Конкурс научных проектов

Писал работу на конкурс Фонда Всм, но категорически не вписался в размер. Рассказ написан по картине Роба Гонзальвеса "Дети" приведенной в иллюстрации. Картинка позаимствована со странички Фонда Всм...

***
На первый взгляд, шар мог показаться черным, но, стоило присмотреться внимательнее, и становились видны бесчисленные золотистые вкрапления. Они собирались в скопления подобно рою насекомых. Некоторые группы огоньков образовывали сферы, другие плоские диски, третьи спирали. Чем дольше наблюдатель всматривался в шар, тем больше деталей открывалось его взору. С каждым мгновением глубина увеличивалась, и маленькая темная сфера разворачивалась в черную бесконечность, наполненную бесчисленными чудесами: тончайшими шелковыми лоскутами плыли туманности, ослепительными вспышками взрывались сверхновые, драгоценными черными жемчужинами рассыпались по бесконечности черные дыры. 
Весь класс замер  с открытыми ртами. Дети, не моргая, заворожено смотрели на темный шар, висящий в воздухе. Белобрысый мальчишка, не дыша, стоял возле своего детища – это было его первое участие в конкурсе научных проектов. Он был самым маленьким в классе и даже выглядел на несколько лет младше сверстников. Друзей у мальчика было всего двое – оба отличники и оба не решались принять участие в конкурсе.
- Очень красиво, - Учителю, наконец, удалось оторвать глаза от необычной сферы, - Но у нас конкурс научных проектов, а не творчества – тебе придется объяснить нам, в чем научная ценность от… - Он задумался на мгновение, подбирая подходящее слово. Очевидно, ничего не придумав, учитель сделал неопределенный жест рукой - …от этого.
Мальчик покраснел. На фоне белых волос, лицо стало похожим на помидор. Одной рукой он теребил палец другой. Все слова заученной заранее речи перемешались в голове испуганного ребенка. Как легко давались слова, когда он работал над своим проектом. Иногда казалось, что кто-то огромный и бесконечно умный шепчет их, склонившись над ухом. Все эти простые истины знал любой ребенок в мире, даже младше его, но как, на удивление, складно и красиво получалось. Сейчас бы заглянуть в свой доклад, но это против правил. Мальчик покосился на толстую стопку бумаги на учительском столе. Встретившись глазами с преподавателем, он вдруг понял, что молчит неприлично долго и покраснел еще сильнее.
- В начале работы над проектом я надеялся экспериментальным путем изучить… - Голос ученика сипел, как во время простуды, он прокашлялся – …Экспериментальным путем изучить формирование структуры галактик во Вселенной. Для своей работы я заказал в Академии свободного творчества частицу абсолютной материи.
На лице учителя появилось сначала разочарование, а потом оно приняло скучающее выражение. Абсолютная материя использовалась художниками для создания крупномасштабных произведений искусства, требующих большого количества материала. Частица представляла собой сингулярность с бесконечной плотностью и температурой материи. Надежда учителя, на интересный материал быстро испарялась. Тем временем мальчик перевел дух и продолжил:
- Используя декомпрессор материи и модулятор, я высвободил материю, введя в нее исходные данные Вселенной в которой мы живем…
- Извини, прервись, пожалуйста, на минутку. – Учитель поднял руку, останавливая доклад мальчика. – Дети, в этом месте нужно уточнить: моделирование нашей Вселенной в полном объеме не возможно. Лучшие умы нашей Цивилизации уже три тысячи лет пытаются получить точную модель фрагмента Вселенной, но пока безуспешно. Модель, которую мог бы получить даже такой одаренный ученик, - преподаватель широким жестом указал на мальчика, - сводится к, по возможности, точному художественному воспроизведению. Кроме того, подобный эксперимент уже проводился группой ученых более тысячи лет назад, его результат был признан не действительным, по причине, которую я назвал ранее.  Пожалуйста, продолжай.
