На Верхнем Озере - 7

Поездка на Верхнее Озеро в феврале 2010 года
----------------------------------------------

Весна
Где-то на небесах произошла ошибка и после морозов и вьюги на берег озера пришли весна. На скалах закапали сосульки, потом они стали падать и разбиваться на куски желтоватого льда. Появились проталины, запахло мокрой землей и талым снегом. В пуховиках на солнце стало жарко, но в тени на ветру зима еще отыгрывалась, забираясь холодными лапами под расстегнутые куртки.

Холл
У хозяев хижины есть огромный холл для гостей. И еще есть финская баня и спа, Ни девочек, ни выпивки нет - это в понятие отдых на озере как-то плохо вписывается. Зато есть куча игр, беспроволочный интернет, огромный камин, телевизор и античная мебель, привезенная из Таиланда. Огромные кресла с вырезанными слонами и прочими животными сделаны из «свинцового» дерева. По другому я эту древесину назвать не могу. Попытка поднять кресло была неудачной — я мог только тащить его по ковру.

Плющенко и другие
Несколько гостей смотрят Олимпиаду в холле. Это веселее, чем сидеть у себя по комнатам. Один глаз у них смотрит в телевизор, другой в ноутбук, где приведены таблицы результатов. Плющенко тут знают все. Медведева не знают, а Плющенко знают. Вот она сила спорта!

Сигареты и вино
Нашел в чемодане две пачки сигарет - наверное остались после новогодней поездки. Хотел их выкинуть, потом решил подарить курящим. Долго вспоминал — кто еще из знакомых курит. Оказалось, что никто. Вернее осталось два человека, но они тоже бросают.
На столе стоит бутылка вина. Она пустеет очень медленно. Во дела! Пошел в ванную, посмотрел на спину. Вроде все в порядке, крылья еще не растут.

Собакин
Этот рассказик для Оли и Кости, которые просили передать привет «собакину». Собакин долго не появлялся, но сегодня он нашелся. Собакин лежал около входной двери офиса и махал всем хвостом. Собакин лохматый, смешной и добрый. Он умеет улыбаться и показывать зубы, совсем как человек. Собакин счастлив, когда его гладят, и недовольно лает, когда его покидают. Лает он громко, но противно.

Очень страшный каньон
В этот каньон летом даже смотреть страшно, Он заполнен желтой пеной, которая несется с бешеной скоростью к озеру. И все это под грохот водопадов. А зимой там идиллия. Отполированные темные стены, покрытые сосульками, фотографы с треногами и стаи ворон на деревьях. Посреди каньона полыньи, где видна темная мирная вода.

Грачи еще не прилетели
Если тут и были грачи, то они улетели и еще не прилетели. Наверное, у каждого русского человека ранняя весна и голые березки ассоциируются с картиной Саврасова. Даже если эти березки стоят на берегу синего озера с белыми глыбами льда на холодном берегу.

Круги на снегу
Я освоил и полюбил лыжню около нашей хижины. Она идет по кольцу, и я выучил там все повороты и спуски. Особенно мне нравится спуск, который идет прямо на заросли высокой желтой травы. Перед травой надо сделать маневр и направить лыжи в дерево для более уверенного торможения.

Война с вирусом или «Однажды»
Я борюсь с вирусом с помощью портвейна и лыж, но он сдаваться не хочет. Зашли разговоры об аспирине, и я вспомнил как однажды зашел к глазному врачу.

Однажды я зашел к глазному врачу. Он посмотрел мне в глаза, узнал, что у меня ученая степень и задумчиво сказал, глядя в потолок:
- Теперь тебе надо пить аспирин, чтобы не было инфаркта, и играть в гольф.
Я представил свою жизнь. Утром я ем аспирин и иду играть в гольф. В обед я опять ем аспирин и снова иду играть в гольф...
После этого разговора я почему-то долгие годы старался избегать аспирин. А в гольф я как не играл, так и не играю.

Ручные синицы
У меня зазвонил телефон.
- Тут ручные синицы! - раздалось в трубке. - Одна сидит на лыжной палке, а вторая у меня на голове, что это?
Я держу трубку сотового и балансирую на одной ноге. Для второй ноги на ледовом склоне нет опоры. Я на дне каньона очередной горной реки, пытаюсь пробраться к ледопаду. Но ручные синицы посреди девственного леса, куда унеслась на лыжах МС, — это интересно. Я сажусь на лед, сползаю вниз и дослушиваю историю про синиц. Говорили мы долго, но откуда они взялись - мы так и не поняли.


Соседний курорт
Рядом находится «курорт» - на высоком берегу озера стоят небольшие домики с террасами. На террасах столики, стулья и грильницы. Все домики закрыты, занесены снегом и завалены еловыми шишками. К нам подошел хозяин курорта, высокий спортивный мужчина лет пятидесяти. Зимой курорт не работает, т. к. деньги перестали его интересовать: дети выросли и закончили колледж. Сегодня хозяин два часа бегал на лыжах, а сейчас собирается в магазин за пивом. Мы тут можем чувствовать себя как дома, а он уезжает. С этими словами человек, которого не интересуют деньги, сел в старенький грузовичок и уехал.

Люди на озере
Больших городов на Верхнем озере нет. Маленькие городишки и деревушки нанизаны как бусинки на нитку дороги №61. Местные жители очень спокойны и вежливы как многие северные жители.
Тут все про всех знают или хотят знать. Мы попытались пообедать во французском ресторанчике в городке Гранд Марэ, но он оказался закрытым. Никаких объявлений о причине закрытия не было - типа, все и так знают в чем дело. Но мы не знали и зашли в магазинчик за информацией. Продавщица даже застонала от досады, что она не в курсе. Потом она хлопнула себя по лбу и указала нам на симпатичную женщину.
- Так вот Джуди! - сказала она. - Это хозяйка и шеф-повар ресторана.
Мы выяснили, что Джуди устала за зиму и хочет уехать на пару месяцев во Флориду. В это время ресторан будет закрыт.
Когда мы кончили разговаривать к нам подбежала продавщица. Узнав уже от нас последние новости ресторанного бизнеса в Гранд Марэ, она успокоилась и смогла работать дальше.

Особенности бизнеса на севере
   Организовать успешный бизнес на севере непросто. Туристов мало, большие деньги обходят эти земли стороной. Дары леса и озера никого не интересуют. Если у вас есть участок на берегу или около дороги, то можно открыть маленький отель или ресторанчик. А если вы живете в ста метрах от главного потока туристов?
   Оказывается, если приложить голову, то можно за несколько лет создать многомиллионный бизнес даже в таких глухих местах. Я приехал в центр городка Лутсен. Центр — это заправка, почта, магазинчик и еще пара бизнесов в старом деревянном здании. Несколько лет назад одну из комнат в этом здании занимала компания, которая организовывала семейный отдых туристов из ближайших городов — сдавала в аренду домики. Многие обеспеченные люди из Миннеаполиса купили тут землю и построили домики для отдыха. Используются они 2-3 недели в год, остальное время стоят пустые. Несколько местных ребят предложили ухаживать за этими домиками в отсутствии хозяев, сдавать их на короткий срок приезжим туристам, убирать после них, стирать постельное белье, вывозить мусор, чистить дороги от снега и т. п. За это они брали небольшой процент арендной платы. Хозяева домиков были счастливы. Их собственность под присмотром да еще прибыль приносит!
   За несколько лет ребята развернулись, стали помогать продавать домики, сами покупали землю и строили новые дома. Сейчас у них огромный современный офис, самый красивый на побережье. Они охватили много районов, повысили цены на свои услуги, и мы уже перестали к ним обращаться. Наверное, скоро дела у них пойдут на убыль, как у всех компаний, которые начали строить дорогие офисы, нанимать много служащих и печатать глянцевые буклеты.

Еще о людях на севере
Вежливость тут зашкаливает! Подходишь в магазине к стенду с овощами и все расступаются, чтобы тебе не мешать. Наведешь фотокамеру на заходящее солнце и школьники, которые хотели пройти перед камерой, терпеливо ждут пока ты нажмешь кнопку. Любая встреча с человеком в безлюдном месте подразумевает немедленное знакомство, беседу и готовность придти на помощь.
Такая высокая планка человеческих отношений заставляет напрягаться. Все время боишься кого-либо нечаянно обидеть. И еще появляется постоянное желание проехать на красный свет.

Ранее утро
Я сижу за столом и смотрю на восходящее солнце. Облаков нет уже пятый день и восходы происходят мгновенно. Небо на востоке краснеет, вода и лед в озере синеют, вот еще минута и первый луч уже слепит глаза.
В этом году у рябин небывалый урожай. Деревья до сих пор облеплены сладкими ягодами. Зимующие птицы и белки на рябину не обращают внимания. Ветра нет и на озере за ночь образовалась тонкая корка льда. Лед голубой, блестящий и отполирован так, что в него можно смотреться как в зеркало. Я увидел там свою небритую физиономию и решил лучше сфотографировать отражения скал и сосулек.

Сегодня надо ехать домой. С понедельника и до конца апреля придется работать практически в две смены, но вот потом... Я кручу глобус и читаю названия стран и морей.


Рецензии