Германия военного времени в творчестве Ганса Фалла

Когда я читал роман Ганса Фаллады «Каждый умирает в одиночку», меня поразили мысли антифашистов, которыми автор их вооружил. Для Фаллады эти аргументы были несомненно антифашисткими, но, как видно эти рассуждения параллельно оказались и антикоммунистическими. Вот, например, взгляды реального борца с фашизмом, которого в финале казнят.
- Многие меры, несправедливость которых ранее не доходила до их сознания, как, например, запрет всех других партий, или которые они осуждали только в их крайних или слишком рьяных проявлениях, как, например, преследование евреев, - эти несправедливые меры теперь, когда Квангели стали врагами фюрера, приобрели в их глазах совсем иной вес и значение.
Вдумаемся, что возмущает антифашистов.
Однопартийная система. Так она и у нас в СССР была однопартийная. Все партии кроме коммунистической были под запретом, любое маломальское отклонение от линии партии считалось тягчайшим преступлением. Собственно, если быть до конца объективными, то у нас и сегодня существует лишь одна коммунистическая партия, как это не парадоксально прозвучит. В самом деле, вдумаемся, что из себя представляют так называемые другие партии. По сути дела это те же коммунисты. Все члены других партий, особенно из руководящего состава, насколько мы сейчас видим вполне отчётливо, являются представителями именно коммунистической партии СССР. Да, все. Даже если мы копнём нашу наиболее популярную партию «Единая Россия», то с очевидностью убедимся в справедливости данного утверждения. Путин, например, бывший КГБешник. Эта организация, как инквизиция, святее папы римского, что называется. Там просто не было не ортодоксальных коммунистов. Да, мы много говорим о демократах, невесть откуда вдруг появившихся в развалившемся по швам СССР. Но откуда им было взяться? Любое инакомыслие просто ликвидировалось сразу же под корень. Именно по причине своей партийной принадлежности наши так называемые демократы и не любят афишировать своих биографий. Потому что сразу будет видно, кто есть кто. Не любят наши новоявленные демократы и упоминать о своих родителях и дедушках, потому что тут тоже сразу видна большевистская принадлежность данных выскочек. Ну, хорошо, пусть главы крупных банков являются отпрысками членов центрального комитета партии или даже политбюро. Но зададим вопрос по-другому, где, кто видел человека у власти в современной России, который бы действительно испытывал гонения в СССР и теперь числится среди пусть даже маленьких, но лидеров? Таких нет. Везде коммунисты. Вот и получается, что других партий кроме коммунистической у нас в стране нет, как и не было.
А теперь перейдём к рассуждению Квангеля о преследовании евреев в Германии. Я не буду рассуждать про пятый пункт у нас в СССР. Я считаю, что у нас никто данную нацию особо и не преследовал. А кого преследовали? У нас происходило преследование не столько по расовому признаку, сколько по политическому. В стране, начиная с семнадцатого года, проводился беспрерывно широкомасштабный политический геноцид. Почему сейчас появились всевозможные общества дворян, казаков и прочее? Да потому, что данные прослойки общества были в СССР фактически уничтожены физически. И продолжали преследоваться во все времена в нашем славном СССР. А чем это лучше фашизма? Ничем. Кстати, я лично, встречался с казаками, но эти люди, ни с какого бока никогда не являлись действительно казаками. Они просто вступили в этот клан по своим, возможно весьма меркантильным, интересам.
А что же меня ещё буквально потрясло в данном романе? Да наличие свободного предпринимательства в военное время. Женщина, вдова имеет зоомагазин, дела которого идут весьма успешно. Покупатели просто валом валят в магазинчик. Это следует из романа. Дама торгует зверюшками, птичками, рыбками, кормом для животных, галеты для собак продаёт. Для жителей славного СССР наличие собачьего, кошачьего корма стало буквально открытием всего лишь меньше двадцати лет назад. Про военное время я и не говорю.
Вообще порядки в военной Германии были значительно менее строгими, чем у нас в славном СССР. Например, в романе описан лодырь и прогульщик. Вы только вдумайтесь – прогульщик. Человек по нескольку дней не появляется на предприятии и ему это сходит с рук. Его даже не увольняют. А ведь у нас в СССР в то время людей судили за двадцатиминутное опоздание на работу. В военной Германии люди имеют право свободно выбирать предприятие, увольняться и устраиваться на работу по своему усмотрению. Чета молодожёнов увольняется с прежней работы и устраивается с лёгкостью на другое предприятие. Главная героиня романа Анна Квангель вообще нигде не работает, является домохозяйкой, потому что её муж вполне прилично зарабатывает, хотя трудиться на скромной должности мастера. У супругов даже имеется очень крупная сумма денег в банке, личные сбережения. Люди не боятся держать деньги в банке, не боятся не работать на фабрике, зная, что их не объявят «дезертирами трудового фронта», как это было бы в нашем славном СССР. Я не осуждаю и не восхваляю, я просто констатирую.
А ещё меня в романе поразил уровень жизни немцев. Наверное, так же были непомерно удивлены и наши воины, которые оккупировали Германию. Вот пример. Жена сельского учителя, которого призвали в армии, но которому удалось устроиться в тылу, «частенько ездит к мужу, нагруженная салом и ветчиной». Вспомним, сколько получал учитель в нашем славном СССР. Гроши. Люди в одном платье десятилетиями ходили.
А вот рассуждения старого советника юстиции.
- Пустеет наш дом. Я остался почти в одиночестве. Одна половина народа сажает за решётку вторую половину.
Ну не СССР ли это. Ведь у нас тоже страна была поделена на палачей и жертвы. Одна половина народа сажала другую. И сейчас та, кто сажала, благоденствует, а те, кого сажали в глубокой заднице. Именно поэтому так не любят наши руководители упоминаний о своих родичах, о своей родословной. Во всех странах люди гордятся своими предками, а у нас стараются скрыть свою родословную, ибо сразу выявится палаческая линия рода.
А вот ещё рассуждение старого советника юстиции.
- Чем хуже, тем лучше.
Я думаю, что все наши бывшие коммунисты сейчас рассуждают таким же образом. Вся эта сволочь именно к тому и ведёт. Я думаю, что именно желание возвратить прежние времена побуждает наших сегодняшних руководителей и партийцев всех мастей действовать втихаря по этому принципу, проводя саботаж. Впрочем, это моё мнение, которого я никому не пытаюсь навязать.
А вот как Фаллада описывает обыкновенных порядочных людей в фашисткой Германии.
- Ничего они не сделали. И всё же они были обречённые люди.
У нас в стране таких обречённых и сейчас пруд пруди. Не важно, что ты сделал и чего не сделал. Главное, кто ты, чей отпрыск. И если у человека родители прошли тюрьму или были ещё как то неугодны советской власти, если человека самого гнобили в нашем славном СССР, то он и сейчас ничего не достигнет в жизни. Его так же будут преследовать, он попросту обречён, как и те, в фашисткой Германии.
И вот ещё что напоследок своего коротенького очерка. Хочу подчеркнуть, что Ганс Фаллада никуда не уезжал из Германии. Всю жизнь он жил и трудился в Германии и его роман это и своего рода свидетельства очевидца.


Рецензии