- Мне нужна была максимально точная модель для получения необходимых данных. В конце второго месяца эксперимента система мониторинга зафиксировала аномалию в небольшой области созданной мной модели. – Мальчик, с каждым словом, говорил все увереннее. Казалось, он забыл про одноклассников и скучающего учителя. Он словно опять репетировал доклад перед двумя друзьями. Дети работали над проектом вместе, но право выступить по справедливости принадлежало автору научной идеи. Другие двое ребят умирали от страха за первой партой. То, что следовало дальше в докладе, могло стоить им многих месяцев наказания. Дети долго спорили и в конце решили, что победителей не судят, и никто не станет их ругать за великое открытие. – В этой области модели мы обнаружили жизнь. На момент обнаружения, жизнь находилась на стадии полностью сформировавшейся экосистемы и…
Лицо учителя постепенно менялось, пока, наконец, он не осознал, то, что услышал. Сердце оборвалось. В слова ученика невозможно было поверить, но в таком возрасте дети обычно не ошибаются в таких не сложных упражнениях, как мониторинг модели Вселенной. Тем более, что модель самодельная, а значит простая.
- Постой, сынок, что ты сказал? Какая жизнь?
- …и высокоразвитой разумной цивилизации. – Ученик автоматически закончил фразу одновременно со словами преподавателя. Он ожидал этого вопроса, но под ложечкой все равно засосало. Мальчик сглотнул ком в горле. – Жизнь. – Нерешительно повторил ученик. 
- Дети, мы все знаем, что моделирование любых жизненных форм строго запрещено без особого разрешения правительства и Академии наук. Нарушение этого запрета влечет за собой очень серьезное наказание…
- Подождите! Вы не дослушали! – Докладчик выставил вперед руки, словно это могло остановить не только слова учителя, но и наказание и всю лавину событий, которая неизбежно должна последовать после его доклада.
В глазах учителя явственно читались раздражение и страх – чего больше, не мог определить даже сам преподаватель. Он покраснел не меньше своего ученика – за всю многолетнюю работу педагогом, он впервые сталкивался с умышленным нарушением Закона такого уровня.
- Что еще вы можете добавить к сказанному?!
- Пожалуйста… Я все могу объяснить…
То ли от того, что мальчик почти плакал, то ли в последней надежде, что все выяснится и окажется глупой шуткой, учитель смягчился.
- У тебя пять минут.
Ученик сделал глубокий вдох и взглянул на аудиторию. Одноклассники сидели с открытыми ртами. Даже самые непоседливые перестали болтать и вертеться.
- Мы не моделировали жизнь. Точнее, не хотели ее моделировать… Мы обнаружили ее только на втором месяце эксперимента, когда было поздно…
- В модели Вселенной не может быть незапрограммированных явлений! – Учитель опять начал выходить из себя. – Поэтому результаты этих исследований и считают сомнительными! Вам стоило лучше подготовиться!..
- Я должен признаться. – Мальчик виновато опустил голову, стараясь не встречаться глазами с преподавателем. – Мы не создавали модель сами. Мы сжульничали и скачали модель из Интернета…
- Молодой человек, тут у Вас еще один пробел в знаниях! - Педагог одержал в учителе верх над испуганным внезапной проблемой человеком. – Модель Вселенной, а тем более содержащая высшие формы жизни, не может быть просто доступна в Сети, кроме того, объем информации будет в сотни раз больше доступного пользователям вашего возраста. Максимальное, что вы могли найти – это красивая картинка!
Мальчик терпеливо дождался конца тирады преподавателя. Для этого ему пришлось побороть сильнейшее желание сбежать из класса.
- Файл был всего 224 байта – семь групп символов по четыре в каждой. Мы загрузили их для смеха, но процесс формирования модели запустился и шел нормально, и мы решили ничего не трогать. Когда модель стабилизировалась, мы провели компиляцию и начали наблюдения и сбор данных.
