4 О пианисте Владимире Бунине

           Из дневников
Я цепляюсь за музыку, чтобы что-то делать на земле

           эпиграф Ивана Алексеевича Бунина, цитирую по памяти: "Самое интересное - это дневники, остальное - чепуха"

Пианист Владимир Владимирович Бунин, блистательный мастер фортепьянной игры, живущий в Германии, благословил меня на этот труд.

3/IX 1986 г. Когда я сажусь играть за фортепьяно, я всегда чувствую свою духовную связь с Буниным.

12/IX Я как в воду бросилась, звоня Володе Бунину. Он тотчас меня узнал, был оживлён, приветствовал меня, благодарил за открытку ко дню рождения, сказал, что звонил мне, хочет поиграть у меня дома. Я плачу. То, что во мне принадлежит Бунину – священно для меня.

19/IX Володя говорил со мной по телефону тепло и ласково, называл Галочкой. «Поговорим, когда увидимся», - сказал.

21/IX Володя играл у меня, выглядел прекрасно, был оживлён. Женя Шехтер говорит, что он часто поглядывал на меня и кокетничал со мной. У него было меняющееся, как ветер лицо, очень обаятельное. Он очень земной. Он ближе мне на расстоянии, чем когда он рядом. Что это такое?

24/IX На уроке нашем Володя вёл себя так, точно мы уже сто лет учитель и ученик, очень естественно и просто. «Эта пьеса у Вас хорошо получится», - сказал он об Экспромте Шуберта.

Вечером пел Пётр Старчик у Иры Б., Володя пришёл после работы в 8-30 вечера. «Мне очень было трудно выбраться сюда. Я заболеваю простудой». На обратном пути мы с ним мчались вниз по эскалатору, оставив всех позади.

Он сказал: «Я придумал одну шутку: загримироваться и одеться под Моцарта и сыграть Моцарта. Когда я играю одного композитора, я становлюсь им, я делаюсь похожим на него».

27/IX Мы с Володей были в гостях у Наташи Шуттэ. Володя рассказал мне, что во сне женщина – вампир впилась ему в шею, он от неё отмахивался. «Надо перекрестить себя», - сказала я.

Он собирается плавать в бассейне и бегать по утрам. Я сказала: «Пока у меня есть энергия, я могу быть Вашим импресарио». Володя: «Я не отказываюсь».

28/IX Даже одного человека хорошо любить, если не можешь любить всех. Я почти не одинока, живёт во мне невидимо от всех моё дитя, мой Володя, питает меня своей музыкой, своей красотой, а то, что нас разлучает – временно. Свежесть чувства любви к нему не покидает меня.

1/X  Звонил Володя Бунин, просил позвонить Марии Александровне Скрябиной о 7 октября.

3/X Концерт Володи в Музее Телешева. Он играл нежно, глубоко. Улыбался солнечной улыбкой, раскланиваясь. Он был очень красивый и светлый, артистичный и очаровательный.

Володя прошёл мимо меня со своей мамой под руку, долго смотрел на меня, не отрываясь, стал махать рукой и манить меня за собой. Я направилась к нему.

В комнату вошла устроительница вечера, Володя сказал обо мне: «Вот тут ещё одна добрая приятельница». Началось чаепитие с тортом. За столом композитор, певец, чтица. Собираемся уходить. Я подвожу к Володе его маму. Она говорит ему: «Тебе надо было придти за мной». Но он рассеян.

Мы уже стоим одетые, как вдруг чтец Слава,  запинаясь, говорит мне: «Вы...
Вы... Вы – родственники?» Я отвечаю: «Почти». Слава продолжает: «Вы все похожи». Мама Володина говорит: «Родные души».

Идём втроём к площади Ногина, держа под руки Володину маму, она настроена благодушно. В вагоне метро Нина Владимировна говорит: «Сядем все вместе». Она оживлённая, красивая, с сияющим лицом, с непосредственной реакцией на происходящее. «Мне с Вами приятно», - говорит она мне. Она пишет стихи, сказки. Так как она не видит, она начитывает их на магнитофон.

Я хотела бы скрасить её последние годы. Ей нужна теплота Володи.

Он любит маму. Володя мне пока интересен и неисчерпаем для меня.

6/X Любить Володю для него, не для себя, ничего не ждать. Сегодня он ранил меня.

7/X Я переживаю состояние распятия внутреннего.

У Марии Александровны Скрябиной играл Володя Бунин. Он играл Шуберта так, что позже Л. мне сказала: «Бог любит Бунина, иначе он не смог бы так играть».  Мария Александровна Скрябина увидела, услышала в его игре волю и молодость.

