Графоманы, таланты, гении. Новичкам Прозы ру

Графоманы, таланты, гении. ПЕРЕПУТНЫЙ   КАМЕНЬ


Вот мы спорим, копья ломаем по поводу графоманов, талантов, гениев, а на самом деле все гораздо проще и сложнее, чем кажется  на первый взгляд.
Так же как сюжетов  десяток ( а может и меньше) наберется, так и вариантов для писательства я вижу только три.

Вчера меня на эту идею натолкнул ребенок, с которым по дороге домой сочиняли сказку и надо было объяснить ребенку, а какое оно бывает творчество и с чем его едят.
А с чего надо начинать объяснение? Конечно с вечной сказочной ситуации, где есть перепутный камень, и на нем для богатыря начертано три возможных пути. Но разве в жизни не так? Мы ведь тоже обычно из чего-то выбираем.
И в зависимости от того, какой из них мы выбираем, так и идем по жизни дальше.

Для моего юного спутника я  решила немного разукрасить ситуацию, и подошли  мы с ним к перепутному камню ( там и на самом деле такой внушительный камень у нас на пути лежит)
И там на нем начертано три пути для будущего писателя. А надо, чтобы ему было понятно, в чем суть.
Первый из них ИЗЛОЖЕНИЕ.
Вот по нему мы и пошли.
Не самый простой путь оказался, не самый благодарный, довольно длинный, как выяснилось позднее.
Если  вспомните школьную программу, то там зачитывается текст, и каждый в меру сил своих пытается  его пересказать, как-то  передать.
С творчеством немного сложнее, здесь мы пытаемся, как определил один мой знакомый творец « чужое превратить в свое».
Я не о плагиате, когда просто чужое копируется и собственным именем подписывается, а когда человек работает, трудится упорно, но  текст этот явно похож на что-то уже бывшее, то, что писалось и звучало. Так возникает «Обратная сторона мифа», вариации на тему, современный вариант пьесы Шекспира, изложение собственной судьбы в художественном варианте ( недаром утверждают, что одну хорошую книгу может написать каждый, это будет книга о нем самом, но разве это не изложение в том или ином варианте).
Я пишу подробно о том, что пережил, что знаю. Это имеет право быть, кто спорит, но только в этом случае, если перешагнуло границу скучной исповеди и стало художественным творением «Исповедь  сына века» обойдет многие романы, но для этого надо быть Мюссе, а не Марьей Ивановной, которой очень захотелось о себе миру поведать.
Наверное, нет ничего оригинального и первозданного в мире, образы, метафоры все повторяется, и только какая-то доля своего заставляет  считать произведение оригинальным. Вот тут все всегда спорно,  не определено, и чревато ошибками и предвзятым отношением и читателей, и особенно критиков, но изложение есть изложение.
Думаю, чаще всего все-таки этих творцов называют графоманами, если поработали они недостаточно, если долгий и трудный путь прошли и смертельно устали,  а читать творение  скучно, если даже все правильно, а искры никакой нет.
Но здесь уже и темы известны, и произведения исключительно реалистические, и обиженные автор кричит о том, что все написано, он только попытался со своей колокольни взглянуть, историю своей жизни написать,  а она не может так уж отличаться от всех остальных жизней.
Но изложение есть изложение, стало ли чужое своим или не стало, в большей или меньшей степени стало, это уже второй вопрос.
Мой юный друг что-то не очень вдохновился таким путем, снова вернулись мы к Перепутному камню, а там второй путь указан:  СОЧИНЕНИЕ
Вот здесь уже все сложнее.
Если помните,  в школе давалась только тема, а там, что хочешь, то и пиши.
Кто-то  всю тетрадь исписал, а кто-то на первой строчке выдохся и дальше никуда не двигается.
Творчество – сочинение на свободную  тему,  хотя опять же, как и в изложении есть  искушение написать о том, о чем писали другие, вложив и свою душу, но вот  какие пропорции там, читабельно ли это, литературно ли, получилось или нет – это вопрос.
И все прекрасно помнят, как некоторые из нас почти художественного текста  добивались, а кто-то, чтобы оценку получить, и  чужое переписывал, разбавляя своим, незаметно переходя в разряд изложения.