Учитель скептически разглядывал мальчика.
- 224 байта? И где этот файл сейчас?
- Мы его удалили, как и все остальные файлы, которые могли бы выдать наш… - Ребенок запнулся. - …Наш обман… Но адрес мы сохранили.
Мальчик подошел к столу и положил на него, извлеченную из кармана скомканную бумажку.
- Но самое главное! – В глазах ученика появилась надежда, словно он нашел выход из сложившейся ситуации. – Главное не это. Главное, что неделю назад, мы обнаружили внутри модели такой же научный проект. И школьники внутри нашей модели получили аналогичный результат. Они обнаружили в своей модели научный проект…
Мальчик оживился и начал размахивать руками, подкрепляя свои слова жестами. Учитель утратил способность говорить – он не мигая смотрел на докладчика и почти не дышал. Пользуясь заминкой, ученик продолжил:
- Мы предположили, что этот феномен повторения стремится к бесконечности. Мы назвали его Зеркальным коридором. Если наши выводы окажутся верными то феномен распространяется в обе стороны, что может изменить все наши представления о Мироздании – Торжественным тоном на выдохе закончил мальчик.
Он соврал. Компиляцию модели они провели всего неделю назад, но этот факт не установить даже самым лучшим специалистам Академии наук. После почти минутной паузы к учителю вернулась способность говорить. Теперь он сомневался, что ученик говорит правду. Но зачем такая чудовищная ложь? Проблемы в семье? Недостаток внимания? С этими проблемами педагоги не встречались очень давно. Это мог бы быть предмет для сенсационного научного исследования. Преподаватель невольно представил себя в мантии академика.
- Если это правда, - Осторожно начал учитель. Сейчас главное было не напугать ребенка, если он откажется признаться, до истины придется докапываться самостоятельно. – То сказанное тобой можно проверить. Система самопишущая?
Преподаватель откинулся на стуле довольный собой. Самопишущие системы только начали использоваться при моделировании. Из-за невероятной сложности и непредсказуемости результата работы,  простой ученик никак не мог получить к ним доступ.
Принцип работы самопишущей системы строился на памяти элементарных частиц. Недавно ученые установили, что каждая частица запоминает бесконечное число своих состояний и положений в пространстве. Воздействуя на частицы определенным образом можно было вернуть всю модель или ее часть в состояние на определенный момент времени. Некоторое время эксперименты проводились только на моделях Вселенных, но в последние годы, ходили слухи об исследованиях памяти элементарных частиц в реальном мире. Перспективу такого открытия трудно переоценить. В случае успеха можно было надеяться на разгадку всех тайн истории, стопроцентную раскрываемость преступлений, прорыв в медицине и большинстве других отраслей науки и  технологии.
Сейчас мальчику придется признать, что доказательств нет, и останется только наказать его за попытку обмануть учителя. Ум педагога почувствовал знакомую почву  и прояснился.
- Да, как выяснилось, загруженная нами модель обладает такой функцией.
- Значит, я смогу увидеть жизнь, которую вы смоделировали?
- Да, конечно. – Ребенок пожал плечами. Вдруг он спохватился, будто вспомнив что-то важное. - Только нужно спешить. По нашим расчетам модель схлопнется через неделю…
Учитель подскочил на месте от неожиданности:
- Ч… что значит схлопнется?
Мальчик вздохнул, словно ему приходилось в сотый раз объяснять непонятливому слушателю элементарные истины.
- Модель полностью идентична нашей Вселенной, а значит, в конце жизненного цикла модель вернется в состояние сингулярности. Тогда ее можно будет стабилизировать, в противном случае, вероятно, что цикл возобновится. Из сингулярности практически невозможно извлечь частицы. Темпоральный индекс этой системы десять в минус двенадцатой степени – за прошедшие месяцы в системе пролетела сотня миллиардов лет.
