04. 11. 10 Баба Шура

- А ты в каком классе? В шестом?
- Нет, ба, я в одиннадцатом.
- О, в одиннадцатом. А я почему-то посчитала, что в шестом. А Ника?
- Она в пятом.
- Уже в пятом! ...Надо же, как время летит. А у нас мама умерла рано. Тринадцать мне было. Я самая старшая и ещё пятеро маленьких. Самому младшему, Ваське то, полтора годика всего было. Мы в доме таком хорошем жили. Мне он ещё с детства нравился. Дядька мой тогда с учительницей дружил, вот и говорит ей, возьми, мол, Шурку к себе в класс, пусть к школе привыкает. Ну я и пошла учиться. Шесть лет мне было. Так мне нравилось учиться. А потом мама умерла и всё, я работать пошла. Папе то нужно было помогать, а я сама старшая. Так и было у меня образование всего пять классов. Работала я сначала с девахой одной, Маруськой. Старше меня она была, высокая такая, из колхоза. Я потом себе годочков в документе прибавила и в Красноярск уехала. Папа сначала пускать меня не хотел, а потом пришлось.  Вот я уезжала, и она на вокзал пришла. Пришла и говорит: "Шур, возьми меня с собой, ну возьми". А я на неё смотрю, говорю: "Как я тебя с собой возьму, ты вон какая большая". А она всё равно со мной уехала. Жили мы там бедно. Спали за печкой. Место у нас такое было, за печкой так на полу расстелено, а рядом дочка хозяев спала. Больная она была. Умерла потом. Мы её так боялись, что она больная. Но что делать было, деваться некуда, так и жили. За ночлег не платили, мы у них дома убирали. Ну как. Маруська с колхоза же была, да и старше меня на сколько. 19 ей тогда было. Она готовила, а я полы мыла. В зале то чисто было, а вот на кухне приходилось каждый день мыть. Так и жили. На заводе работали у станков. Денег не было совсем. Платили, сколько там... 20 рублей. Так я всё домой отсылала, отцу помогала с ребятишками. Оставляла только на хлеб. Хлеб по рублю был. Только хлеб и воду. Ничего больше. А я то никогда чужого не возьму, как-то чуждо мне это было, чужое то брать. А Маруська же из колхоза, у них там всё общее, бери не хочу. И вот она со стола убирает за хозяевами, хорошие кусочки хлеба отрезает и в карман себе. А потом ночью спать ложимся, она в темноте мою руку так найдёт и в ладошку кусочек этот суёт. Один себе, другой мне. Я сначала не брала, ну как, это же чужое, не наше, нельзя так. А она мне ложит в руку и говорит: "На, ешь! Ешь, кому говорю, а то умрёшь". Ну я и ела, потому что, ну что там, один кусочек хлеба за день. Ничего. Так и выживали. Жили мы у этих хозяев около трёх месяцев. А потом зима наступила. Тогда зимы холодные были, не то что сейчас. Комната, где хозяева спали не отапливалась, только вот дверь откроешь, и тепло, которое от печки, туда в комнату им идёт. И морозы ударили. Под 45, а то и под 48. Ну нам хозяива и сказали, идите, мол, в ту комнату, а мы у печки. А что нам делать было. Деваться некуда, мы и пошли. На полу, в одежде спали. Да какой там спали. Холод невыносимый. Не спали почти, только мёрзли. Ещё одежёнка то тоненькая была. И вот мы с Маруськой приходили на работу, только гудок прозвенит на обед, мы быстро свои кусочки хлеба съедим, уйдём в место потеплее и спать. А потом нас или гудок разбудит, или кто придёт, скажет, вставайте, уже гудок был. Мы встаём и за станки опять. На нас все смотрели, думали мы ночами гуляем, что не высыпаемся. А какой там гулять, когда есть нечего было. Ну вот два-три дня мы так жили. А потом спросили нас, что и где мы. Как рассказали, так все жалеть начали. Девочка одна у нас с нами работала, одна жила. Комнатка у неё была такая, ну где она жила, и кухня со столовой вместе. Стали все её просить, мол, пусти девочек к себе, хорошие же девочки, а то так им совсем житья то нет. Ну она нас пустила. А потом и война началась. Я потом в отпуск к своим съездила. Деньги им привезла какие у меня были. Попросила у папы взять мамино что-нибудь, на память. Дал он мне такую шаль чёрную, большую-большую. И скатерть. Мама то у нас рано умерла. Мне 13 было. Я и ещё пятеро младше меня, представляешь?
- Да, бабушка, ты уже рассказывала.
- Да? Ох, старая я стала, не помню уже. О, а что это мы с тобой не едим! Давай-ка суп поставим на плиту.
- Ба, мы только что кушали.
- Да? А я забыла...

К.В.С.


Рецензии