Но для сочинения все-таки нам еще и фантазия понадобится, и сам глагол «сочинять», подразумевает, что  допускается и художественный вымысел, и здесь вовсе не все как в моей уникальной жизни, автор предупреждает, что герой не имеет к нему самому никакого отношения.
Тут мы уже значительно ближе к творчеству, путь короче, только требуется еще и талант, и труд упорный,  и конечно удача – оказаться в нужном месте, в нужное время – поймать нужную тему,  догадаться о чем-то и сотворить, именно выдать нечто свое, неповторимое, здесь скорее получится.
Даже на школьном уровне читать настоящие сочинения, а не списанные, очень интересно, многое  уже проявляется в сочинителе в самом начале – стиль, характер, отношение к миру. И как правило, такие ребята потом начинают писать.
Смешно читать откровения о том, что в школе он ни одной книжки не прочитал, ни одного сочинения не написал, а тут озарение вдруг спустилась, так бывает, конечно, но очень редко, почти не реально.
И уже назвать сочинителя графоманом у нормального человека язык не повернется, если только сам от зависти не побелел.  И вот уже он себя считает творцом, и остается только совершенствоваться во всем, оставаться  на высоте.
Казалось бы, что может быть еще за третий путь?
Но мы возвращаемся к перепутному камню просто потому что интересно, какая же там есть еще дорога, что за такой таинственный третий путь?
А о том, что их должно быть три никто не сомневается.
И тогда читаем ДИКТАНТ.
Казалось бы самое простое, никак к творчеству не относящееся, не очень любимое школьниками занятие, когда проверяется  орфография-пунктуация, при чем здесь творчество?
Но при чем здесь диктант, если мы говорим о сочинительстве?
И вот здесь становится ясно, что любимчикам музы, людям, которые избраны на данное поприще, имеют способности, вдруг открывается нечто, что заставляет их слушать «музыку сфер» и записывать то, что диктуется. Не излагать, не сочинять, а записывать.
Все это происходит вдруг как озарение, сколько бы не вслушивались первые и даже вторые – этого  нет. Они должны упорно трудиться, подбирая слова, строя предложения в текст, возвращаясь к началу, медленно доходя до финала, но диктанта им не написать, даже если очень хочется.
Но вот  какой-нибудь Моцарт берет  в руки  карандаш и записывает мелодию, рождающуюся из воздуха, так и писатель. Он должен только уметь в этом случае быстро писать, не сбиться, не отвлекаться – все исчезает в один миг и не восстанавливается.
Если мы не успели  запомнить текст, а комп перезагружается сам, то восстановить его в этом случае невозможно, во всех остальных худо бедно, мы записываем его снова.
Тогда и рождаются уникальные  тексты и  открытия в литературе.
Конечно, и у гениев так бывает не всегда, муза порой изменяет и вдохновение исчезает. И нет повода им завидовать, потому что  все сложнее, чем кажется на самом деле, никогда нет уверенности, что это твое творение. Возможно он позавидует любому графоману, который писал сам, как королева порой завидует своей служанке, которая более свободна и беззаботна, чем она сама, но так уж сложились обстоятельства, ничего тут не придумать.
Но тот, кто хоть однажды почувствовал, что это такое, когда ты  можешь творить, прыгнув выше собственной головы, тот этого уникального чувства никто  не забудет. И уже тяжкого труда не примешь, он кажется не радостью, а обузой.

Замечала, когда посчастливится писать так ( а это бывает не всегда), то  править почти ничего не приходится, или только какие-то формальные вещи, в этом случае нужна только корректура, а не редактура.
Все наши редакторы работают над сочинениями, забраковывая чаще всего изложения, если  в первом случае не достигнуто должного мастерства. И выбирать приходится из груды изложений что-то действительно стоящее.
Конечно, обидно, что  количество вложенного труда не всегда одинаковое.
И получается у нас с вами как в передаче «Умники и умницы», кто –то идет по красной дорожке, но может два раза ошибиться, кто-то по зеленой, но может ошибиться один раз, а кто-то по желтой и не должен ошибаться не разу.

