Время читать Фейербаха

Отношения Бога и Человека никогда не отличались особенной простотой на всех этапах развития человечества … А в калейдоскопе событий двадцатого века, по крайней мере на одной шестой части суши, воинствующий атеизм объявил войну любой религии кроме марксизма и любой вере, кроме веры в светлое будущее всего человечества – коммунизм. Большевики реквизировали имущество Церкви, неистово рушили храмы, убивали священников, уничтожая все, что могло напомнить о Боге или религии. Но коммунистический эксперимент не удался. Заменить 10 заповедей и Нагорную проповедь, а по сути, всю религиозную мораль, моральным кодексом строителя коммунизма не удалось.

И вот, в самом конце двадцатого века начался обратный процесс:  со всех сторон, включая и самые высокие государственные институты, раздаются призывы к возврату к традиционным ценностям, прежде  всего к религии. Президенты, премьеры, депутаты всех мастей спешат отметиться присутствием на всевозможных религиозных праздниках, что само по себе напоминает о том,  что говоря о религии как опиуме народа, Карл Маркс имел в виду то, что религия это средство угнетения человека власть имущими.

Оживились всевозможные, ранее бывшие в подполье направления, секты, экстремистские течения… В некогда самой читающей стране мира пошли в широкомасштабное наступление астрологи, колдуны,  маги,  экстрасенсы, прорицатели и «целители» всех мастей, что ставит под сомнение теорию Джеймса Джорджа Фрезера, согласно которому религия, вытеснив  магию, в свою очередь, будет вытеснена из жизни человека наукой. Философские сочинения, отрицающие существование Бога вообще вышли из моды. Стало непристойным и даже почти постыдным сознаваться в атеистических взглядах, хотя это всего лишь элементарный здравый смысл.

Тем интереснее сегодня прочитать труд Людвига Фейербаха – человека взорвавшего общественное спокойствие Европы в середине 19 века. Его знаменитая книга  «Сущность  христианства»  стала подлинным торжеством  материалистической  философии. Цезура всеми средствами  препятствовала  появлению  работ  Фейербаха. Многие его работы были запрещены, а шквал критики, обрушившийся на Людвига Фейербаха, показателен сам по себе. Никогда посредственное произведение не вызвало бы такого взрыва общественного мнения, такого шквала осуждений, опровержений, оскорблений, настоящей травли, если бы невооружённому глазу даже неспециалиста не было бы видно, что от него за сотню верст пахло гениальностью! «Эта книга поссорила меня с Богом и миром» - слова самого Фейербаха…

Конечно же, книга имела не только противников, немало было и восторженных почитателей.  Она оказала сильнейшее воздействие на передовую об-щественность того времени. Ф. Энгельс так описывал исторический смысл этого произведения: «Тогда появилось сочинение Фейербаха «Сущность христианства». Одним ударом рассеяло оно это противоречие, снова без обиняков провозгласив торжество материализма. Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это — лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. Заклятие было снято; «система» гегелевская была взорвана и отброшена в сторону...— Надо было пережить освободительное действие этой книги, чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами».

 Книга состоит из двух частей. Сам Фейербах пишет в предисловии к первому изданию: «Разумеется, моя книга носит характер отрицательный, разрушительный, но это относится не к человеческой, а к сверхчеловеческой сущности религии. Поэтому она распадается на две части…  Первая часть ищет разгадки религии в ее сущности, в ее истине, вторая — в ее противоречиях; в первой дано подробное изложение, вторая — полемическая; первая носит характер спокойный, а вторая — более живой. Изложение подвигается вперед медленно, борьба — быстро... Изложение отличается озабоченностью, борьба — решительностью. Изложение требует света, борьба — огня. Поэтому обе части различаются даже в формальном отношении».

Часть первая  «Истинная, то есть, антропологическая сущность религии»  начинается с  постановки главного вопроса: в чем сущность человека? В чем заключается  существенное отличие человека от животного? И тут же Фейербах даёт ответ –  в сознании. «Животное живет единой, простой, а человек двоякой жизнью. Внутренняя жизнь животного совпадает с внешней, а человек живет внешней и особой внутренней жизнью. Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке?  Ответ Фейербаха – «Разум, воля и сердце». Но какова цель разума?  «Разум. Любви? - Любовь. Воли? - Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными». Но что делает человека свободным ? Ответ Фейербаха – «Слово делает человека свободным. Кто не умеет высказаться, есть раб. Поэтому чрезмерная страсть, чрезмерная радость, чрезмерное горе лишают нас языка. Речь есть акт свободы; слово - сама свобода. Поэтому обогащение языка справедливо считается основой просвещения, где культивируется слово, там культивируется человечество. Варварство средних веков исчезло с развитием языка». Но слово есть основа  сознания. Человек не мог бы сознавать сомого себя и окружающий мир, если не владел бы словом.  На вопрос - Что же есть сознание?  Фейербах даёт  ответ: «Сознание - это самоосуществление, самоутверждение, любовь к себе самому, наслаждение собственным совершенством». Человеку свойственно стремиться к совершенству: «Если бы бог был объектом для птицы, он казался бы ей существом пернатым; для птицы нет большего счастья, чем обладать крыльями. Птица кажется ей высшим существом. Итак, птица не сомневалась бы в том, что бог есть существо пернатое». Таким образом, Бог создаётся человеком по своему образу и подобию, а не наоборот.

Притом создаётся, во-первых,  как реальное существо: «Ты приписываешь богу любовь, потому что любишь сам, ты находишь бога мудрым и благим, потому что считаешь доброту и рассудок своими высшими качествами, ты веришь в то, что бог существует, что он субъект или существо, потому что сам ты существуешь, сам ты – существо».