- Это все интересно, но мне хотелось бы взглянуть, - учитель вопросительно посмотрел на мальчика и тот с готовностью кивнул.
Под руководством преподавателя ученик поместил темную сферу в модулятор, извлеченный из подсобки. Педагог не стал выводить данные на проектор, а надел индивидуальный комплект визуализации. Мальчик ввел в модулятор координаты, и учитель очутился в заданной точке пространства.
Черная бездна под ногами вызвала приступ тошноты, но осознание того, что это только виртуальная реальность и специальное дыхательное упражнение помогли ему успокоиться.
Ослепительный белый карлик заставил преподавателя прикрыть глаза рукой. Вокруг него гигантским кольцом вращалось облако обломков, пыли и газа – все, что осталось от некогда наполненной жизнью Солнечной системы. Движением рук учитель вызвал меню и убавил яркость модели карлика. Его глазам открылось потрясающее зрелище. Глядя на вереницы обломков, размером от пылинки до крупного астероида, которые двигались вокруг ярко белой звезды, переливаясь множеством оттенков, трудно было понять, что это: конец старого мира или начало нового.
Внезапно из-за окруженной кольцом звезды появилось другое тело сферической формы. Бурого цвета, вся покрытая кратерами планета напоминала нечто среднее между марсом и луной, но гораздо больше в диаметре. Учитель смотрел затаив дыхание. Перед ним была Земля. Когда солнце превратилось в красный гигант, поглотив половину планет системы, она уцелела, но выгорела и лишилась атмосферы. Теперь перед глазами педагога были безжизненные останки его родного мира. Он почувствовал слезы на глазах и поспешил отвлечься.
Вызвав логи модели, учитель ввел параметры поиска и через мгновение оказался в доме, где провел детство. Он медленно, как во сне шел по знакомому коридору на втором этаже. Из открытой двери в конце коридора доносился голос его мамы, она ругалась. В тот день они с друзьями прыгали в реку с дерева – опасное занятие, которое было под запретом. Мама наказала его, но быстро простила, погладила по голове и поцеловала. Это был его день Рождения. Сквозь затуманенные слезами глаза учитель смотрел на, умершую два года назад маму и на ребенка, который умер с ней в один день. Ему мучительно хотелось подойти и заговорить с ней, обнять погладить по голове, поцеловать, как она сделала в тот день Рождения.
Он брел по коридору, позабыв, что можно переместиться прямо из детской. Тут ему на глаза попалось пятно на стене. Сердце екнуло, и на глаза снова навернулись слезы. Преподаватель был тронут и напуган одновременно – про это пятно не помнил даже он сам. В возрасте десяти лет, он нарисовал на стене муху, чтобы подшутить над мамой, но не учел, что водостойкие чернила невозможно отмыть со стены. Мама его наказала, а на стене год до ремонта красовалось синее пятно. Тот, кто создал эту модель, попросту не мог этого знать.
Учитель задумался на мгновение. А ведь все ответы были на поверхности. Он поспешно ввел новые координаты. Залитый солнечным светом коридор поплыл у него перед глазами, словно плавился и постепенно превратился в тускло освещенную комнату. Это был старый ангар, переделанный в лабораторию. Трое детей суетились у темной сферы, висящей в силовом поле модулятора. Ученики вводили в устройство какие-то данные. Преподаватель подошел, чтобы посмотреть поближе, и почувствовал, что у него волосы становятся дыбом.
Трясущимися руками учитель набрал следующие координаты и очутился в собственном классе. Он увидел себя рядом с Премьер министром и Председателем Академии Наук. Они стояли вокруг темной сферы, когда с ней начало происходить нечто невероятное. Разум педагога больше не мог выдержать чудовищности происходящего, он поспешно вышел и модели.
На глазах учителя были следы от слез, волосы взъерошились, когда он снимал с головы визуализатор, руки тряслись. Посмотрев на ученика, преподаватель занервничал еще сильнее – мальчик смотрел на него взглядом пожилого мудрого человека. Более того, в его глазах читалась жалость с примесью иронии. Через мгновение все пришло в норму. Перед учителем стоял перепуганный ребенок.
