Сын Неба. часть 10. Девушка с глазами серны

( Продолжение. Начало:
часть 1: http://www.proza.ru/2010/11/21/858
часть 9: http://www.proza.ru/2010/11/24/848 )

- Так слушай же. Я происхожу из одной из лучших семей Рима,- начал он шепотом. - Я служил в Римской армии и делал успехи по службе... Больше я ничего не могу  рассказать о себе... О, я боюсь, что тут и у стен есть уши!.. Я был весел и спокоен, и вся моя жизнь представлялась мне чистой и правильной.  Я верил императору, верил обычаям предков... О гонениях на христиан я слышал, но не придавал тому большого значения, считая этих людей лишь горсткой каких-то мятежников, нарушающих покой государства. Сам я никогда их не видел. Но вот однажды, когда я ехал в Рим по делам службы, мне встретился мой знакомый...он с отрядом своих воинов конвоировал группу христиан. Их ожидал суд и, возможно, казнь. Среди них я увидел женщин, стариков, даже детей - они не были похожи на преступников! А где-то в конце этой процессии шла девушка...должно быть, ей было трудно идти... Она была совсем еще молоденькой - лет шестнадцати-семнадцати, хрупкой и тоненькой, как тростинка... У неё были красивые черные глаза - большие, как у серны, белая кожа и блестящие черные волосы... Здесь, в этой темнице, нет такой девушки?- безо всякой надежды спросил он, заранее зная ответ.

Валерий отрицательно покачал головой.

- Быть может, её уже нет в живых,- с горечью проговорил юноша. - Я был поражен её юностью и красотой, спрыгнул с коня и пошел рядом с ней. Я заговорил с ней и предложил освободить её, спасти - я смог бы это сделать. И то, что она мне ответила, я не забуду никогда! Она отказалась! Эта девочка кротко, но с достоинством, попросила меня не лишать её величайшего счастья, какого только может удостоиться христианин - стать мученицей за Христа! И в её глазах был такой свет, такая сила, такая истина... Я никогда не думал, что женщина может быть такой стойкой. Эта юная, хрупкая девушка была намного сильнее меня, считавшего себя мужчиной! Она сказала мне еще несколько простых, но полных величия и правды слов о своей вере, и, пораженный и пристыженный, я отъехал прочь... Я не спас её, не сумел спасти... Но не потому, что не мог, а потому, что ОНА не хотела... Не спас никого...женщины, дети - что их ждало?.. Пусть они сами не хотели - но кто дал право?!.. С тех пор я перестал спать ночами. Мне было стыдно жить. Всё, что когда-то цвело для меня, обратилось в пепел. Я будто проснулся и понял, какой мелкой и низкой была моя жизнь, которую я считал чистой, и все мои устремления, которые я считал высокими! Ни у меня, ни у тех, кто меня окружал, не было ничего такого в жизни, ради чего можно было вот так добровольно, а главное - радостно!- отдать эту самую жизнь. Я осознал свою бескрылость и ненавидел себя за это. И будто впервые увидел, сколько лицемерия, разврата, праздности было вокруг - раньше я старался этого не замечать. Но теперь я понял, что всё это оттого, что пуста наша жизнь, не для чего было жить, делать добро, быть благородным. Но вот появляются люди, у которых есть что-то, чего нет у нас - новое учение, высокая цель, которая и дает им такое мужество...совершенство... И что же? Этих удивительных людей, этих христиан, вместо того, чтобы прислушаться к их учению, и быть может, принять его, их начинают преследовать и казнить, и кто? Те, кто во сто крат хуже их! О, я прекрасно знаю, ЧЕМ полна жизнь высшей знати и императорского двора!- с вызывающей насмешкой улыбнулся юноша. - Не удивляйтесь моей откровенности, Валерий, мне нечего теперь бояться. Я и раньше не боялся, потому, что был чист и слеп перед властью, а теперь я прозрел и не собираюсь не бояться, ни жить. Мне стыдно за такую власть... Не могу жить в государстве, где травят людей всего лишь за то, что они исповедуют какую-то другую веру, возможно, намного лучшую, чем наша! Не могу служить в армии, солдаты которой убивают женщин и детей -без вины!- лишь по приказу императора!.. Я знал, что и сам могу в скором времени получить такой приказ...это неизбежно бы произошло... Но я не стал дожидаться. Я понял, что в этой жизни есть один выбор - быть или палачом, или жертвой! И лучше пусть я буду жертвой, но палачом я не хочу быть и не стану! Я возненавидел свою жизнь и себя самого за свою низость и неправду так, что был готов уничтожить себя... Я всегда считал самоубийство глупым поступком... Но что-то будто гнало меня сюда, и я пришел... потому что не в силах был более выносить огня, сжигавшего меня изнутри,- юноша умолк и наклонил голову в знак того, что окончил свой рассказ.