«Что Вы видите во мне?», - спросила я Марию Александровну после её слов о том, что она чувствует людей. «Смирение», - сказала она, вглядевшись в мои глаза.

«Бывало ли, что у Вас душа болит?», - спросила я.

«А что я, не человек что ли?», - ответила она.

Обратившись ко мне, она сказала: «Вы будете хозяюшкой... Сделайте Володе бутерброд». Но Володя не ест хлеб. «Лейте ему сначала» (чай), - приказывала Мария Александровна. «Я ему потом налью». Мария Александровна: «Почему?» Я: «Чтобы он был смиренным. Я хочу, чтобы он был совершенным не только в музыке». Володя улыбался.

Мария Александровна рассказала за столом, когда пили чай, о себе, о своей юности. «Теперь Вы что-нибудь расскажите», - обратилась она ко мне. Я рассказала о Габриэлле Босси, о Владыке Антонии, о блаженной Ксении, о старце Захарии, о Иоанне Кронштадском.

Володя ел какие-то особые конфеты. Он дал мне конфету, сказав, что она похожа на капли датского короля. Мы нашли ещё несколько конфет. Последнюю конфету я предложила всем, Володя её взял со словами: «Из Ваших рук возьму». Он поощрял меня к рассказыванью, велел всё время рассказывать. Меня охватывало по временам чувство обожания по отношению к Володе. Душа внутренне рыдала и говорила: «Я не могу жить без него». Я должна жить без него. О, горе, горе мне!

Я вымыла посуду, мы поблагодарили Марию Александровну, простились с ней и пошли на улицу. Володя стал замкнутым и холодным. Мы шли втроём с Мишей Р., который как-то ласково со мной простился. Я сказала своему учителю: «Некоторые пьесы я играю лучше Вас. Я чувствую их иначе, и мне кажется, я играю их лучше».  «Может быть», - сказал Володя.

8/X Метерлинк: «Экстаз есть ничто иное, как начало полного раскрытия нашего существа».

Чем виноват Володя, что я нему не дорога?

15/X Сестра сказала мне о Володе: «Он всё понимает. Мне кажется, он не злой. Он не будет тебе причинять боль».

Я беру Володю мысленно на руки, подношу к Христу и молю за него.

16/X Сама любовь к человеку является надеждой.

18/X Мы с Мишей Р. играли друг другу. «Я не ожидал, что у Вас такая техника, что Вы подчиняете музыку технике. Я получил удовольствие», - сказал он мне.

22/X Урок с Володей. Мы работали над Бахом-Зилоти и Листом. Я была молчалива и сдержана. На душе было тяжело, даже больно. Боль исходила из существа Володи и внедрялась мне в сердце. Почему я так от него страдаю?

Если Бог сотворил мир, то почему бы не интересоваться всеми, кто живёт в мире?

Меня душит холодность Володи. Невозможность разговаривать с ним, рассказывать ему всё, что волнует меня. Я ничего не могу. Больно.

27/X Я умираю без своей второй души, сестры своей души, своей половины.

9/XI Володя вёл меня под руку, ибо я спотыкалась на льду. Рука его легка. Мы двигались вперед, чувствуя друг друга, движенья наши, шаги были гармоничны. Сходя с автобуса, он протянул мне руку. Я: «Вы производите впечатление человека счастливого». Володя сказал: «Я не хочу страдать. Я кое в чём себе отказал, я кое в чём себя смирил... Мы окружены варварами». Я: «Я жалею их. Во мне нет к ним презрения». Володя: «Я не презираю их». Мы шли на домашний Володин концерт к Лиде Сулимовой.

Звонила сестра: «У вас будет всё хорошо. Вы будете дружить. И может быть, даже больше, но для этого надо время».

Володя воскликнул недавно: «Почему мне не удаётся сделать то, что я хочу?» Я: «Почему моя мечта не исполняется?» Володя: «Какая мечта?». Я: «Это секрет».

15/XI

И почему тебя я выбрала – не знаю.
Из сотен лиц – твоё предпочитаю.

Все кажутся глухими, ты один имеешь слух. Параллельно с твоим бытием – моя одинокая жизнь, стремящаяся, как ручей к реке, к твоему сердцу.

21/XI Тысячи бесцветных мгновений и вдруг озарение на несколько секунд. Непонятно, кто эту власть мне дал - любить. Муза стала стучаться в сердце, захотелось писать стихи.

«Не с кем говорить мне, не с кем кроме Бога» - Константин Бальмонт.