- Ты соврал мне. – Педагог с трудом совладал с расшалившимися нервами. Мальчик еще ниже опустил голову. – Вы активно вмешивались в формирование системы. Вы вмешивались в формирование системы и, возможно именно вы стали причиной появления в ней жизни…
Учитель осекся на полуслове. Мысли хороводом неслись в его разгоряченном разуме. Ему никак не удавалось ухватить ту, которая не давала покоя. Как забытая мелодия или фамилия знаменитости, она крутилась где-то на грани сознания, сводя учителя с ума. Внезапно, все встало на свои места, и в его голове отчетливо прозвучал голос ученика: «…этот феномен повторения стремится к бесконечности. Мы назвали его Зеркальным коридором. Если наши выводы окажутся верными, то феномен распространяется в обе стороны…»
Педагог ошалело уставился на мальчика, больше не заботясь, как это выглядит со стороны.
- То есть ты хочешь сказать, что ты там… - Учитель указал на сферу, - И там… - Его палец переместился к окну, в котором виднелся фрагмент неба. Преподаватель встряхнул головой, сбрасывая наваждение:
- Это уже чересчур… Так, Яхве, Руах, Мари, родителей сюда! Немедленно! Можете позвать ментально. Я тоже сделаю несколько вызовов.
С этими словами преподаватель закрыл глаза, погружаясь в транс. На его зов откликнулся уполномоченный служащий Академии наук. Выслушав доклад учителя, он открыл доступ к руководству. Спустя несколько минут педагог уже общался лично с Председателем Академии.
«Ситуация, скажем прямо, не стандартная» - протянул величайший ученый Земли. Его мысли напоминали тягучий сироп – на восприятие уходило больше времени, чем обычно. Академику требовалось время, чтобы принять единственно верное решение. Учитель терпеливо ждал. Он почувствовал, как образуются параллельные каналы ментальной связи – умение доступное не многим. Вскоре совещание завершилось.
«Вы поступили правильно, вызвав родителей детей. Также верным было решение не открывать сайт самостоятельно». – Учитель ощутил огромное облегчение. С этого момента проблема уже не висела на его шее, всем займутся ученые и правительство. Даже если за недосмотр последует наказание, это будет лучшим из возможных исходов. – «Премьер Министр решил лично ознакомиться с ситуацией на месте. Мы телепортируем к вам через несколько минут».
Когда учитель открыл глаза, правительственная охрана уже выводила детей из класса.
Родители сидели за партами, испепеляя взглядами своих чад. Дети у доски виновато склонили головы. Высокопоставленные гости прибыли через несколько минут. Академик сразу направился к сфере, а Премьер с любопытством разглядывал троих детей.
Когда ученый снял визуализатор, председатель правительства поднял на него вопросительный взгляд.
- В высшей степени любопытно, я бы даже сказал поразительно…
- При всем уважении, нельзя ли поконкретнее. - Премьер опасливо обошел темную сферу и приблизился к академику. – Какими могут быть последствия?
- Не знаю то, что я видел трудно даже передать словами, о прогнозе не может быть и речи…
- Чем вы говорите?
- Взгляните сами. – Ученый развернулся, выставив руку театральным жестом. Затем взглянул на часы. – Если не произойдет ничего можно спать спокойно – это лишь детская шалость. Если нет, то мы сейчас увидим яркое доказательство в пользу, так называемого, - Академик невесело усмехнулся, - Зеркального коридора. Тогда я готов признать, что я ничего не знаю об устройстве мира… Сейчас…
Трое детей, как по команде двинулись к темной сфере. Кто-то из родителей попытался ухватить своего ребенка, но отшатнулся, наткнувшись на добрый, но непреклонный взгляд мудрого старца на детском личике. Ученики синхронно приложили руки к модели Вселенной. Их силуэты начали расплываться, постепенно превращаясь в похожее на трехмерную кляксу пятно. Послышались чьи-то всхлипывания. Воздух в классе превратился в марево, как над дорогой в жаркий день. Черное пятно вытянулось на столе. Выпустив, подобно одноклеточному организму, в разные стороны пять ложеножек, оно стало менять цвет. Через минуту поразительных метаморфоз на столе лежал самый обыкновенный на вид младенец.