Могу перепутать цвета тех самых дорожек, но суть остается одна – самый длинный путь к результату и финишу – изложение, самый короткий диктант.
Но в отличие  от наших неуемных критиков, которые  графоманами называют всех, кроме себя любимых, я бы не стала ставить крест или браковать кого-то из трех групп писателей.
Просто надо очень четко определить какой из путей ты выбрал, и каковы будут трудности на этом пути.

Бесполезно и бессмысленно завидовать тому, кто на  короткой дорожке и творит по другим законам. Не стоит  клеймить того, кто двигается по самой длинной дороге, а вдруг смеяться последними будут именно они, всякое случается, судьба творческим людям преподносит такие сюрпризы, что очевидное кажется невероятным.

Наверное, проще всего тем, кто посередине, они всегда в более устойчивом положении, даже если звезд с неба не хватают, но возможно творят самые основательные и самые  востребованные вещи, потому что крайности и в ту и в другую сторону всегда опасны.
Но тут уж как получится.
Но ведь какая полезная вещь, оказывается для всех нас и диктант, и изложение, и сочинение, особенно если мы хотим стать писателями и как-то пытаемся определиться на этом поприще.

И тогда мой спутник спросил:
- А как же со стихами?
А на самом деле, как со стихами?
Думаю, здесь все упирается все-таки  в  последний  путь, хотя два первые встречаются значительно чаще, только перспектив почти никаких для творца нет, если текст ему не диктуется, если он не рождается  в один миг и целиком, то и остается мертворожденным. Хотя не так просто объяснить человеку, что же там не так, что плохо в складном и ладном вроде тексте. Не хватает той самой энергетики – музыки сфер, о которой говорил А.Блок.

Не потому ли некоторые из нас сразу оговариваются: « Я не поэт, не умею сочинять стихов»
Наверное, сочинять их не умеет никто, даже тот, кто надрывается и пытается это сделать.
Только когда они диктуются нам, тогда что-то стоящее и получается.
Но на эту тему можно и поспорить, конечно, при желании.
Но вот наступил момент, когда мы с Вами подходим к перепутному камню, самим Велесом –покорителем всех поэтов и музыкантов  на пути у нас  оставленному,  и выбираем одну из дорог, только с той разницей, что идем, скорее всего по одной из дорог от начала и до конца, шанса испробовать в творчестве  все три пути у нас чаще всего нет.
Так уж складывается все в реальности

Нам знать не дано, как стихи  прилетают оттуда,
Из дивных миров, что навеки укрыты от глаз.
И мечутся где-то, и ждут вдохновенья и чуда,
Чтоб нас чаровать, прорастать неизменно и в нас.

Нам знать не дано, почему они нас выбирают.
В мелодии дивной вдруг вязь прорывается слов,
Понятных едва ли рассудку, живут и пылают.
И видим опять очертания тех островов,

Летучий Голландец несется за Дикой охотой,
Куда-то в просторы незримые, но с высоты,
Веселые музы нам дарят то чувство  полета.
И снова живем, ощущая восторг красоты.

И дивные сны в них вплетаются в час откровенья,
И тихо  порхают над миром, и ищут нас снова.
Нам знать не дано приближения этих мгновений,
Вот шел и смеялся, и вдруг отрешен и взволнован.

Твой спутник  куда-то уходит, а ты остаешься,
И берег родной в миг заката опять пред тобой.
Какая там вольность, и тихо плывущее солнце
Сравняется скоро с прозрачной и легкой  водой.

 Там  мечутся строки, и ждут вдохновенья и чуда,
Чтоб нас чаровать, прорастать неизменно и в нас,
Нам знать не дано, как стихи  прилетают оттуда,
Из дивных миров, что навеки укрыты от глаз.