Во-вторых,  бог создаётся  как идеальное существо. Идеалы человека меняются со временем, соответственно меняются качества бога. «Боги Гомера обладают физической силой: - Зевс сильнейший из богов. Почему? Потому что физическая сила сама по себе есть нечто прекрасное, божественное. Древние германцы считали высшей добродетелью добродетель воина, поэтому их главным богом был бог войны». Но все эти идеалы никогда не содержат позорных, низких страстей  «Потому что человек смотрел на низменные страсти, как на что-то, как на нечто неприличное, недостойное, нечеловеческое и, следовательно, небожественное… По мере того как человек выходит из первобытного, дикого состояния и становится культурным, он начинает различать, что подобает и не подобает человеку и что приличествует и не приличествует богу. Бог есть олицетворение величия, высшего достоинства; религиозное чувство - высшее чувство благопристойности».

Переходя непосредственно  к Христианству, Фейербах  ещё раз на примерах доказывает, что «в христианской религии выражается отношение человека к самому себе, или, вернее, к своей сущности, которую он рассматривает как нечто постороннее. Божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобождённая от индивидуальных границ, то есть от действительного, телесного человека. Поэтому все определения божественной сущности относятся и к сущности человеческой».

Фейербах убедительно доказывает, что и Христос не что иное, как сознание человеком единства своей и божественной сущности, сознание, которое, когда наступило время его превращения во всемирно-историческое, должно было стать непосредственным фактом, соединиться в одной личности, затем воплотиться в одном индивидууме и противопоставить себя миру, пребывавшему еще в древнем противоречии народных различий, как творца новой мировой эпохи.
В финале первой части книги Фейербах пишет: «Главная наша задача выполнена. Мы свели внемировую, сверхъестественную и сверхчеловеческую сущность бога к составным частям существа человеческого как к его основным элементам. В конце мы снова вернулись к началу. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии». Таким образом, главный вывод, сделанный Фейербахом, что  «теология есть антропология».

Во второй части «Ложная, то есть, богословская сущность религии» – Фейербах, рассматривая противоречия в бытии бога, утверждает: «Доказательства бытия божия имеют целью обнаружить, отделить от человека его внутреннюю сущность».  Рассматривая противоречия в откровении божьем,  Фейербах восклицает: «Но если человек есть только орудие святого духа, то значит, человеческой свободы не существует!"  Какой жалкий вывод! Неужели человеческая свобода дороже божественной истины? »

Рассматривая противоречия, содержащиеся в умозрительном учении о боге, в учении о троице и в таинствах, Фейербах приходит к неумолимому выводу о том, что  утратив первоначальную наивность и непосредственность, религия превратилась в отвлеченную теорию, что порвалась связь между человеком и его обожествленной сущностью – «богом». Старые положения получают теперь символическое толкование, создается запутанная система богословия, убивающая живую душу, содержавшуюся в верованиях первых христиан. На смену любви, составлявшей «сокровенную сущность религии», пришла вера, диктующая отныне обязательные для всех догмы.

В заключении Фейербах пишет, что «Мы доказали, что содержание и предмет религии совершенно человеческие, доказали, что теологическая тайна есть антропология, а тайна божественной сущности есть сущность человеческая».
Однако, признавая что, религия обедняет человека, Фейербах, тем не менее, считает, что религия нужна, но это должна быть не ортодоксальная религия, а новая религия – Религия любви.  Вместо отношения Человек - Бог он предлагает новое отношение: Человек - Человек. «Мы должны на место любви к богу поставить любовь к человеку как единственную истинную религию». С помощью религии Фейербах пытается преодолеть человеческое себялюбие: “Быть без религии - значит думать только о себе; иметь религию - значит думать о других”.

Двадцать первый век… Под флагом абсолютной свободы религии и верующих западные протестанты начинают признавать однополые браки.  Слишком много свободы от Бога... С другой стороны экстремистские секты, направления, течения говорят: «никакой свободы от Бога»   «Всё, что не запрещено – не разрешено» то есть, разрешено только то, что прямо указано как разрешённое. Иначе – отступник.  При этом с грязной водой часто выплёскивают и ребёнка.  Алкоголизм, наркомания, проституция, вымогательство – вот некоторые из пороков современного общества, указывая на которые, сторонники  радикальных религиозных направлений строят свои аргументы о необходимости ограничения свободы человека и построения такой общественной системы, в которой будет установлен моральный, идеологический и даже физический  контроль со стороны духовных лиц и религиозных общин.   Если, например,  из тысячи свободных женщин  две теоретически могут заняться проституцией, то выход видится в ограничении свободы  и удержании всей тысячи этих женщин в жестких рамках авторитарной религии. При этом адепты каждой религии утверждают, что их религия наиболее прогрессивна и соответствует сущности человека и его истинному (то есть божественному) предназначению. Я же считаю, что  неправильно говорить о прогрессивности какой-либо отдельно взятой религии, поскольку всякая религия консервативна по определению и, строго говоря, можно лишь вести речь о большей или о меньшей консервативности той или иной религии.  Но, не вдаваясь в детали, наблюдая лишь за постоянно изменяющейся, постоянно совершенствующейся природой можно сделать вывод, что и человечество, образно говоря, «обречено на развитие» или «создано для того, чтобы развиваться, совершенствоваться».  А для этого ему нужна свобода, как основа основ, как базис над базисом. А это значит – Время читать Фейербаха!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.