23/XI Разве это преступление: любить Вас и говорить Вам об этом?

2/XII Володя играл в доме у Василия Ивановича, я его рисовала и плакала от счастья и любви. Я не знаю, за что я его люблю. Милее всех на свете он. А когда это чудо созерцания его истощится и любовь иссякнет, буду я смотреть на него и ничего чудесного в нём не увижу.

Василий Иванович попросил меня почитать стихи. Я прочла «Гамлета» Анджелло Мария Риппелино, Цветаеву, Ахматову, Гумилёва, Арсения Тарковского. Я всем задала тест. Меня оставили ночевать. Володя удивился. Мы развлекались, атмосфера была тёплая. Поговорили о высоких материях. «У Вас и проповедь хорошо получается», - сказала жена Василия Ивановича, а он сам после моего чтения Гумилёва сказал: «Вы интересный человек», - и поцеловал мне руку. С Таней Бочаровой–Таракановой мы выпили на брудершафт.

В том тесте, когда речь зашла о доме, я сказала: «А я такая жадная, что у меня было два дома». Володя: «Что же не подсказала?»

Мы пили вино за Бунина, за Лермонтова, за Гумилева. Елена Александровна сказала: «Я надеюсь, что на том свете мы не будем расставаться».

4/XII Привари меня к Себе, сочетай меня с Собой. Ты всё можешь. Но мне нужен Володя. Хотя он сейчас айсберг, камень, лёд, надменный принц, но он мне родной. Я жду своего человека с 19 лет.

5/XII Смотрела «Джен Эйр» по телевизору. Вот моё имя, теперь я поняла это.

6/XII Невыразимое словами было очень краткое и пронзительное ощущение, что душа Володи Бунина вспомнила обо мне и прикоснулась ко мне.

7/XII Звонила Таня Т., она наблюдала за Володей, когда я читала стихи у Василия Ивановича, он стал внимательным, заинтересованным, когда я предложила тест, он кокетничал со мной, играл некую роль, как бы говорил: «Эта женщина меня выделяет из всех, я ей нравлюсь больше всех». «Вы были бы с Володей прекрасной парой», - считает Таня.

11/XII Жить с Володей единой семьей не имеет смысла. Всё очарование общения с ним исчезнет, оно может продлиться только тогда, когда и он вступит в эту божественную игру: творить чудо каждой минуты, настраивая себя на любовь, терпение и снисходительность.

30/XII Написала Володе открытку поздравительную.

1/I 1987 года. Пишу Володе Бунину стихи Блейка на английском языке.

2/I Жена Василия Ивановича Елена Александровна считает Володю очень хорошим человеком, который многое даёт людям, очень естественным, обаятельным. Она звала меня кататься на лыжах в Ясенево, быстро стала называть меня на «ты».

9/I Я учу «Патетическую» сонату Бетховена, Сонату до минор Моцарта, Мендельсона Рондо-Капричиозо, этюд f-moll Шопена, Прелюдию G-Дur Шопена.

13/I Урок с Володей. Его мама была у него, она сказала, что ей понравилось, как я играю, что у меня красивый звук. «Володя, Галя тебе догоняет», -  сказала она сыну. Он дал мне апельсин, я ему шоколадного зайца музыканта.

Я полюбила Володю в доме у Олега Кроткова с первого взгляда.

«Вам надо быть более наглой», - сказала мама Володи Нина Владимировна. «Не умею». Её глаза сияли, лицо было мягкое. «Ваша мама добрее Вас», -сказала я Володе. «Почему?»  «Душевнее». Он не подозревает, как я страдаю из-за него.

14/I Я цепляюсь за музыку, чтобы что-то делать на земле, чтобы видеть Володю хотя бы иногда.

27/I Снился Володя, у него была пожилая жена. Он играл в симфоническом концерте.(Через несколько лет он женился в Германии на женщине очень хорошей. Она старше его намного. 2010 год)

28/I В жизни Володя огненный, быстрый, очень умный человек. Володя сияет надо мной как звезда, освещая мой земной путь.

4/II Звонил Володя. Я МОГУ к нему в ЦМШ приходить на его уроки с учениками, чтобы учиться преподавать фортепьяно.

7/II Утром позвонил Володя. Вечером он будет играть у меня. Народу пришло мало. Был разговор о музыке, о новом поколении, лишённом определённого сознания,  воспитания.

