Почему я не пишу недоброжелательных рецензий?

Я не пишу недоброжелательных рецензий и в этом моя принципиальная позиция. Не зависимо от таланта автора, которого я прочёл, я стараюсь оставить доброе слово. (Исключения были – моё «молчание» или негативная оценка, – но единичные и оправданные.)

Для меня автор – это, прежде всего, человек. Который, кстати, притом, не сделал мне ничего дурного. С чего бы я стремился задеть его самолюбие и причинить ему боль?

ОСТУТСТВИЕ ТАЛАНТА, КАК И ФИЗИЧЕСКОЙ КРАСОТЫ, – НЕ НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ.

Человек не может нести моральную ответственность за то, что у него невысокий рост или нет дара к высокому слову. (Кстати, иногда человек даже не чувствует этого, тогда обижать его вообще бесчеловечно.)

Но когда я говорю «У Вас (или у тебя) – талант», – я никогда не лгу. Другое дело, что не все при этом со мной согласны.

Я отдаю себе отчёт, что высказал только что спорную точку зрения. Но это, повторяю, моя принципиальная позиция.

Я вижу, что на сайте ПрозаРу есть группа авторов, которые (независимо друг друга) пишут преимущественно негативные рецензии. Мотивы их мне не известны. Возможно, кто-то считает, что тем самым «очищает литературу». Сами судите, насколько такая цель разумна, достижима и оправдана.

Меня могут упрекнуть, что это нечестно – писать положительно ВСЕМ (или почти всем).

Отвечаю – нечестно оскорблять и унижать человека.

Я умею находить то, что достойно похвалы. В этом мой талант, если угодно. При этом, я ЧЁТКО НАЗЫВАЮ, ЧТО ИМЕННО МНЕ НРАВИТСЯ ИЛИ ЧТО ИМЕННО ДОСТОЙНО ВЫСОКОЙ ОЦЕНКИ. Поэтому со мной можно спорить. Я говорю по существу и конкретно.

И у людей одарённых такой мой перечень (моё мнение, моя оценка) достаточно велик. Впрочем, и я не судья в последней инстанции, не эксперт никакой, и даже не критик. Возможно, кому-то кажется, что я похвалил автора просто из прекраснодушия, и достоинства, указанные мною, в тексте отсутствуют.

Давайте спорить. Не надо упрекать меня в «грубой лести» (а такое уже было), – укажите, где я преувеличил, и я буду защищать мою точку зрения, ПОТОМУ ЧТО ОНА У МЕНЯ ЕСТЬ, я просто так не говорю «О! Как чудесно! Гениально!»

Теперь самый болезненный вопрос – можно ли (нужно ли) писать о недостатках произведений? (Опечатки и прочие технические вещи тут не будем затрагивать.)

Ответ: – смотря Кто, Кому, в Какой форме и при каких обстоятельствах.

Прежде всего, – думаю, со мной многие согласятся – недостатки текста могут быть реальными или только кажущимися критику.

Поясню на примере (других авторов упоминать будет некорректно, посему – на своём примере). Один литературный обозреватель (по собственному определению) как-то разбирал мой рассказ "Прекрасные выброски медленно умирают" http://proza.ru/2010/01/31/1539

Как недостаток было указано, что в этом творении переплетаются две далёкие друг от друга темы – тема брошенных в детдомах детей и тема умирающих слов русского языка, а притом, есть ещё и тема любви между мужчиной и женщиной. По мнению критика, это недопустимо. Могу ли я согласиться с критиком, если ИМЕННО ТАК Я И ЗАДУМАЛ?

То есть, иногда «недостатком» называют специфику замысла или формы произведения. Здесь можно спорить хоть десять лет, но вряд ли в таком случае автор и критик придут к общему мнению.

Разумеется, я признаю, что есть недостатки текста с точки зрения канонов и традиций литературы (хотя и тут – иногда мнения расходятся, считать ли недостатком то и сё, или не считать). Теоретически – это так. Могут быть недостатки, и они бывают.

Кто же может нам указывать на них? И как? И когда?

У некоторых начинающих на странице написано что-то вроде «критикуйте меня! ругайте! браните! хоть бейте! только реагируйте как-то!!!» Увы, опыт показывает, что со временем тоска одиночества на сайте сменяется мукой обид… Впечатление такое, что человека тумаками и насмешками выгоняют с костюмированного бала. И если кто и бросается бескорыстно ему на помощь – выглядит это как бы жалостливо, от жалости, мол.

Призывы «критикуйте меня» в большинстве случаев перерастают в многонедельные препирательства и заканчиваются чёрными списками и даже закрытием страниц.

