Господин верхнего До

Специально для журнала "Пассаж"

В середине ноября в Баку на сцене Азербайджанской государственной филармонии им. М.Магомаева прошел концерт, посвященный 75-летнему юбилею всемирно известного оперного певца, великого тенора современности - Лучано Паваротти. В концерте, состоявшемся в самом элитном камерном зале нефтяной столицы, приняли участие - итальянский тенор Данило Формаджо, солистка Брюссельской оперы - Светлана Создателева, солистка Минской Оперы - Алла Пласкина. Принял участие и молодой азербайджанский баритон - Ильхам Назаров. Концерт прошел в сопровождении Азербайджанского Государственного Симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли под управлением заслуженного деятеля искусств Азербайджана Ялчына Адыгезалова и дирижера Национального Академического Большого театра оперы и балета Белоруссии - Виктора Пласкина.




«Господин верхнего «До»               
К 75-летнему юбилею всемирно известного итальянского оперного певца Лучано Паваротти.               


«Великий Лучано», «Господин верхнего «до»,- так называли его еще при жизни. Голос же великого певца называли – «одним из семи чудес света», а еще часто говорили о «феномене Паваротти».


Великий тенор 20 столетия! Певец-новатор, сумевший в стремительный технологический век пробудить интерес у поколения, «выросшего» на «роке», к утонченному оперному искусству, рожденному в век изящности, романтических чувств и кабриолетов. Чародей, вдохнувший в оперу новую жизнь, вынеся ее с душных элитарных театральных подмостков на просторы площадей, парков, стадионов. Певец необычайно светлой, солнечной энергетики, всю свою жизнь щедро даривший людям красоту своего голоса и тепло своей души.                Простота и искренность, душевная щедрость к публике, светлый жизнеутверждающий тон - исполнительская манера маэстро, впитавшая в себя все лучшее из этого мира, делавшая каждый его концерт незабываемым ярким событием века. Манера, которую, наверное и можно было бы назвать «феноменом Паваротти», благодаря которой ему удалось на целый век завладеть симпатиями целого мира и обречь себя на прижизненную славу.


О редкостном даровании Паваротти, о его вокальных данных еще при его жизни было написано так много, что вряд ли можно было бы что-то к этому добавить. Необыкновенной насыщенности полетный голос, совершенство голосового аппарата с необъятностью диапазона. Проникновенный тембр, излучающий тепло обволакивающего звучания, в который была вложена сама душа маэстро. Музыкальность, вкус, блестящее мастерство, виртуозная исполнительская техника. А позже, когда по его инициативе сложится трио из величайших теноров века, отмечать будут и его необыкновенное чувство ансамбля как показатель высокой внутренней культуры музыканта, его скромности, открытости, доброжелательности. А еще и преданности музыке, во имя которой личностные ощущения себя в ней отступают на задний план во имя целостности создаваемого музыкального полотна.


Родился Паваротти 12 октября 1935 года в небольшом городке на севере Италии, в Модене. В семье пекаря и рабочей фабрики по производству сигар. Простые родители, простая жизнь в тесной квартирке на окраине города. Детство, пришедшееся на период второй мировой войны, бедность. И все же маэстро будет часто вспоминать об этом времени как о самом счастливом времени своей жизни.

В музыкальной Италии, где поют практически все, семья Паваротти не составляла исключения, и первые навыки в пении Паваротти приобретет дома. Отец его обладал красивым баритоном, но, по словам Лучано, не «был неспособен к карьере певца из-за нервозности». Отец боялся сцены и с большим удовольствием пел в церковном хоре, куда он  приведет и маленького Лучано. А позже они оба будут петь в хоре небольшого оперного театра Модены.
Сцены боялся отец, но не Лучано. Он мечтал о ней, грезил о славе. Победа на хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс), где он вместе с отцом споет дуэт и получит «Гран при» фестиваля, сделает его мечту почти реальностью, заставив его самого поверить в свое будущее. И восемнадцатилетний Лучано будет готовиться к будущему, приближая его уроками вокала, которые будет брать у А. Пола в Модене, а через два года у Этторе Кампогальяни в Мантуе. Маэстро Пола, узнав о бедности семьи, не брал с Лучано денег за уроки и преподавал ему вокал бесплатно. Первые шесть лет обучения вокалу приведут Лучано к нескольким бесплатным сольным концертам в провинциальных городках Италии, последний из которых - в Ферраре, по словам маэстро будет «ужасен». А еще и к травме голоса, - он «напел» себе «узелки» на связках. И Лучано решит покончить с пением. Но, странно, «узелки» исчезнут сами по себе, а вместо них появится легкость в звукоизвлечении и новый тембр. Тот самый тембр, который и войдет в историю.