НЕТ,   РЕБЯТА, ВСЕ НЕ ТАК

http://www.proza.ru/2010/11/18/836
самое главное, даже не эти записки, коим нет числа, а количество реплик о том, что они,  оказывается, очень поучительны и полезны,
если это шутка, то дурная, если не шутка, то примите соболезнования, мы и на самом деле дошли до этого уровня в своем бессмертном творчестве или только подыгрываем дорогому товарищу, проталкивая на вершину рейтинга это уникальное творение, чтобы уж все знали, как надо жить и что делать, когда делать больше нечего, а Вдохновение забыло и появляться не собирается?


Просто потрясают советы некоторых наших мудрецов, и на самом деле убеленных сединами, о том, как и с чего начинать новичкам, только что оказавшимся на Прозе ру. Если бы я получила их  года три назад, да еще приняла к руководству, то  вероятно стала бы одной из самых теплых, пушистых,  всегда и везде с чмоками и прочей мишурой.

Но тогда было, к счастью, другое время и другие советы. Тогда о творчестве говорили, об образах,метафорах , стиле единственном и неповторимом , достоинствах и недостатках творения, да мало ли о чем еще можно говорить, если тебя интересует творчество, а ни мишура, которая вокруг него творится.
Да с какого перепою меня должно интересовать, сколько я баллов получу от Васи, а сколько от Пети, к кому мне с утра идти, чтобы поход оказался для меня максимально выгоден.
Это что реально должно меня, как автора, интересовать?

Как же все меняется невероятно, как выхолащивается суть и остается внешняя оболочка игры  в сомнительное творчество, непонятно какое, что там главное, что вообще не имеет значение не понятно.

Кто  кому приносит сколько баллов, это уж, простите, похоже на совсем другую организацию, а если следить за этими баллами, считать их и жалобы писать администрации, что у меня их каким-то чудесным образом украли, так и вовсе бред получается.
И что новичкам надо с этого начинать, даже  если это путь к тому, чтобы тебя узнали?

Хотя на ТВ у нас только такие знаменитости и остались, никогда не узнаешь, на каком поприще, в каком виде искусства они прославились, но знаменитости - жена Плющенко или еще кого - это уже звание и награда и повод для того, чтобы светиться, но не дай бог ей самой встать на коньки - не для слабонервных зрелище. Но не то ли самое советуют и новичкам?

Если бы  советники задумывались о литературе,  то начали бы они раздавать советы тем, кто их просит вовсе не определения количества читателей и баллов и очень сомнительной ценности каждого из нас в этом свете рассмотренной.

Но с чего на самом деле начинать, так это с изучения теории ( хотя бы в самых общих чертах)  литературного творчества, а не подсчета рейтинга и возможности заполучить сотню читателей, а за ценой мы не постоим, как обычно.

Для этого есть и отдельные статьи и целые страницу у наших авторов, если не хочется заглядывать в учебники филологов, где все очень туманно бывает и без размышлений и рассуждений с преподавателями не всегда сам дойдешь.
Но  вот хотя бы одна очень полезная страница
http://proza.ru/avtor/shcola
http://www.stihi.ru/avtor/school2 - Школа поэзии

Сами они и без меня найдут еще немало материала для работы  над текстом и собственного развития.
Разве не над собой и над творчеством им надо работать для начала, чтобы хоть что-то значить в поэзии и прозе?

А теперь представьте себе, что научилась я подсчитывать баллы, пробралась в тот самый рейтинг на первую строчку, и  показала всем свою страницу, где нет ничего, кроме  трех строчек о том, как я вчера ходила в ночной клуб.
И зачем все, что делалось? Сколько бы  баллов я не набрала, обозвав свое творение «Страшилки для детей», которые будет  вытаскивать поисковик и прибавлять ту  самую  дюжину, а то и больше читателей в день, кому от этого легче?

