Часть 8. Аэродром... аэродром...

Часть восьмая.
       
А дни неумолимо бежали вперед. Нет, они не просто бежали, а летели стремительно.  Дни моего пребывания в Романовке заканчивались. Полеты продолжались, правда, не каждый день.
         
Чаще это было связано с погодой. Наступали дни, когда мы должны были вылететь самостоятельно. Кто-то вылетел, кто-то нет в силу обстоятельств. Не вылетела самостоятельно и я. Но теперь это уже меня не так сильно тревожит, а тогда было очень обидно. Я расстраивалась до слез и долго переживала потом. Но так вышло и ничего уже не изменишь. 
       
Были у нас и небольшие ЧП. Однажды при одном таком самостоятельном полете при посадке с одним из курсантов случилась неприятность, закончившаяся поломкой лопасти винта. К счастью он не пострадал.
       
При заходе на посадку, не рассчитав скорость, уже приземлившись, он, очевидно, начал резко тормозить. В результате самолет едва не скапотировал. Он начал переворачиваться, но курсант сумел удержать, только лопастью задел землю и вся нагрузка пришлась именно на нее. 
         
Да,   зрелище не из приятных. Все мы тогда сильно перепугались. Машину откатили на стоянку, и долго она напоминала нам об этом происшествии.
         
Были и немного смешные случаи.  Через наше поле проходила проселочная дорога. И какие бы мы не принимали меры, обязательно по ней продолжалось движение сельчан. Оно было не очень частым, но было.
          
Кто на велосипеде, кто пешком, а кто и на телеге. Машин что-то я не припомню. И так получалось что при взлете, мы обязательно должны были пролетать над их головами. Но во внимание это никто не брал. 
         
Сельчане  привыкли к своему размеренному образу жизни, привыкли годами путешествовать именно по этой дороге, и ничего не могло им помешать изменить своим привычкам. А наше начальство, в том числе и мы очень переживали. Мало ли что? А вдруг случится непредвиденное.
         
И вот однажды при очередном  движении по дороге,  наш инструктор не на шутку разозлился. Садясь в самолет с очередным курсантом, он решил припугнуть немного… Самолет был готов к взлету.
         
Совершив обычный разгон, и набирая скорость, он  медленно оторвался  от земли и ушел в набор.  Но это продолжалось совсем недолго.  Через несколько секунд, увеличив скорость, машина вдруг  резко пошла вниз и почти на бреющем пролетела над испуганным велосипедистом, а возможно это была телега с важно восседавшим на ней старичком.
         
Я не помню.  Мы, наблюдавшие эту картину, долго шутили и смеялись: « Ну все, теперь-то уж никто не осмелится проехать тут в день полетов!»  Но мы глубоко заблуждались. Ничего не изменилось, и зря мы радовались тогда….  Все, как было, так и осталось. Ничего не могло изменить размеренную жизнь сельчан. Даже полеты таких маленьких самолетов…
       
Однажды мы с Павлом поехали в город, возможно за продуктам. Мы сели на его мотоцикл и с ветерком на большой скорости поехали в Волгодонск. Дорога была свободной. И мы без приключений добрались до его окраины.
       
Павел вдруг остановился у обочины и предложил мне пойти пообедать в столовую, которая находилась совсем близко. Я завертела головой и отказалась. Меня тогда одолевали сомнения: «Как же так, я буду обедать, а там ребята в лагере ждут нас … голодные…?».
       
Павел продолжал меня уговаривать, но я так уперлась, что ни в какую не хотела идти. В конце концов, он махнул рукой и скрылся за дверью столовой. Не помню, сколько его не было, но вот он вышел и стал меня звать.
       
Я долго сопротивлялась, потом пошла. Зайдя в столовую, увидела на столе приборы на двоих.  Постояла и …. выбежала из зала, тем самым, приведя в недоумение, как Павла, так и обслуживающий персонал.
       
Павел тогда выбежал за мной, и мы молча поехали дальше. Долго он не мог меня понять тогда. Что было, то было. А потом мы вернулись в лагерь, приготовили все и прекрасно все вместе устроились за нашим маленьким и таким  гостеприимным столом.
          
