Один плюс Одна и будет опера

Об этом Вечере одноактных опер в информационных программах по телевизору не объявляли, да и вообще широко рекламировать достижения «непопулярных» композиторов и исполнителей не из «шоу-бизнеса» теперь никто и не станет.  Зачем? Это ведь не для широкой публики!
Но я  этот Вечер  решила обязательно посетить.  Понятно, что пришла  по приглашению  автора одной из опер.  И вот увидела, что зал заполнен так, что  с трудом нашлось место в Большом зале Дома композиторов. Не пригласили  -  так и не узнала  бы, что  этот концерт оставит после себя массу впечатлений и даже зазвучит в воспоминаниях  некоторое количество мелодий и мотивов.
Игорь Егиков…
Если назовете это имя, услышите: “Он рыцарь вокальной музыки! Он пишет очень хорошую, живую, энергичную, интересную и забавную музыку. У песен Игоря есть особенность — они не стареют, в них есть удивительная образность и глубина. Они очень театральны” /композитор Геннадий Гладков/.
«Егиков — композитор-трудоголик. За последние годы он написал свой единственный пока балет “Собор Парижской Богоматери”, “Музыку для Алисы” (по мотивам Л.Кэрролла), наконец, “Страсти по Живаго”. А еще у него чуть ли не дюжина мюзиклов. К сожалению, балет, оперы и мюзиклы, увы, еще ждут своего часа — сцены» /Елена Шуваква-Петросян/.
И еще одно высказывание неизвестного автора:
«Много лет назад, еще в эпоху виниловых пластинок, мной были (не одновременно) приобретены два диска с музыкой Егикова: один - детские песенки на слова Вадима Левина "Уики-Вэки-Воки" в исполнении Олега Анофриева с гараняновской "Мелодией", второй - вокальные циклы на стихи Мандельштама, Бродского, Петрарки и др. в исполнении Ирины Воронцовой в сопровождении самого Егикова (ф-но). Сочинения эти произвели на меня столь сильное впечатление, что я буквально всю жизнь (раньше в магазинах, теперь в Интернете) ищу музыку Игоря Андреевича, но БЕЗУСПЕШНО. Так ничего больше и не попалось, кроме нескольких мультфильмов с его музыкой. А ведь он очень много уже написал».
Игорь Егиков и Ирина Воронцова познакомились в 1975 году, когда 19-летняя Ирина, выпускница ГУЦЭИ (Государственного университета циркового и эстрадного искусства), готовилась к защите диплома. Этим дипломом стал специально для неё сочинённый Игорем Егиковым вокальный цикл на стихи Д. Самойлова.
«Самойлов – добрый гений нашей семьи!», -  так говорит Ирина.
Сюжет интересен.  И для сегодняшнего дня  даже актуален. Он создан по мотивам поэмы Давида Самойлова  «СТРУФИАН (НЕДОСТОВЕРНАЯ ПОВЕСТЬ)».
Текст найдется, если пройти по ссылке. 
Прочитала я поэму до того, как пойти слушать оперу. Я же знала, что И.Егиков  умеет выбрать не всегда подходящий для  написания оперы текст. Вспомнила даже, что написал он оперу по мотивам повести В.Аксенова  «Вальтерьянцы и вальтерьянки».
 И тут разобрало любопытство такое, что пришлось пойти послушать музыку и пение Ирины Воронцовой.
На мой взгляд, эта поэма подходит для чтения или создания, например, симфонической поэмы. Но опера…
Это как?  Уж точно какая-то авантюра.
И вот заиграл рояль. Вышла Ирина в шутовской шапочке  с бубенчиками…
И какие мелодии!
Как хочется запомнить, вжиться в музыкальную ткань!  И как тонко умеет певица Ирина Воронцова  владеть всеми оттенками вокала  для передачи чувств композитора  и поэта.
А потом, после уж аплодисментов, всё продолжает звучать мелодия, мотив, который рефреном проходил в этом музыкальном  опусе.

«Дул сильный ветер в Таганроге,
Обычный в пору ноября.
Многообразные тревоги
Томили русского царя,
От неустройства и досад
Он выходил в осенний сад
Для совершенья моциона,
Где кроны пели исступленно
И собирался снегопад.
Я, впрочем, не был в том саду
И точно ведать не могу».

И еще одно чудо – Игорь играл, открыв нотную запись, а Ирина, как и всегда, пела «без бумажки» - без текста перед глазами.
Только и могу добавить, что чудо состоялось. Настоящая музыка родилась.

Наталия Щербина.


Рецензии