Вообще все подобные советы очень напоминают вторжение в ночлежку старца Луки, когда он находит для каждого утешение и мнимый выход из бедственного положения, но все, кто в школе учился помнит, чем закончилось все это, старичок даже до финала не дошел , испарился, сбежал, чтобы не побили те, кто его советам последовал. Хорошо, если еще бегать умеет, а если ноги уже слабы?
 
Потому что дело надо делать, а это творчество, то, что мы на самом деле из себя в текстах представляем, а не насколько шустрыми с первой минуты оказались. Но найдите хотя бы что-то в тех советах от творчества? Ни-че-го, господа-товарищи.

Тогда возможно не придется собирать материал и писать об ужастиках, которые на сайте творятся , и о разборках в песочнице, да так, что на этом сайт такого компромата и не напечатать, только на чужих, да еще и оглядываясь по сторонам, чтобы  поклонники из-за угла дубиной не огрели.

- Какой ужас там творится, вы и представить себе не можете, -вопит дама у которой воруют те самые баллы, не пускают в рейтинг и одни враги со всех сторон, словно бабулька в автобусе, она вещает снова о том, что все ей смерти желают и ждут и не дождутся, и родственники, и соседи, и эти, которые тут стоят и так странно на нее смотрят, что сейчас прибьют.

А если вдруг показать той бабульке, что никому она и даром не нужна, так ее инфаркт хватит, потому что оказывается она только и жила тем сознанием, что все ей смерти желают.
Так и наша дама, которая ничего больше не вынесла с сайта, кроме разборок и баллов, которые у нее украли. И уникального труда больше на донос похожего, чем на творение.

Что же дает нам сайт на самом деле?
- Общение с миром, и желание совершенствоваться. Если бы я положила рукопись и не заглядывала в нее в реальности, то тут, зная, что будут читать, невольно смотрю еще раз, корректирую, стараюсь хотя бы опечатки и ошибки убрать – внимание, пусть и мимолетное,и мнимое обязывает.

- Возможность показать знакомым в разных городах и странах, и тайное сознание, что это и мой любимый профессор может увидеть, это он появился там, где было написано «неизвестный читатель», а это еще большая ответственность и желание совершенствоваться.Уж услышать что-то нелестное от него - на самом деле скверно.

- Возможность найти совсем незнакомых людей, и понять, что есть единомышленники там , где не ожидали, есть поддержка – вовсе не в количестве баллов выражаемая, это очень важно.

- Ощущение того, что ты причастен  к творчеству –насколько мы продвинулись в сравнении с писателями, писавшими в стол, согласитесь, что в комп- это совсем другое ощущение.

- Возможность найти соавторов, издателей, спонсеров - рано или поздно это случается со многими, и результаты порой на чудо похожи.

Но наверное, каждому свое, кому-то хватает  энергии только на то, чтобы собирать баллы и драться за место под солнцем, а кому-то еще и тексты творить не только про разборки в песочнице, выдавая все, что тебе доверили в частной переписке не слишком искушенные новички про свое образование, место работы.

Первый совет опытного литератора был для меня помнится:
- Ничего не рассказывай о себе,  филолог ты или дворник – это используют рано или поздно против тебя те, кто  бил себя в грудь и твердил, что ближе и роднее никого нет на свете.

Очень дельный между прочим совет, которому я не последовала, отголоски звучат до сих пор, вот на эти грабли новичкам лучше не наступать, неизвестно кто скрывается под маской интеллигентного , доброго и уважаемого переводчика, которого только и мечтают напечатать все издательства мира, а он из вредности все еще с нами остается.
А в остальном – творчество и еще раз творчество.

А кто за баллами и славой явился, он их получит, но не будет ли потом облома как у Обломова, не захочется ли крикнуть, что жизнь загублена и пропала даром и самым нехорошим словом помянуть того, кто советовал собирать баллы, рваться в рейтинг, если ты другого ничего предъявить миру не в состоянии.

Творческого Вам вдохновения, совершенствования и  радости от творчества, а не от количества читателей и баллов, все это только цифры, которые важны для обыденной жизни, для вдохновения, как говорил Н.С. Гумилев, у нас остается СЛОВО.