В 1961 году он испробует свои силы на конкурсе вокалистов - «Акилла Пери» в Реджио-Эмилья и получит возможность спеть партию на подмостках настоящего театра. Он споет в «Богеме» партию Родольфо, и спектакль этот станет знаковым в его судьбе на всю его творческую жизнь и будет приносить ему удачу. Придет к нему и везение в лице известного миланского импрессарио - Алессандро Зилиани. А с ним - контракты и ангажементы, а еще и партия в «Риголетто» в Палермском театре. В тот период он будет много петь… на сценах провинциальных театров Италии и Европы. Несколько сезонов тяжелой работы, почти безденежья и несколько сезонов полной безызвестности. В тот период он «прослушается» в «Ла Скала», но ему там предложат всего лишь место стажера. Он воспримет это как оскорбление и откажется. Позже он напишет,- «Я подумал, что коли уж петь в «Ла Скала», то нужно входить в этот храм искусства через подъезд для солистов». И все же в 1963 году в роли стажера он выступит. Это произойдет в лондонском «Ковент-Гарден», где он споет вместо заболевшего Ди Стефано и опять в -«Богеме». И партнершей его будет блистательная Джоан Сазерленд. После успешного выступления Джоан предложит ему турне по миру. Но самый большой его триумф состоится в оперном театре Майами, в феврале 1965 года, где он споет партию Эдгара в «Лючии ди Ламмермур». И опять вместо заболевшего тенора, с которым по контракту должна была петь Д. Сазерленд. Она и порекомендует малоизвестного тогда Паваротти администрации театра. После этого выступления над головой Паваротти засияет нимб славы. Возвращение из турне в Италию тоже будет триумфальным, он вернется уже известным на весь мир певцом. И тогда его пригласят в «Ла Скала», и на сей раз на роль солиста театра с самым высоким гонораром. И первым спектаклем, в котором он выступит на этой сцене, опять станет знаковая - «Богема». Дирижировать спектаклем будет Герберт фон Караян.               


Еще одно знаковое участие в этой опере произойдет в 1969 году в театре Сан-Франциско. В середине третьего акта спектакля начнется сильное землетрясение, и слушатели в панике побегут к выходам. Но их остановит голос Паваротти, который вдруг зазвучит со сцены посреди страха и хаоса. Он пел тогда дуэт, покрепче сжав в объятьях свою перепуганную насмерть партнершу. Подземные толчки прекратятся, и слушатели вернутся на свои места. А наутро местные газеты будут писать об этом происшествии как о чуде, сотворенном голосом маэстро. 


Но главное его выступление, которое принесет ему истинную славу и войдет в историю мирового оперного искусства, состоится в 1972 году, на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». После которого он и получит титул - «Господин верхнего «до». Это была партия Тонио из оперы «Дочь полка» Доницетти. Технически сложнейшая партия, за которую брался не каждый исполнитель. Девять верхних «до», девять нот в самом высоком регистре, тогда как принято считать, что тенору достаточно иметь в своем диапазоне верхнее - «си». И потому некогда написанные Доницетти девять «до» в этой партии по традиции не исполнялись. Он стал первым, кто нарушил традицию, в чьем голосовом диапазоне эта высочайшая нота была. Он спел ее тогда ровно девять раз, ровно столько, сколько было написано у Доницетти.  Вообще в этом Нью-йоркском зале «Метрополитен Опера» Лучано на своих выступлениях творил чудеса, и после одного из них имя его было внесено в Книгу рекордов Гиннеса. Небывалый случай для оперного певца! Все дело в том, что  зрители настолько были покорены и очарованы его исполнением, что занавес пришлось поднимать ровно 165 раз.


В певце, по его словам, всю его певческую жизнь боролись серьезный классический вокалист и исполнитель песен легкого эстрадного жанра. А еще ему всегда хотелось петь перед огромной аудиторией. И он собирал такие аудитории, иной раз в 500 тысяч слушателей. Как на концерте в Центральном парке Нью-Йорка.
 

Величайшим событием стало создание «трио великих теноров» - Паваротти-Доминго-Каррерас. Три великих тенора в одном концерте! Но, сложнее оказалось создать программу для концерта великого трио, ни один композитор не писал музыки для трех теноров сразу, никто даже представить себе не мог такого ансамбля. И тогда они составили программу из того, что уже было написано, решив что буду исполнять одно и то же произведение втроем, только каждый будет петь в своей манере, демонстрируя свой тембр и свое мастерство. На самом первом своем выступлении они исполнили арию «Nessun Dorma» из оперы Пуччини «Турандот», - не столь популярная ария в оперном искусстве. Но после их исполнения она обретет популярность и станет культовой музыкой для миллионов любителей музыки.

Музыкальные критики обрушились тогда на Паваротти и на его трио, упрекая в нарушении традиций, в святотатстве, считая, что он превращает серьезную музыку в развлечение. И злые языки тогда даже придумали поговорку,- «Оперу загубили три человека и все три - теноры». «Мы донесли оперу до 1,5 миллиарда человек. Если вы хотите использовать слово «коммерция» или что похуже, нам все равно», - парировал им Паваротти.

