9. Опальный лейб-медик

Своеручные записки розенкрейцера
 
9. Опальный лейб-медик

  Помнишь, как мы обучались математике у Якоба Брюса? А как читали переведенный им, вызвавший патриарший гнев «Космотеорос»   Гюйгенса? Про то - как устроен наш мир, про  ближние и  дальние  планеты, на которых обитают разумные существа… Находясь здесь, в  деревеньке Буйры, я иногда ощущаю себя так, будто с помощью нашей машины и твоих заклинаний меня забросило на какой –нибудь Сатурн по ту сторону его колец. За астероидное кольцо вполне сойдут Уральские горы и окружающие меня остроги –Уртам, Кругликово, Бердск, Бийск. Последние в том кольце—пылинки—не более. Заинтересовавшая меня крошечная деревенька Вертково с дурной славой – одна из тех пылинок. Ну а спутнику Титану, открытому Гюйгенсом, вполне может соответствовать татарская деревня Сузун, где мне велено организовать монетный двор. Оттуда сюда в Буйры( или как говорят местные казаки Бугры) я езжу, чтобы уединиться, подобно тому, как герр Пётр уединялся с Брюсом для опытов в Сухаревой башне …
 
 Теперь, когда мне поручено организовать медеплавильное и золотодобывающее производства, я понимаю суть всего этого, затеянного императрицею в «улыбательном духе» предприятия на манер ея затейливых пиес…
-Ты из меди хотел добывать золото? – прозвучал медным колоколом её голос у моего уха, когда я припал к краю необъятного панье, подобного скрывающей внутри притаившегося бога буддийской ступе,  подметая париком ступени  трона, на котором она громоздилась как сама вселенная. – Так добудь из земли и то и другое. Казачки, лозоходы и рудознатцы доносят мне, что на впадающей в обскую Бердь Суенге—золото в самородках так лежит, что его можно  собирать, как снесенные курицей золотые яйца. Вот поручение достойное колдуна-алхимика. Добудь хотя бы медь из колчедана, коего в Колыванских рудниках—несметные богатства. Из золотых самородков – золотых слитков налей, из меди монет начекань, чародей!
 
И её граненый смешок засверкал, искрясь, будто он доносился из недр сооруженных нами с тобой хрустальных орехов, где на крючочках среди намагниченных иголок и кусочков золотой фольги должен был сфокусироваться  чудесный луч управляемой реинкарнации.

Это ты, Ханс, лингвист, ориентолог, знаток ислама, буддизма, индийской и китайской философии, обнаружил несомненное сходство санскритского происхождения корней слов  коронация, реинкорнация и вульгарного карнать, то есть рубить голову. И вот, словно произведенный нашей машиной топор уже завис над моей головой, я уже ощущал щекою шершавую чурку плахи, но  она,  у кого я  столько раз принимал роды, включая двух случившихся от неумеренных дансе выкидышей, женщина, сама по себе представляющая машину реинкарнации, остановила слепое и явно ошибочное действие нашего механизма.    
   
Оставаясь в неведении, что подобно тому, как  Великий Копт подменил ребенка простоватых петербургских вельмож, я  подменил  выпавшие из нее недоношенные  эмбрионы, присланные мне для упаковки в футляры-гробики  для своих опытов по созданию эликсира жизни, она сменила гнев на милость…

Из скалящей клыки Церберши и летающей собаки с распростертыми перепончатыми крылами, окровавленным клыкастым ртом и горящими очами она умела превращаться в Ангела! Не понимая того, что она – лишь перетекающая во времени, поселившаяся на троне сущность, часть ея непрерывных метаморфоз, пользуясь непостижимым чутьем апокалипсического зверя, она могла  остановить разящую, увенчанную страшным  когтем лапу в вершке от своей жертвы и вдруг из рыкающего драконоподобного зверя преобразиться в Ангела Добра и Разума. 
    
Отползая от этого подола, отторгаясь от змеиной гладкости его атласа, я уже не был тем торжествующим магом, который сжимал в своих когтистых лапах уляпавший брюссельские кружева  её бального платья слизистый сгусток недоношенного эмбриона, который нужно было срочно отделить от пуповины, и пока мне подавали инструменты, я мог увидеть и её искаженное болью лицо, и окровавленное лоно, и недоразвитые лапки головастика со следами незарубцевавшихся жабр; побыв в её утробе ещё несколько месяцев, это существо  вполне могло бы претендовать на императорство, а теперь, даже ещё шевеля своими отростками, и, пытаясь открыть смеженные веки, больше принадлежало к царству рыб, рептилий и земноводных, нежели к сообществу человеков.

Приседая в глубочайших реверансах, потея под париком, заметая след своих туфель с серебряными пряжками треуголом и придерживая шпагу, поднимающуюся ввысь виляющим хвостом, я понимал, что передо мною уже не та, никак не умевшая залучить в постель «голштинского чёртушку» капризуля из Цербста, в окрестностях которого яблоневые ветки ещё помнили её обезьяньи ручки и ножки, когда она взбиралась, чтобы срывать плоды. Не та, кому я дважды залазил под подол, чтобы  отсечь от стебля недозревший кислый плод и трижды, чтобы  сделаться  и волхвом, и ослом, и волом в то время, как она светила на меня вифлиемскими звездами благодарных зелено-голубых глаз.

Уже трясясь в повозке, отправляющейся в прямо противоположном направлении тому, в котором направилась карета со скандалом изгнанного из Северной Пальмиры Великого Копта, а следом и ты, Ханс, в Сибирь - к остякам, хантам-самоедам, я  все ещё поражался этой метаморфозе.

