Уолт Дисней

У истоков мультипликации как искусства стоит французский изобретатель Эмиль Рейно. С помощью созданного им «Оптического театра» он, начиная с 1892 г., демонстрировал зрителям небольшие рисованные пантомимы с движущимися фигурами. Подлинным зачинателем рисованной мультипликации стал другой француз Эмиль Коля. Благодаря ему рисованный фильм Рейно соединился с кинопленкой и киноаппаратом. В результате родилось рисованное кино, такое, каким мы его знаем сегодня. Демонстрация первой двухминутной ленты Коля состоялась в августе 1908 г. В следующие два года, проявив необычайную работоспособность, он создал более тридцати картин. В 1912 г., во время заокеанской командировки, Коль познакомил с искусством мультипликации американскую публику. Американцы всегда были горячими поклонниками комиксов, и поэтому мультфильмы сразу пришлись им по вкусу. Тотчас возникли, и стали расти как грибы американские мультстудии. Поначалу заокеанская мультипликация уступала своими достоинствами европейской. Так продолжалось до тех пор, пока в 1920 г. художник и сценарист Отто Мессмер, работавший на студии Пата Салливена, не создал мультипликационный сериал «Кот Феликс». Это был первый персонаж американского мультфильма, получивший всемирную известность и признание. Такова была ситуация, предшествующая появлению в мире мультипликации Уолта Диснея.

 Уолтер Элиас  Дисней родился  в декабре 1901 г. в Чикаго. Через четыре с половиной года семья переехала в тихий, провинциальный Марселин (штат Миссури), где отец Диснея приобрел небольшую ферму.Уже в первые годы жизни проявился интерес мальчика к рисованию. Зная об этом пристрастии, родные постоянно дарили ему  альбомы и коробки с цветными карандашами. В 1910 г. из-за болезни отца ферму пришлось продать, и семья перебралась в Канзас-Сити. Здесь юный Уолт закончил школу. В 1917 г. Дисней  поступил в Высшую художественную школу Мак-Кинли в Чикаго. Одновременно с учебой он начинает сотрудничать с редакциями различных газет, публикуя здесь свои карикатуры. Когда США объявили войну Германии, Дисней, подобно многим другим юным американцам, отправился в Европу, где одиннадцать месяцев служил во Франции водителем медицинской машины. Вернувшись в Америку он обосновался в Канзас-Сити и поступил в художественный отдел одной из рекламных компаний. Вскоре он устроил в гараже что-то вроде собственной студии. Тут на пару со своим другом Юбом Айверксом Дисней стал изготовлять так называемые «Смехограмы» - собственные рекламные ролики длительностью в одну минуту. Суть их, однако, состояла не в демонстрации объектов, а в комическом обыгрывании темы. Дисней использовал в них все комедийные трюки, о которых знал и которые выдумывал сам, пытаясь создать веселое, сдобренное карикатурой повествование, напоминающее оживающий в движении газетный комикс. Владельцы кинотеатров крутили их перед началом фильма. «Смехограмы» имели успех у публики. От рекламных роликов и мультяшек на злобу дня Дисней перешел к 6-7-минутным лентам, в которых были «оживлены» и проиллюстрированы известные сказочные сюжеты – «Золушка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и другие. Вопреки ожиданиям эти ленты не пользовались спросом. Вскоре финансовое положение новоявленной «компании» Диснея пошатнулось. Юный «президент» задолжал всем вокруг: своим сотрудникам, сапожнику, хозяину кафе. Не имея возможности платить за квартиру, он ночевал в конторе.

В 1923 г. Дисней окончательно убедился в том, что в Канзас-Сити ему не выбиться в люди. Тогда он перебрался  в Голливуд, с помощью своего брата Роя основал новую студию и снял несколько небольших короткометражных мультфильмов «Алиса в стране мультипликации», где соединил рисованных и живых актеров. За ней последовали «Танец скелетов» (где движения точно соответствуют музыке Сен-Санса) и «Три поросенка» (где был удачно использован яркий локальный цвет). В большинстве следующих мультфильмов Диснея, образовавших длинную серию «Забавных симфоний», участвовали постоянные персонажи: кролик Освальд, крикливый грубиян утенок Дональд Дак, простодушный и преданный пес Плуто и многие другие. Характеры всех героев были вылеплены наглядно и впечатляюще, а ситуации, трюки, погони, столкновения поражали свежестью, неожиданностью, неистощимым юмором. Постепенно дело Диснея стало разрастаться, персонал студии постоянно увеличивался и становился все более профессиональным. В 1925 г. Дисней приобретает участок земли на Гиперион Авеню и строит здание новой студии. При ней возникает фабрика со своей особой, постепенно укрепившейся организацией производства (через несколько лет она превратилась в мощный комбинат по производству мультфильмов со штатом в 400 сотрудников: техников, специалистов по изготовлению макетов и декораций, по использованию различных красок, работавших на своеобразном мультипликационном конвейере). С 1926 г. Дисней перестал быть аниматором, всецело сосредоточившись на управлении сложным процессом производства мультфильмов.

