Бог. Это яствует из текста. Значит - человеки. Причём, находящиеся на определённом уровне познания. Отсюда ряд ошибок чисто космологического плана. Ошибок, за которые сначала сжигали на кострах, а теперь пытаются подогнать их под достижения современной науки и техники. Я уже не говорю о внепорочном зачатии, воскресении из мёртвых, об институте отпущения грехов и многих других "откровениях", с помощью которых удобно набрасывать уздечки на рядовых представителей толпы. Именно на эти факты опираются многочисленные религии, которые по содержанию идентичны, а различия по форме доходят до курьёза: креститься через левое или правое плечо, двумя или тремя перстами, стоя, сидя, на коленях или лёжа, Иисусу, Аллаху или Будде.
Не представляю, как во всё это можно верить?
Давайте оставим эту тему в покое. Мы ничего друг другу не докажем. Только потеряем интересных собеседников. По крайней мере - я.
Супруга моя верующая, я с ней мирно уживаюсь только потому, что никогда не затеваю подобных разговоров. Более того, возил её в Лавры Александро-Невскую, Почаевскую, Троицко-Сергиевскую, Святогорскую Свято-Успенскую.

Николай Шунькин   26.04.2012 19:43   Заявить о нарушении
послушаю Вашего совета и обойдусь без критики. Тем более, что, простите, Николай, письмо Ваше никакой критики не выдерживает (не с религиозной, а с точки зрения просто мышления).

Рад за Вашу супругу!

Останемся читателями! :)

Локсий Ганглери   26.04.2012 20:22   Заявить о нарушении
"Дай Бог Вам, Николай, это почувствовать понять или увидеть. А там – и поверить!.. от всей души, сердца и разума этого Вам желаю".

Вы, таки, не оставляете мне шансов иметь собственное мнение. Значит, я правильно расставил акценты о бессмысленности спора разума с верой.

Ра́зум (лат. ratio), ум[1] (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.

Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Мне только остаётся последовать вашему примеру и пожелать как можно скорее избавиться от всяких мифических заморочек и начать жить спокойно и счастливо.

Николай Шунькин   27.04.2012 10:12   Заявить о нарушении
"Мифические заморочки" несравненно ценнее, сильнее и правильнее, чем ваше так называемое счастье, и уж тем более, спокойное существование! Удивительно, как вы этого не видите!..

Локсий Ганглери   29.04.2012 12:06   Заявить о нарушении
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Повод для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, цель для битвы
Каждый выбирает по себе.
Ю. Левитанский.

В юности познакомился с женщиной. Я уже тогда жил в отдельной квартире. Пригласил даму к себе, пообещал, что она проведёт со мной чудесную ночь. Она ответила:
- Мальчик, не надо ничего говорить. Дай мне что-нибудь в руки, я сама пойму, какая у меня будет ночь.
На всю жизнь запомнил, отсюда неверие в словесную эквилибристику. Не могу постичь, как можно верить в то, чего никто не видел, чего нельзя проверить, нельзя повторить, подтвердить...

Николай Шунькин   29.04.2012 13:50   Заявить о нарушении
Что ж, у каждого - свой опыт...

Я не могу понять, как можно ВЕРИТЬ в то, что у тебя в руках! Видеть, ощущать, жрать - всё пожалуйста, но ВЕРИТЬ???
И потом, вера - это ставка. Кажется, Паскаль говорил. Поставишь на то, что Бог с тобой - получишь по вере своей. А ставить на то, что держишь в руках - книгу, бутылку или цветок - никакого толка нет, ни основания, ни цели!..

Локсий Ганглери   29.04.2012 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.