Проект «Три тенора» изначально был благотворительной акцией, созданной во время болезни Хосе Каррераса. Позже, с 1992 года благотворительность войдет в творческую жизнь великого маэстро как нечто обычное. И возникнет новый проект - «Паваротти и друзья». И в этом проекте вместе с Паваротти споют практически все мировые звезды и «рок», и «поп», и джазовой музыки. Стинг, Лайза Минелли, Селин Дион,  Элтон Джон, Брайан Мэй, Джон Бон Джови, Эрик Клаптон, Роджер Тэйлор (Queen), Брайан Адамс, Боно, Эдж Дзуккеро, Лигабуэ …. Это были величественные шоу, где царила музыка. «Я самый тяжеловесный рэппер в мире»- отшучивался после таких концертов Паваротти.


Надо сказать, что как и положено звезде, певец иногда оправдывал слухи о своем сложном характере, среди импресарио он даже имел прозвище – «мистер отмененных концертов». И даже известен случай, когда Чикагская опера разорвала с Паваротти контракт - тенор отменил 26 концертов из 41-го. Но, ни одного благотворительного концерта Паваротти это не коснулось.


Еще в ранней юности в возрасте 19 лет он встретил молодую женщину, она была начинающей оперной певицей, и влюбился. Адуа Верони. В 1961 году они поженились и прожили долгие годы вместе. Вся жизнь Адуа была посвящена Паваротти. Он любил ее, любил и своих дочерей, которых растила Адуа, пока Павротти занимался творчеством. Дом их всегда был полон людьми,- «одни приходят, чтобы помочь мне разучивать роль, другие, чтобы взять интервью. В последние годы у меня постоянно дома собираются организаторы конно-спортивного шоу или филадельфийского вокального конкурса. Все это превращает наш дом в какой-то проходной двор. Но Адуа никогда не жалуется», - так говорил он в своем интервью. И вдруг пресса взахлеб стала обсуждать любовную историю Паваротти. Маэстро влюбился со всей силой в женщину, которая была моложе его в два раза, она была моложе и его дочери. Его секретарша - Николетте Мантовани. Имя это стало на какой-то период «притчей во языцех»  в скандально-водевильной истории раздутой прессой. Истории последней любви, «лебединой песни» великого маэстро. Папарацци преследовали их повсюду, муссируя подробности их встреч в газетах и журналах, превратив жизнь маэстро в ад. Затем был скандальный развод с Адуа, который тоже был предметом обсуждений, а потом - женитьба на любимой женщине. Он был счастлив в те дни, любовь подарила ему силы, новые ощущения. Он чувствовал себя молодым, а рождение еще одной дочери прибавило ему счастья.
Лучано в те дни в одном из своих интервью со счастливой смущенной улыбкой говорил,  - «Дедушки в кресле-качалке с пушистым котом на коленях из меня не получается».               

 Случайно узнав о смертельном диагнозе, он воспринял это известие стойко и не перестал петь. Просто стал относиться к жизни как к чуду, - «Просто любите жизнь - вот что сказал бы я людям со сцены!» - часто говорил он тогда на своих концертах.


В 2004 году Лучано в последний раз вышел на сцену «Метрополитен опера» в роли Каварадосси в «Тоске» Пуччини и простился со зрителями, объявив перед началом спектакля, что покидает сцену. Переполненный зал, невзирая на то, что голос больного маэстро в тот вечер звучал слабее обычного, проводил его стоя 11-минутной овацией.
В тот период он не любил давать интервью и однажды на вопрос о состоянии его здоровья взорвался, - «Что вы хотите, чтобы я сказал? Что я умер? Нет, я не умер. Прямо сейчас я думаю о приличном ужине, который меня сегодня ждет». Это было  за два месяца до его ухода.


12 сентября в 5 часов утра 2007 года великого Паваротти не стало. Его похоронили на кладбище Монтале Рангоне в пригороде Модены в семейном склепе. В день его похорон военные самолеты поднимут в небо Модены итальянский триколор. Флаг «золотого тенора эпохи» покинет кафедральный собор Модены, а в Австрии над главным входом в Венский оперный театр будет водружен траурный флаг, который на протяжении многих веков по традиции вывешивается, когда театр покидают великие музыканты. Интересно, что приход гения в этот мир и его уход был ознаменован одним и тем же числом – «12». Сакральным числом избранности - Свыше. 


Рецензии
Привет, Лейла!
Прочла с интересом. Очень интересно. Спасибо.
Я заходила на страницу Шая Вайбуха и читала вашу рецензию о том, что сейчас мало читают. Увы. У нас на Волге - тоже! Хотя моя внучка, она студентка университета, читает, не скажу, что взахлеб, но терпимо. Она - приятное исключение. Увы. С уважением -

Лариса Тарасова   04.12.2010 21:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса! Рада, что Вам было интересно, рада и знакомству.

Лейла

Лейла Сабзали   06.12.2010 16:06   Заявить о нарушении