Володя говорил: «Не только музыкальная ущербность, но и моральная. 88% населения не слышит... Техника (фортепьянная) уже не в счёт. Это вторичное для меня. Главное это то, из чего вырастает моральный заряд. Он очень конкретен. Это всё авторизовано. Я играю Шуберта, но ведь я играю себя. Это высшее, к чему должен стремиться исполнитель. Если и этого лишиться, то пианист превращается в робота. У нас много роботов с именами, с заслуженными... Музыка это тёмное искусство... Есть сверх одарённые дети, у которых идёт на уровне интуиции. Галя не даст мне соврать! Есть у Шуберта в романсах такие слова, которые можно применить к любому его произведению, потому что всё - одно».

10/II Я подвернула ногу. Мало спала из-за боли. Сон: несовременный мужчина, тип воина, высокий, мужественный несёт меня на руках, проявляет ко мне внимание.  Этот человек необычный. Разные слои существования.

Мы с Володей ехали к Тане Кузнецовой. У него был отчужденный вид. Он настроил пианино. Играл он тепло, поэтично, мягко. Таня рассказала за чаем, что я прекрасно играла. «Где?», - спросил Володя. «В библиотеке Некрасовской».

На обратном пути я рассказала Володе, что мне снились Пушкин, Блок, Ахматова,  Цветаева, Дельвиг. Он с уважением взглянул на меня.

Я расспрашивала его о брате Викторе (пианист), сестре Лене, о папе. Володин папа композитор Владимир Васильевич Бунин умер в 1970 году от инфаркта.

«У Вас надменное лицо», - сказала я Володе. «Как у всех музыкантов. Уж такой я...». Он усмехнулся. «Вы чем-то похожи на моего брата. Я смотрю и обалдеваю», - сказала я.

13/II Мы у Веры Селю. Она говорит мне: «Приятный человек и очень нервный. Я таких людей чувствую и жалею». Володя своей игрой исцелил Веру, у неё прошла головная боль. После игры у Володи было светлое лицо.

По дороге к метро Володя рвался вперёд, как конь, при переходе улицы. «Сейчас эта машина проедет и мы пойдём», - заявил он решительно, не взирая на красный  свет. «Я Вам не разрешаю. Я буду беречь Вашу жизнь», - я останавливала его порыв руками, не пуская его на дорогу. Он смеялся.

Каждый человек на каком-то пределе внешнего общения исчерпаем. Мы повторяемся, мы часто проявляем себя, как роботы. Но сегодня, когда Володя Бунин так трепетно играл, я снова нахожусь в его власти.

Вера предлагала Володе взять на память акварели Юлиана Сергеевича Селю. Он колебался. Я сказала: «Володя скромный человек. Он не решается. Если бы я была Володей, я бы взяла вот это». Володя: «И я тоже. Если бы я был собой, я бы взял это». Наши вкусы совпали.

14/II Звонила Вера Селю: «У Володи детская душа. Он невероятно талантлив. С такими людьми очень трудно жить. Он многому тебя научит. Надо быть тихой, несуетливой рядом с ним, ждать, когда он тебя спросит, к тебе обратится, надо всё время думать о том, чтобы не мешать ему».

Вечером Володя играл у Генриха и Лены Ш. Его спросили, сколько ему лет. «10», - ответил В. «400», - сказала я.

Когда он кончил играть, то подошел ко мне, к нам присоединился Генрих, мы беседовали в основном о музыке.

21/II «Я и Володя – одно», - сказала я нечаянно Тамаре, сама удивившись тому, что сказала.

26/II На уроках с учениками он очень строг, глубок, умён, работает очень тщательно, спрашивает у учеников, как они понимают то, что играют. Вышли на улицу. «Вам куда идти?»,- спрашивает Володя. Я: «Я свободный человек». Володя: «Мы можем идти вместе».

Работа пастелью Наталии Шуттэ.


Рецензии
Становится всё грустнее. Сон "Пожилая жена"; "разные слои существования","У вас надменное лицо" (я аж вздрогнула). Милая моя Галочка! Как я Сочувствую Вам!!! Я с Вами. И мне не одиноко. Галина

Галя Елохина   07.08.2013 21:03     Заявить о нарушении
Тёзка дорогая, спасибо Вам.

Мне кажется порой, что надо относиться к жизни несколько отстранённо, м.б. даже отрешённо, не всё пропускать через сочувствующее сердце. Ум необходимо питать достойными литературными произведениями, а сердце желательно оберегать.

Жизнь швыряет нас иногда в ситуации, когда мы беспомощно висим над пропастью или сидим в ловушке, не зная, как из неё выбраться.

Галина Ларская   08.08.2013 16:45   Заявить о нарушении