Были еще дни, были еще полеты, была наша чудесная жизнь в станице Романовке, которую я помню и сейчас, так отчетливо, как будто это было вчера. А как же иначе? Это была моя юность, начало большой жизни.
       
Тогда казалось, что она будет долгой и счастливой для всех нас.  Но в то же время я понимала , что так долго это продолжаться не может.  Надо становиться на ноги крепко, осваивать профессию.
       
Моя летная жизнь так и осталась за пределами аэроклуба и ничего я уже изменить не могла. Мы с подружкой даже в Москву ездили, добиваться. Но ничего из этого не вышло. Да и не должно было выйти. К тому же у меня и со здоровьем было уже не все в порядке.
       
Возможно результат прыжков с парашютом.  Аэроклуб теперь был далеко, слишком далеко. Мне теперь нужен был «запасной аэродром». Это слава братишки, который приезжал ко мне в Романовку, и долго мы с ним беседовали о жизни. Я всегда гордилась братом и прислушивалась к его мнению. Он тогда закончил уже летное училище, летал на вертолетах….
       
А моя жизнь в корне изменилась, я уехала учиться. Но чтобы быть поближе к небу, поехала учиться в авиационный институт. Таким вот оказался мой «запасной аэродром».
       
Я приезжала в Романовку еще один раз, но спустя уже год. Я бродила по знакомому и теперь уже незнакомому лагерю, ласково трепала собак, которые узнавали меня, только звали их уже по другому.
       
Я почти не видела тех, кто тогда был вместе со мной. Кажется, я побывала на старте, и меня взяли в полет. Просто как пассажира.  Я держала ручку в руках и вспоминала прекрасные дни, проведенные прошлым летом здесь.  И все….
      
Так закончилась моя летная биография. Я медленно шла по проселочной дороге, иногда оглядываясь и как бы запоминая этот наш лагерь, самолеты на стоянке, вагончики и планера, которые так и стояли зачехленные и наверно так и не поднялись здесь в воздух.
      
И собаки, которые долго еще бежали за мной, провожая. С тех пор я больше не была там. Прошло уже почти сорок лет с тех пор, но все также свежо в памяти то, что было в моей жизни. А было много. И летное поле со своим специфическим запахом и друзья, с которыми мы вместе шли по жизни и мечтали, наверно, о самом главном. Писали стихи о любви к небу и к нашему аэродрому.  И частичка этой жизни так и осталась в памяти каждого из нас.
            
И вот спустя сорок лет мы встретились с Нурией. Встреча незабываемая. Я приезжала к ней в Новочеркасск и мы долго с ней сидели и вспоминали о тех днях... Нурия тогда была так недосягаема для меня.  Спортсменка,  в аэроклубе с 1966года.
       
Я на нее так восхищенно смотрела!!! Она была старше меня  на три года.  Рассказывала, как ночью сбегала из дома и пешком через весь Новочеркасск  спешила на аэродром, чтобы успеть к полетам.
         
Родители, конечно не пускали. Но разве можно юность удержать? Была очень одержимой, я за ней тянулась, пыталась  даже в чем-то подражать.
Я нашла ее в прошлом году! И мы возобновили встречи. Очень много  интересного  она мне  рассказывала.
       
Мы же с ней и в Москву ездили добиваться, чтобы нам разрешили летать и вообще в училище поступить. Но попали в Министерство Гражданской авиации?! Тогда, кажется,  министром был Бугаев. Имя  и отчество не помню!
       
Так вот, открыли мы огромную дверь огромного красивого здания  и заглянули в фойе. На вахте стражник! Говорит: «Что вам девушки, что вам милые…?». Отвечаем: «Да нам бы самого главного, летать хотим!" Вот прямо так и выпалили. Две маленькие пигалицы!
         
Уж не знаю, куда он звонил, с кем разговаривал, но пройти нам разрешили. Обрадованные, мы помчались наверх.  Нашли кабинет, постучались и робко вошли. За столом важно восседал человек, приветливо улыбался и  потом предложил нам сесть. Естественно мы, не долго думая, прошли к столу и присели.
       