Переломным в судьбе Диснея стал 1927 год, когда на экранах впервые появился мышонок Мортимер, который после доработки превратился в Микки Мауса и сразу же завоевывал всеобщую любовь.  Всего было снято 120 серий с участием этого персонажа. С 1928 г. короткометражки про Микки стали звуковыми, а с 1935 г. – цветными. По своей популярности у зрителей Микки Маус вскоре сравнялся с другой легендарной маской - знаменитым Чарли в исполнении Чарли Чаплина.


Завоевав весь мир своими обаятельными, веселыми, а порой и поучительными короткометражками, Дисней приступил к созданию полнометражных цветных сказочных фильмов. В 1937 г. вышел в прокат первый в истории полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Историческая роль этого мультфильма (не утратившего своего обаяния и сейчас, десятилетия спустя) поистине безмерна. Он не только стал вехой в истории мировой киноиндустрии, но и сыграл особую роль в разработке и утверждении  сказочного жанра как глубоко соответствующего природе мультипликации. Сюжет истории хорошо известен. У юной принцессы Белоснежки - злая мачеха-королева, завидующая ее красоте. Мачеха подговаривает егеря убить девушку. Но тот, сжалившись над принцессой, просто оставляет ее в лесу. Самостоятельный, тщательно разработанный и чрезвычайно экспрессивный эпизод представляет собой отчаянное  бегство Белоснежки, когда она  пробирается сквозь  сумрачный лес в поисках пристанища. Скитаясь по лесу, она выходит на полянку с избушкой, в которой живут семь славных карликов. Но королева не прекращает своих козней. Узнав от своего волшебного зеркала, где находится принцесса, она является туда под видом старухи и дарит Белоснежке отравленное яблоко. Съев его, Белоснежка умирает, но поцелуй прекрасного принца вновь воскрешает ее… Работа над 83-минутной лентой потребовала колоссальных усилий. Огромный штат киностудии (в ту пору он достиг 700 человек) изо дня в день трудился над ней более трех лет. Окончательный бюджет картины далеко вышел за первоначальную смету и превысил полтора миллиона долларов. Однако всемирный, совершенно невероятный и беспрецедентный  успех картины принес двадцатикратную прибыль. Это дало возможность Диснею осуществить свою давнюю мечту – создать в Калифорнии, в Бэрбэнке, большую киностудию, оборудованную по последнему слову техники и насчитывающую полторы тысячи сотрудников.

За «Белоснежкой» последовали «Пиноккио» (1940), «Фантазия» (1940), «Дамбо» (1941) и, наконец, непревзойденный шедевр «Бемби» (1942) - поразительная по своему душевному лиризму история олененка и его родителей – горделивого красавца оленя и нежной, женственной матери. Этот фильм потребовал мобилизации всех творческих сил киностудии Диснея.  В процессе работы над ним художники учились рисовать животных, анализировали их движения и позы, изучали документальные ленты, фотоальбомы и справочники. Дисней смело вышел за пределы волшебной сказки и положил в основу фильма совершенно иной жанр – серьезную повесть о животном. Комическое в «Бемби» возникает только эпизодически, да и то на «периферии» сюжета.

После «Бемби» киностудия Диснея выпускает несколько проходных лент.  Первой ласточкой вновь наметившегося подъема, символом возвращения к полнометражным рисованным фильмам стала выпущенная в 1950 г. «Золушка» с восторгом принятая зрителями. После нее была снята «Алиса в стране чудес» (1951), не имевшая успеха в прокате (Дисней явно не сумел воссоздать в своем мультфильме неповторимую атмосферу «интеллектуального юмора» сказки Кэрролла). Зато выпущенный в 1953 г. на экраны «Питер Пэн»  стал новой большой удачей. Уже первые критики назвали эту картину «одним из самых светлых фильмов Диснея, в котором все гармонично и слаженно». «Леди и Бродяга» (1955) так же вышел очень удачным (поставленный по оригинальному сценарию, он повествует о взаимоотношениях двух  американских собак; мир в нем увиден и прочтен глазами обитающих среди людей животных, а не глазами человека). Но «Спящая красавица» (1959) не имела успеха. После нее Дисней окончательно отказался от постановок волшебных сказок. Последними лентами мастера стали «Сто один долматинский дог» (1961), «Меч в камне» (1963) и, «Книга джунглей», вышедшая в прокат уже после смерти Диснея.

Умер Дисней в декабре 1966 г. Ему принадлежит своеобразный личный рекорд, не побитый по сей день – 30 «Оскаров».

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии