Главная линия судьбы
На его долю выпало трудное послевоенное детство. Рос Пшенбай в степном ауле, в котором базировалось третье отделение совхоза «Байконыс» Качирского района (в годы освоения целины аул стал основой для создания совхоза имени К. А. Тимирязева).
- До сих пор помню рассказ родителей о том, как я родился, - задумчиво говорит Оспанов. - Был сентябрь 1946 года, мать Гульжазира и отец Оспан работали с утра на сенокосе, укладывали вручную копны. А вечером в шалаше я родился. Как говорится у казахов, «дуние келген», т. е появился на свет, пришел в мир. Всю жизнь они проработали в сельском хозяйстве. Отец умер в 1964 году, через пять лет ушла из жизни мама. Старшая сестра Елеусиз и старший брат Аманжол стали мне опорой.
Сначала Пшенбай учился в школе родного села, потом – в Качирском интернате. Тогда это была одиннадцатилетка, и аттестат вручали 19-летним выпускникам. Н мудрствуя, пошел работать в совхоз, сначала помощником чабана, потом трактористом. Как только брат вернулся из армии, на службу призвали Пшенбая. Служить пришлось в Сары-Озеке в ракетных войсках стратегического назначения. Как шутя сказал Оспанов, - в «подземке» сидели, то есть дежурили в шахтах около ракет с боеголовками в полной готовности к пуску. Сегодня уже секрета в этом нет: ракеты нацеливались на Китай. Об этой стране на каждом занятии говорилось много: они такие-то плохие, они то-то и то-то нарушили, у них большие экономические трудности.
Вернулся Оспанов из армии в 1969 году. В Павлодаре уже действовал индустриальный институт. После подготовки Пшенбая в 1970 году стал студентом ПИИ, проучился пять лет и получил профессию инженера-электрика по специальности «Сети и системы по передаче электроэнергии». Жилось нелегко – отца и матери уже не было на свете. Пока учился, жил в семье у сестры, постоянно подрабатывал, чтобы и себя содержать, и сестре помогать.
Перед получением диплома комиссия по распределению выдала выпускнику направление в Целиноград, в трест «Целинэлектросетьстрой».
- Приезжаю туда, в головную контору, и вдруг узнаю, - вспоминает Пшенбай Оспанович, - что в составе треста есть механизированные колонны в Кустанае, Кокчетаве, Петропавловске, Целинограде. И в Павлодаре! Ну, куда еще проситься, как не в нашу мехколонну!
Так в 1975 году в коллективе МК-59 началась трудовая биография Пшенбая Оспанова. Это было время подъема. С невиданным пазмахом разворачивались работы по возведению каскада четырех Экибастузских ГРЭС. Энергостроители-сетевики освоили сооружение высоковольтных линий В чертежах и технорабочих описаниях просматривались контуры электролинии по передаче постоянного тока (ППТ).
Так, ощущая свою причастность к широкомасштабным проектам, паренек из Качирского аула, осваивал премудрости практической работы. И каждодневное погружение в эти секреты было, пожалуй, самым большим событием. Одно дело – теория в институте, и другое – воплощение ее в жизнь.
Первыми объектами в жизни Оспанова стали линия «ЕрмакГРЭС – Экибастуз» и подстанция, которые послужили источником электроэнергии для строительных площадок возводимых ЭГРЭС.. Ежедневно шла обычная с виду работа: бурились ямки, изготавливались бетонные элементы; опоры и мачты монтировались на земле. Потом краном поднимали их и устанавливали на подготовленные точки – приваривали к анкерам и бетонировали. Дальше выполнялись операции на высоте: монтаж изоляторов, проводов, креплений.
- Да, уже вручную почти не работали, - с улыбкой говорит Пшенбай Оспанович. – Раньше было так, что и лопатами ямки копали, и вручную канатами опоры поднимали с земли. Но я этого уже не застал. Мы уже осваивали новый этап электрификации, ставили высоковольтные линии типа ЛЭП-500.
Следующей линией была трасса Есиль-Сарбай, которую Оспанов вместе с товарищами сооружал в 1976 году. Сначала был участок в Атбасаре, потом в Мариновке под Целиноградом. Отсюда Пшенбая Оспанова перебросили в Краснокутский (теперь Актогайский) район.
Здесь, на левобережье Иртыша, нужно было протянуть ВЛ-35 кВ. По планам развития Агропрома в районе расширялось сельскохозяйственное производство: увеличивалось поголовье скота, строились животноводческие комплексы, наращивалось производство кормовых, овощных и зерновых культур.
Оспанов и монтажники его участка «тянули» линию до совхозов «Агрономия», «Коминтерновский» и «Краснокутский». Это означало, что ему довелось и пешком, и на колесах пересечь 200 километров степной равнины от Иртыша до границы с соседней областью – Целиноградской (Акмолинской).
В 1977 году подоспела очередь на квартиру. Оспанов был одним из немногих, кому повезло, - обычно многие ждали новоселья дольше. Заселив семью, Пшенбпй Оспанович вручил жене Асии ключи, а сам снова отбыл в «поле» - строить новые электролинии.
Ориентиры сместились к Экибастузу. Отсюда вёлся монтаж линий электропередачи до Нуры и Бозшакольского горно-обогатительного комбината. И так год за годом, по одной-две ЛЭП в год. Каждая новостройка начиналась с «десанта на природу». Либо это бескрайняя степь с ее коварными рельефом и грунтами, либо скалы и возвышенности мелкосопочника, либо лесистые участки.
В первую очередь проводилась разметка трассы (к слову сказать, реальность всегда сильно отличалась от идеи, вложенной в чертежи и расчеты). После корректировок приступали к разметке точек для опор.
В ходе работ учитывали, что плотность и состав грунта всегда оказывались разными, и ни в одной точке никогда не были одинаковыми или подобными. Пшенбаю Оспановичу приходилось постоянно уточнять на месте расчеты. Если потребуется, то необходимо расчистить трассу.
- Место на котором устанавливается опора, размечается, - пояснил Оспанов, - пробуриваются ямки и готовятся бетонные подушки. Ну и так далее, согласно технологии. Монтируем из конструкций опорные мачты; опоры устанавливаем, провода натягиваем. А высота опор разная. Есть и 10, и 45, и 50 метров.
Жизнь у монтажников-линейщиков буквально кочевая. С каждой новой опорой они уходят вперед, и располагаться приходится по-походному. В советскую пору питание и временное жилье предоставляли совхозы и колхозы. Сейчас же чаще используются вагончики. Выдерживать полевой режим, особенно зимой, трудно. А он бывает разный – и круглогодичный, и по срокам.
Многие не выдерживали и увольнялись, не жалея о теряемых 60 процентах надбавки и солидном районном коэффициенте. А те, кто оставались, нисколько не жалели об ушедших – каждому свое. Примечательно, что в первом десятилетии нового века молодежь не выдерживает нагрузок. То ли от физической слабости, то ли от неустойчивости, незрелости духа.
Пшенбай Оспанович, пока работал на трассах, не задумывался о том, что и зачем он делает. Он твердо знал: его труд нужен людям. Каждая новая линия электропередачи, даже самая простая – напряжением 10/04 киловольт – дает людям электроэнергию, от которой работают механизмы на ферме, зернотоке, загораются лампочки в жилых домах, в больнице и школе, магазине, доме культуры, в уличных фонарях.
Энергострой – такая отрасль, которая заставляет всех быть очень ответственными. Нет здесь валовой продукции, а планом служит проект, в котором все заранее просчитано до мелочей. Нет и не может быть в этом деле ошибок, брака, недоделок, потому что их устранение и исправление оборачивается не просто ущербом, а чревато катастрофами.
В полной мере эту истину познал Оспанов, работая прорабом на прокладке и монтаже линий и электросетей. Спорить или возражать, отстаивать свое мнение как-то не доводилось. Все проблемы решались на месте, да и сводились они чаще к одному обстоятельству: вот в планах и чертежах одно, а на месте, в природе, надо по-другому. И всегда вопросы улаживались в пользу объективных, природосообразных условий.
- Лично для меня это подтверждение, - задумчиво говорит Оспанов, - что электрификация Казахстана, начатая еще в 1940-е годы, продолжается. Зная это, я работал во имя цели, а не затем, чтобы только исполнять распоряжения руководства. Кстати, в администраторы никогда не рвался – не мое призвание быть кабинетным деятелем.
Без малого четверть века отдал Пшенбай Оспанович делу, которое стало его профессией и судьбой. За 35 лет в среднем набралось 20-25 линий, если не больше. Самый «свежий» проект, в котором принимал участие Пшенбай Оспанович к 2010 году – это мощная ЛЭП от Экибастуза через Агадырь к Южно-Казахстанской ГРЭС.
По состоянию здоровья Оспанову пришлось перейти в производственно-технический отдел. Режим, конечно, существенно изменился. Общение с семьей стало постоянным. Свою супругу Пшенбай Оспанович знал со школы, – Асия училась с ним в одном классе, в том же Качирском интернате, и они подружились с 1961 года.
Создав семью, и вырастили двоих сыновей Старший сын Асыл работает рядом с отцом в мехколонне, уже обзавелся семьей, две его дочки радуют дедушку и бабушку. Младший сын Арман получил высшее юридическое образование и работает в военкомате и пока холост.
В работе специалиста ПТО много других сложностей, и эта работа не менее важна, чем практика по сооружению линий электропередачи.. Одно дело - контролировать ход работ и руководить полусотней рабочих, и совсем другое – разрабатывать технологию, готовить документацию.
Во втором случае отвечаешь за два результата, как за планируемый, так и за реальный. И это вызывает интерес, не дающий ощутить себя «конторским» работником. Богатый практический опыт дает возможность мысленно видеть в ворохе бумаг конкретное сооружение и вложить в чертежи и расчеты дельные соображения.
- Я рад тому, что дело моей жизни не угасает, - делится Пшенбай Оспанович. – Часто езжу по области и вижу мачты и опоры электролиний, шагающие по степи в разных направлениях. За тридцать лет ни одна не покосилась, не упала по вине монтажников. Всё, что строили я и мои товарищи, действует, служит людям. И наша мехколонна не растворилась послеперестроечном хаосе, выстояла. Наш коллектив знают во всем Казахстане и доверяют ему сложные и трудные проекты.
Свидетельство о публикации №210112400388