Валерий был потрясен его исповедью.

- Сам Бог удержал тебя от этого шага и привел тебя сюда, чтобы увенчать славой мученика,- проговорил он, - И я вовсе не считаю тебя безумным. - Но, брат мой, отчего ты еще на воле не попытался найти христиан и узнать об их учении? Ты же сам мог стать христианином, и обрести жизнь, полную смысла.

( Продолжение: http://www.proza.ru/2010/11/25/1997 )


Рецензии
Прекрасно понимаю Люция: с одной стороны бессмысленное существование, с другой - полнота бытия. Полнота бытия открывается внезапно, когда бессмысленное существование становится совершенно невыносимым, когда уже собираешься наложить на себя руки от полной бессмысленности мира сего...

В связи с этим вспоминается сюжет из “Одиссеи” Гомера. Одиссей после Троянской войны путешествует достаточно долго многие годы по морю. Можно представить, что он уже весь земной шар объехал много раз. И вот он попал на остров волшебницы, которая влюбилась в Одиссея и своими чарами обворожила его. И он со своими друзьями остался там. Наслаждается жизнью. Все блага реальные и блага волшебные перед ним. Но проходит время, и он вдруг вспоминает: “Так что я делаю?! Что я тут делаю! На родине, на Итаке, меня ждёт Пенелопа – красавица жена. А я здесь… чем занимаюсь?! А где мои друзья?” С этим вопросом, поставленным в самых решительных словах, он обратился к волшебнице: “Где они, мои друзья?!” Сначала она не хотела ему говорить. Но поскольку Одиссей очень уж был настойчив, то, в конце концов, волшебница всё-таки сдалась и ответила: “Ну иди, посмотри”. И открылось перед Одиссеем зрелище, которое действительно заставит каждого человека подумать. Он увидел прекрасный чистый загон. Перед ним великолепнейшие чистенькие беленькие… свиньи, которые хрюкали от удовольствия, пожирая свой корм. Само блаженство было написано на их физиономиях и их маленьких хвостиках, которыми они крутили от восторга. Не жизнь, а блаженство! Правда, почему-то на Одиссея это произвело совершенно другое впечатление. Он настолько был возмущён, что его друзья, сподвижники по войне, люди, превратились в свиней… Он потребовал, чтобы они возвратились в своё нормальное состояние. Чтобы снова сделались людьми.

Какую мысль Гомер проводит!!! Вы только подумайте! Два совершенно различных мировоззрения предстоят человеку. Проще говоря, одно их них говорит о том, что человек должен быть человеком. А другое мировоззрение полагает вот что: “Нет, человек – это очень скучно. Это, даже если хотите, страшно. Нет, лучше всего быть свиньёй – ни о чём не надо думать, вся его цель жизни только в том, чтобы найти корм и от удовольствия хрюкать. И всё. Вот вам и весь смысл жизни”. Замечательную мысль провёл Гомер!

И встаёт пред человеком выбор: быть свиньёй, ни о чём не думая пожирая свой корм; или претерпеть страдания, смерть, и сделаться человеком?

Игорь Орловский   23.12.2012 19:04     Заявить о нарушении
Да...от любых материальных благ наступает пресыщение, и у человека есть два пути - либо пуститься во все тяжкие в поисках новых удовольствий, часто запретных, либо начать духовные поиски... Но ничто материальное не удовлетворит душу человека... Иной раз, правда, хочется...ну не то, чтобы свиньей стать...просто ПОКОЯ... Я знаю, что "такого зверя нет на свете"... Но...надоело постоянно держать сердце под прицелом, будто мишень на нем нарисована... Постоянный (ну, может периодический, только периодичность у него что-то завидная) страх за близких...постоянно что-нибудь, с кем-нибудь, но не так... Хочется попасть в сказку...:)

Мара Волф   24.12.2012 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.