Ведун

 Ведун.
1.
 Издревле русичи не тако глагол миру являли, яко  подьячии в приказах писахом, кривду выводя на пергамент, подчищая да подправляя самосканные словесы летописцев.    Палимпсесты да сказания олонечьи тому порукою. Иначе мысль их витала в Перуновых высотах. Не в дубе и сосне Перун,  убо в сердце и в звоне меча-булата воинова. Те времена были таковы, что резали мы руны Перуновы на досках, на носах ладей драконовы головы тесахом, носили рубахи из льняна полотна, лапотки из лыка,  луки ладили из черемухи пахучей, стрелы из тальников, бо зело дороги были медь да чекан-железо. Звались мы тогда кривичи, родимичи да вятичи, а опрежь нас живяхо по тем же дебрям, рекам  да озерам чудь-чухонь, поклонявшаяся медведю с лосем да варяжья  рать набегами опустошавшая наши вежи наведывалась. 

Перун ведуна из облаце зрит. Ведун, волхвуя, видит –кому какова судьба выпадает. Ведунья в плошку с зельем  веремным смотрит  да зрит, как витязь в поле по ветру бунчук простёр. Сварожич прыщет стрелы-лучи на пути перепутья, лада сердоболится о своём  донюшке,  злату косу заплетая текучей как Пинега- река голубою лентою. Идут варяжьи струги по той реке. Быть сече.  Ведает ведунья о том да не обронит вещего слова. Бо Сигурд Непобедимый давняя зазноба  Фреи по прозвищу Ужиная Коровлева.  Высится поветями изба Фрейи у края бочажинного болота. В купальскую ночь скинет Фрейя   рубище и  водит хороводы с русалками, возложив на голову корону из кувшинок. Знает Фрейя силу болотных трав, приворотные заговоры ей ведомы. По прозвищу Ужиной Королевы и наша вежа Ужанихой зовется. Это хоть с посохом по суху, хоть по воде  босиком – от Пскова – града день да ночь ходьбы.

Намедни ходил я во Псков –град мимо скита пустынника Филофея, заглядывал в его книги зело ученые. В одном только титульном вензеле запутался, как в прибрежном диколесье, куда, было дело, ходил с маманей да Анютой по ежевику.  Дивно и сутемно. Имена Христа и Марии под титлами, как  кузня Михайлы под кровлей. В той кузне и сковал Михайло мне меч для сечь.
2.
А в Нове городе  смута. Посадские князя изгнали.Призвали волхвов вернуться из лесу и востановить Перуна, коего Путята со дружиною а Волхов сбросили, как дело было и в Киеве, где богов отцов наших по Подолу волоком влекли, хлестали розгами и спихнули в Дон.Желали вернуть прежнее да не вышло. Вышел князь навстреч седому , как лунь, волхву. И спрашивает:
- Чем докажешь силу бога своего?
- С тем что ты умрёшь, князь!
-А вот и нет!
И вынув боевой топор, с каким ходил на хазар, печенегов и византийцев, рассёк волхва надвое, как чурку. 

Спросишь,а как я ведуном стал, как спознался с тайнами вещего слова , заветных порошков и ядовитых отваров, которые  даруют колдуну способность находиться в провидческом  оцепенении между жизнью и смертью, зреть времена , закрытые  для обычного ока?  А через то, как мальчонкой  попал в полон  к Сигурду Непобедимому.  Меня да соседскую  Лелю захватили  свирепые викинги , спалив нашу вежу до тла. Рос я во Фьёрде  Скалистого Мыса. 

А вот так и стал. Не по своей воле, а потому што вошла в меня Перунова сила. Привёли меня витязь Явор да варяг-берсёрк Сигурд в капище Перуново, где стоял и каменный болван Тора. И посвятили меня в воина на алтаре того капища, политой жертвенной кровью...
-Клянись! -сказал Явор.
-Клянусь !-воздел я к небесам вложенный в мои руки меч.

И ударила в меч молния. И вошла в меня и Перунова сила, и сила бога  Тора.


3. Сколько уж лет минуло с тех пор, как штурмовало войско Святослава Итиль хазарский , а за ним Семендер и Саркел! Сколько воды утекло в Днепре и Волхове с тех пор, как , взяв дань, в Царь-Граде возвращался Святослав в Киев да не достиг его холмов! Святослав шёл на челнах вверх по Дону, а  сын его, Владимир, пустил Перуна вниз по течению. И где-то они даже могли и встретиться -поверженный воин, и поруганный Бог Войны ,Громов и Молний. Один -обезглавлен, другой - обесславлен.

 А уже псы ливонские , закованные в доспехи рвутся ко Пскову и Нову Городу.


Рецензии
Перун ведуна из облаце зрит. Ведун, волхвуя, видит – кому какова судьба выпадает. Ведунья в плошку с зельем веремным смотрит да зрит, как витязь в поле по ветру бунчук простёр...

Каков молодец! Все зримо, выпукло, словно на гуслях вживую играешь!

Александр Грунский   24.03.2025 10:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.