Складки её подола из серебряного глазета, стояли перед моими глазами подобно сияющим сквозь увеличительные линзы телескопа  кратерам Селены. И я был селенитом, отлетающим с поверхности её царственных одежд. Я был сгустком амальгамы, стекающей с  зеркала этого необъятного, подобного серебристому кораблю панье. Я был одним из пассажиров этого ковчега. 

Выходя из ауидиенц-залы и обернувшись, я увидел уже в обрамленном золотою рамою с барочным орнаментом зеркале, и её, и Потемкина с пиратской перевязью на глазу, и весь рассыпанный самоцветами по залу екатерининский двор. Бриллиантовые пуговицы, усеянная алмазами звезда на ленте…Потемкин…

Это был увиденный прежде других Гюйгенсом спутник Титан рядом с  объятой   кольцами юбок подпираемых сферами из китового уса планетой-повелительницей. Ещё мгновение они, как бы открытые мною заново, уплывали из поля зрения того телескопа, за  которым мне мальчишкой приходилось сиживать в Гринвиче. Небесная машина производила оборот. Смыкая пасть, пропуская сквозь китовый ус  панье струящийся человеческий планктон, Левиафан делал глубокий нырок. Вырвавшаяся струя из фонтана в Питергофе - и заглоченный Левиафаном  вместе с моею повозкой, слугой Фёдором Лучшенковым, с навьюченными на запятках ящиками, в одном из которых в банках колыхались заспиртованные эмбрионы императрицы, я мог различать сквозь толщу набегающих волн лишь алмазную  корону из звезд,  всевидящее око  Надир – Шаха, следящего за мной  грозным зраком Юпитера-молниевержца, планеты, рассыпанные по сфере державы да бриллиантовый крест на её вершине с  мерцающим Марсом в середине. 

Из романа "Инкунабула"

   


Рецензии
То ли ассистент в моих путешествиях во времени Штофман оплашал, устанавливая на временной шкале дату, то ли Сахате -Алунь чего-то не так нашаманила, но , переносясь в кремлёвские палаты Ионна Грозного, чтобы воплотиться в лекаря Элизеуса Бомелиуса,я промахнулся. Вместо того, чтобы оказаться в царской опочивальне за приготовлением снадобий, я угодил немного не туда и не в то время. Пронесясь сквозь дорожные сборы, тряску в карете, ярмарочную толкучку Новгорода и Пскова, я оказался в крепких руках опричников -и вот, привязанный к вертелу, на каких целиком изжаривают баранов, чувствовал, как дымится мой парик...
-Ну что, пёс окаянный!Сказывай, чем отравить меня удумал? -строжился Иоанн наподобие Циклопа, изловившего одного из друзей Одиссея, чтобы полакомиться беднягой для разнообразия меню.

Не понимая, нужно ли что-то говорить или лучше уж помалкивать, я ловил ноздрями запахи паленых панталон и уповал лишь на то, что Штофман с Сахате-Алунь , видя через Прободатель Времени моё бедственное положение, примут меры. Но как же далеки они были, находясь в этот момент в сибирской деревне Чумаки!Уж лучше бы они сразу направили в Вестфалию, куда и намеревался сбежать заподозренный в измене лекарь, чем так-то вот...
-Ответствуй же, пёс смердящий!-больно ткнул Иоанн мне в бок тем самым посохом , которым по утверждению Антонио Поссевино и вполне в соответствии с картиною художника времён грядущих Ильи Репина,он отправил к праотцам -рюриковичам своего сына.

-Торопитесь же! - воскликнул я . видя в конце пульсирующего коридора времени физиономию Штофмана в парике с косицею и раскосые рысьи глаза Сихате -Алунь.

Внезапно картина переменилась. Пролетев над частоколами и куполами Александровской слободы я воплотился в кота под лавкой в светёлке жены царевича Ивана Елены, в девичестве Шереметовой. Прекрасная Елена возлежала на лавке, край её льняной, шитой золотом сорочки свисал на дубовые половицы. Он слегка колыхался от дыхания женщины, коей предстояло продлить династию рюриковичей. Меня же заинтересовала серенькая мышка, поедающая оброненный принцессою печатный пряник в
виде слоника. Мышка ухватила слоника за хобот и я ,наштырив усы, уже намеревался прыгнуть, чтобы вонзить в неё когти, как раздался знакомый уже мне голос Иоанна Васильевича:
-Срамница! Как смеешь ты посередь бела-то дня возлежать в палатах в одной сорочке?
Мышь бросила посыпанного ванилью слоника-и шмыгнула в дыру плинтуса. Я тщился ухватить её, но промазал. В следующее мгновение пряник хрупнул под сафьяновым монаршим сапогом с загнутым носом.
- Простите , бытюшка!- взмолилась Елена.
-Негодница! -орал самодержец всея великыя, Белыя и прочая...
Выскочив из под лавки я переместился к изразцовой печи, где рядом с берёзовым, украшенным наподобие царской грамоты завитком бересты поленом совокуплялись два таракана. А чуть в стороне дремал лохматый пёс. Моя задача была в случае чего вмешаться в неумолимый ход исторических событий, чтобы предотвратить роковой удар посоха(он по законам симпатической магии и метафизики породил смерть писателя Савкина на перекрёстке Столицесибирска, получившего ранение в висок от заурядной форточной защёлки).И я готов был, оседлав пса, ринуться в бой с кочергою наперевес, чтобы изменить роковую цепь событий, но меня заинтересовали бесстыдные тараканы, устроившие амурную оргию в такой ответственный исторический момент.
Накрыв щекочущих лапками и усиками подушечки моей лапы прусаков, я видел красем глаза, как Иван Васильевич, ухватил Елену за косу и сволок её с лавки.
С грохотом распахнулись двери и в светёлку вбежал царевич Иван.

Юрий Николаевич Горбачев 2   10.04.2021 16:16     Заявить о нарушении