О чем шла беседа, понятно, но каким образом, и что именно мы говорили, я не помню. Помню только его ласковые глаза и одни слова: « Вам бы девочки семью создавать, детей рожать…. И еще что-то в этом роде.
       
Очевидно, мы еще что-то сказали, но  совсем не то, о чем  надо было говорить. Это я только сейчас, спустя  почти сорок лет узнала.  Нурии здорово влетело.  Мне тогда ничего не сказали.  Видно была сказана фраза, типа -  «нам не дают летать».
       
Или что-то в этом роде…  Вот мы какие бедные и несчастные. А  потом был звонок из Министерства  и  прямо нашему начальнику.  Могу себе представить, что было тогда!
         
Еще мы   с ней ездили в Харьков, в местечко, кажется, Богодухово. И там обивали пороги, и там высказывали  свои желания стать летчицами-вертолетчицами!  Вот ведь было такое! Сейчас вспоминаю и думаю, неужели это было на самом деле? Неужели мы, совсем девчонки, в то время действительно мечтали и думали о небе.
         
А ведь так оно и было!  Даже любовь была на каком-то втором плане. Невероятно, но факт.
         
Вот такая у меня была подружка, очень отчаянная, очень смелая, очень веселая и  очень красивая! Она и сейчас осталась такой же молодой  и отчаянной...
               
О том, как мы добирались до Москвы, это тоже история. Денег  у нас было  с собой очень мало, да к тому же их в Москве украли на вокзале. Что, делать? Не знаем….
         
Остановились на квартире, спали на полу на кухне….  И  каким -то образом билеты на обратную дорогу  мы все-таки купили. Спали на голых матрасах, а соседи по купе, предлагали нам покушать, так как с собой у нас ничего не было. Мы важно отказывались, мы ведь не голодные! А до Ростова еще ехать целые сутки….

Что- то и  моим воспоминаниям не видно конца….
 
Вот так закончилась моя летная биография на практике. А дальше пошла только одна теория...

26.11.2010г.


Рецензии
В то время для женщины путь в большую Авиацию был не просто тяжёл(у мужиков был тяжёл), а очень тяжёл. Сейчас у нас в компании летают 2 женщины. Одна-командир. Всего во всей России не больше 10. Я с одной летал. В книге прочитаете.

Поправкин   14.03.2012 19:04     Заявить о нарушении
Сейчас, думаю немного по-другому. Да, летная профессия очень тяжелая, для женщины особенно.И дело не в технике. Она все может преодолеть.А вот здоровье... Думаю и в космос женщине опасно летать, не говоря уже о прыжках....Но в юности на все смотришь иначе, это и понятно...

Светлана Ивановна Обрезкова   14.03.2012 19:19   Заявить о нарушении
У нас 2 женщины летают. одна командиром. А первая кучу прыжков сделала, а в настоящий момент она летает.

Поправкин   16.03.2012 16:51   Заявить о нарушении
Та, что вчера летала мне сегодня позвонила. Сообщаю, что прыгнула 150 раз, из 20 женщин личная жизнь не сложилась у 2-3.

Поправкин   17.03.2012 19:39   Заявить о нарушении
Пожалуйста исправте, на Алексей и не переживайте по этому поводу.
Конечно. очень обидно, что мы закупаем подержанные самолёты и наш авиапром развалили. http://proza.ru/2011/02/08/665
Но самое главное 10600!

Поправкин   17.03.2012 23:15   Заявить о нарушении
Исправила, извините Алексей!

Спасибо, Алексей! Они молодцы. Но в жизни так много обстоятельств и внешних и внутренних, что порой нам часто приходится совершать поступки, которые не очень вписываются в наши тогда славные мечты. О себе могу сказать, что авиацию я не оставила, она всегда со мной и я до сих пор с волнением смотрю на небо, на самолеты, на вертолеты, прислушиваюсь к тревожной и сильной работе двигателей.... Я могу перечислять и перечислять..., но одного я сейчас боюсь - летать пассажирскими самолетами. И опять же, здесь уже внешний фактор- просто не доверяю множеству подержанных американских лайнеров, которые заполонили Наше небо.... И это очень горько....

С теплом,

Светлана Ивановна Обрезкова   17.03.2012 23:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.