Преподаватель склонился над своим настольным Интернет-терминалом, за его спиной стояли Премьер министр и Председатель академии наук. Младенца поместили в полевой изолятор тут же в классе – перемещать его пока не решались. Ученые безуспешно пытались взять у него пробы крови, ломая иголки одну за другой. Академик отказывался рассказать, что ему известно. Проронив многозначительное: «Все с чего-то начинается…», он загадочно улыбался и молчал. Чиновник назвал его чокнутым и перестал задавать вопросы. Было решено поискать файл, использованный детьми, чтобы воспроизвести систему.
Ладони учителя покрылись испариной. Непослушные пальцы с трудом вводили адрес. Для него это открытие могло стать откровением. До сих пор любые утверждения о возможности сотворения Вселенной разбивались о неспособность ученых точно смоделировать даже небольшой фрагмент Вселенной. Объем информации, который необходимо было обработать модулятору в процессе декомпрессии материи, был поистине невероятен.
Сердце учителя на мгновение было готово выскочить из груди, но адреналин сразу отхлынул, оставив странную пустоту. Как у приговоренного к смерти после внезапного помилования, у него в мыслях на некоторое время образовался вакуум, который скоро заполнится повседневными заботами. Но вся остальная жизнь начнется завтра, а сейчас все замерло, как кратковременная остановка сердца – перед глазами учителя горела простая, примелькавшаяся фраза, которая на этот раз перечеркнула нечто большее, чем надежду, получить желаемый файл: «Время хранения истекло. Файл удален с сервера».
Младенец в изоляторе агукнул, рассмеялся и громко пукнул.


Рецензии
Андрей, очень жаль, что рассказ не участвовал в конкурсе Фонда Всм, потому что он полностью отвечает теме, букве и духу конкурса. А самое главное , - что это настоящая научная фантастика. " Гениальность всегда в простоте, дьявол всегда в деталях..." Создание детьми Модели Вселенной при помощи декомпрессии, модуляции абсолютной материи, зарождение разумной жизни , эффект зеркального коридора, самопишущая система на базе памяти элементарных частиц - впечетляет потому, что несмотря на сложные термины, - все просто и " звеняще-понятно. " Придуманные Вами ПОКА фантастические технологии моделирования Вселенной, представляются вполне реальными. Работа замечательная.Спасибо, понравилось.

Георгий Качаев   05.07.2011 11:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Мне тоже жаль, что не удалось поучаствовать в конкурсе, но уменьшить рассказ до нежного формата, к сожалению, было не реально. Рад, что описанные мной псевдонаучные предположения показались Вам реалистичными и понятными - к этому я и стремился.
Спасибо за отзыв.

Андрей Навроцкий   07.07.2011 18:41   Заявить о нарушении
Путь к великим открытиям часто бывает простым: от гипотетических, абстрактных, околонаучных (фантастических) предположений, методом экстрополяции технологий и событий, - к гениальным открытиям. Думаю, что в Вашем рассказе никакой "псевдонаучности" нет. Как раз наоборот, путь создания модели Вселенной открыт детьми, когда абсолютно нелепое, невозможное предположение оборачивается величайшим открытием.Даже в моей практике была масса подобных примеров.Извините, что умничаю, сам себе удивляюсь, но рассказ по форме и содержанию научно-фантастический. Успехов , пишите еще почитаю с удовольствием...

Георгий Качаев   08.07.2011 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.