Мое собственное заклятие, обращенное к покровителю всех музыкантов и поэтов славянскому богу всего живого Велесу

О, Велес, покровитель всех поэтов,
Сотри из нашей памяти стихи,
Где нет вопросов, но даны ответы,
И где опять мусолятся грехи.
Пусть снова одуванчик твой искрится,
Но на поляне, и еще живет,
И пусть поют израненные птицы,
Верни им вдохновение свое.

Дай силы отличить мираж от злата -
Над ним Кащей невидимый стоит,
А мертвые стихи летят куда-то,
И надо их давно похоронить.
Пусть разум наш на лесть не отвечает,
А лесть замрет в груди у теплых дам,
И пусть меня улыбкою встречает
Родная Лада, я за лад отдам

Все горы тех стишат, которым скоро
Быть на костре лишь хворостом в тот миг,
О, прекрати шальные разговоры
О блуде слова, пусть опять горит
Звезда во тьме, и где-то там в тумане,
Когда опять захочется писать,
Дай сил молчать и Анне там, и Жанне,
И не терзай стихами их опять.

А если сил хватило обнажиться,
И что-то прочирикать там, во тьме,
То пусть и одуванчики, и птицы
Не валятся там замертво на снег.
О, Велес мой, какая же отрада
Вдруг замолчать и слушать тишину,
И прозой бренной говорить, и чада
Стихов последних ведать вышину.

И пред вратами, где бушуют вьюги
Кащей опять морозит бред стихов,
И сказки там живут в его округе,
Да он жесток, но он всегда таков.
Он знает цену чар тех и преданий,
Его с пути не сбить, не обольстить,
Дай силу нам не потакать желаньям,
И как дышать, писать, достойно жить.

И пусть в тиши заснеженной взлетают
Снежинки слов над пеной бытия,
И пусть стихия слов полет свой знает,
О, дерзкая суровость здесь твоя
Нам так нужна, когда играя дико,
Мы превращаем творчество в ничто,
Дай сил молчать, и не хрипеть от крика,
Энергию стиха хранить, и то

Последнее, прекрасное творенье,
Что лебединой песни лишь с родни,
Назвать потом стихо-тихо-творением,
И прошептать, когда труды и дни
Закончатся, и дивная прохлада
Ласкать нас будет в этот светлый час,
Душа стремится в бездну звездопада,
И чары снов обнимут нежно нас.

Пусть снова одуванчик твой искрится,
Но на поляне, и еще живет,
И пусть поют израненные птицы,
Верни им вдохновение свое.
Дай сил парить и не жалеть об этом,
Сотри из душ случайные штрихи,
О, Велес, покровитель всех поэтов,
Сотри из нашей памяти стихи.

Оставь стихо-творения отраду,
И высоту энергии стиха,
И пусть они , подобно звездопаду,
Нас берегут и нас хранят пока
Ты с нами добр и злато есть Кащея,
И вот тогда в мерцании огня
Вдруг станем мы и выше и сильнее,
О вечный Велес, силы дай понять,
Что живо, что мертво, и что творенье
Для нас во тьме и мраке бытия,
Возьми гордыню, и оставь прозренье,
И власть стихотворенья- высь моя


Рецензии
Любовь, добрый день! Благодарю за внимание ко мне и приглашаю заглянуть еще в «Библиотеку нестоличной литературы» (в списке произведений). Если появится желание пополнить круг публикуемых авторов, пишите на: MorehodAV@gmail.com

АНАТОЛИЙ.

Анатолий Вылегжанин   02.06.2016 13:50     Заявить о нарушении
Добрый день, Анатолий!!!
Список внушительный.. Спасибо огромное за приглашение.
Лет 5 назад бы с радостью, и Сказки заповедного леса, мы их печатали в свое время, не издавали, и роман о Булгакове. Но в последнее время верю в электронную книгу, нет того трепета перел бумагой, надеюсь, это пройдет.
Люба

Любовь Сушко   03.06.2016 07:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.