А как же критика? Это же целый литераторский жанр! Предвижу, что господа, "делающие карьеру критика", не согласятся со мной в корне. Таковым я советую писать о мастерах, доказавших свою состоятельность своей популярностью. В таком случае критическая статья, особенно, едкая, желчная и насмешливая, требует смелости. Желаю им удачи!

Я убеждён, что указывать недостатки - без последующих конфликтов - могут только те люди, которых мы уже знаем, которым доверяем, т.е. наши друзья на сайте. Да и в этом случае, особенно неприглядную критику лучше вынести в личную почту.

Безусловно, каждый волен остаться при своих взглядах и своей линии поведения здесь. В том числе и я.

С почтением,

P.S. Продолжение дискуссии здесь: -
http://proza.ru/2010/12/07/676


25.11.2010


Рецензии
Здравствуйте, Геннадий!
Вы используете старый добрый педагогический принцип опоры на положительное.
Я люблю критиковать. Особенно начинающих авторов. Иногда они ругаются, а потом мы примиряемся, многих задевает. Но без подковырки не могу. сильных авторов я бы тоже с удовольствием покритиковал, но они или слишком хороши для моей критики, или безразличны.
в любом случае переход на личность (даже виртуальную)- плохие манеры.
Поболльше Вам материалов для доброжелательной критики!

Иван Невид   06.08.2012 17:05     Заявить о нарушении
Согласен, Иван. Но многих обижает не только переход на личности, но и просто тон рецензии, даже если критика толковая и по существу. Поэтому я старался избегать тона высокомерного, поучительного, покровительственного или желчно-насмещливого. Уж не знаю, удавалось ли )))

Спасибо вам!

С почтением,

Геннадий Петров   07.08.2012 11:24   Заявить о нарушении
Вам удаётся. Мне - никак.

Иван Невид   07.08.2012 11:41   Заявить о нарушении
Геннадий, здравствуйте!
Не серчайте, что здесь к Ивану обращусь, есть на то причины.

Иван, возьмётесь покритиковать вот это?
http://www.proza.ru/2012/01/05/2

Можно с подковыркой, можно с переходом на личность, можно как угодно. Геннадий не даст соврать - я немножко к критике устойчив, с угрозами, обидками и матюками кидаться не буду. Честное слово.

Павел Лобатовкин   07.08.2012 23:20   Заявить о нарушении
Павел, нет проблем ))

Иван, подтверждаю: Павел из тех редких людей, которые критику слушают. Он может быть резок - но всегда оправданно в контексте разговора. Он может немножко испытывать собеседника, выясняя его характер, темперамент и взгляды, но - без подлости и злонамеренности. Он об этих испытаниях обычно предупреждает )))

Павел, ваши взгляды мне близки. Я прожил с такими взглядами и похожими поисками около 10 лет.

Теперь у меня иные... Но ваши рубаи читаю, как свои. Иногда хочется расплакаться. Почему мы, люди, и такие разные, и такие похожие?! Плохо ли? Хорошо ли?..

Геннадий Петров   10.08.2012 23:53   Заявить о нарушении
Сегодня смеюсь от души, но ведь верил вчера?!
Менять убеждения снова настала пора.
А завтра опять... Я меняюсь. Меняются мысли.
Стирая простые критерии зла и добра.

А какие нынче у Вас взгляды, Геннадий?

(Спасибо за добрые слова.)

Павел Лобатовкин   10.08.2012 23:56   Заявить о нарушении
Я ищу Православие. У меня просто ещё не хватает решимости и смелости, потому что истинная религия - требовательна. За что её и уважаю.

Разрешите самоцитату, Павел.

Атеист преисподней не станет бояться.
Фарисей не дрожит – он великая цаца.
Мытарь будет спасен. И лишь ты, - зная ад, -
даже вызвать желанье не можешь спасаться.

Разумеется, это я написал о себе. Несколько лет назад.

Геннадий Петров   11.08.2012 00:50   Заявить о нарушении
А вот это мне у вас очень понравилось, Павел: -

Ты бился, как дьявол, усталость забыв,
Уже на вершине стоял, победив,
Но лишь доказал, что по праву достоин
Почётного звания "Лучший Сизиф"!

Если хотите я тоже напишу о вашем рубайяте.

Геннадий Петров   11.08.2012 02:50   Заявить о нарушении
Думаю (надеюсь), что понимаю Вас, Геннадий.
Что же касается отклика на рубайат - разумеется, буду рад и признателен.

Павел Лобатовкин   11.08.2012 05:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.