О пилотах и о Кубинке

В июле мной был написан репортаж из 4-го ордена Ленина Краснознамённого центра боевого применения и переучивания лётного состава (ВВС) имени В.П. Чкалова. Сегодня предлагаю репортаж из другой не менее знаковой школы пилотажного мастерства – 237-го гвардейского Проскуровского Центра показа авиационной техники имени Ивана Кожедуба (ЦПАТ), который располагается в подмосковной Кубинке. Здесь базируются такие известные пилотажные группы, как «Стрижи» и «Русские витязи».

…Итак, ноябрь-2010, авиабаза Кубинка, 12:00. Начинаются очередные учебно-тренировочные полёты «Стрижей» на самолётах МиГ-29 и «Русских витязей» на Су-27. Однако первым взлетает напичканный радиоэлектроникой самолёт метеоразведки Ан-30, в задачу которого входит определение обстановки в зоне полётов. От его данных будет зависеть непосредственно программа полётов – её сложность, длительность, дальность, высота. После получения данных и их обработки на взлёт поодиночке, один за другим идут Су-27. Очень эффектно смотрится четвёрка «Стрижей» – сразу после взлёта она выполняет петлю Нестерова. Перед этим команды ведущего группы идут в эфир: «Обороты 85, отпускаем, добавляем до полных. Включаем форсаж. Петлю начали». МиГи  очень быстро набирают скорость, и через пять-семь секунд после отрыва от земли они уже выписывают кривую в вертикальной плоскости. Затем взлёты и посадки идут в непрерывном режиме…

Об истории авиабазы Кубинка, о подготовке пилотов, о задачах центра рассказал его начальник, гвардии полковник, лётчик-снайпер Александр Петров.

– Александр Георгиевич, давайте начнём наше интервью с истории авиабазы.

– Кубинка хорошо известна не только у нас в стране, но и за рубежом. За ней давно закрепилась репутация базы ВВС, на которой руководителям страны и зарубежным делегациям демонстрировались новейшие образцы боевой авиационной техники. Так, ещё 1 мая 1946 года самолёты авиабазы впервые прошли над Москвой в парадном строю. Кроме того, наши лётчики первыми в СССР осваивали одиночный и групповой высший пилотаж на реактивных истребителях. С 1935 года в Кубинке базировался 82-й отдельный авиаотряд, а с 1938 года – 11-й и 24-й авиаполки. Отсюда лётчики защищали небо столицы в годы Великой Отечественной войны. После её окончания здесь дислоцировалась 324-я Свирская Краснознамённая истребительная авиадивизия, которая в ноябре 1950 года в полном составе была переброшена в Корею. С 1952 года в Кубинке базировался 234-й авиаполк – предшественник нынешнего 237-го Центра показа авиационной техники.

– Как возникли «Стрижи» и «Русские витязи»?

– Формирование группы военных лётчиков, в совершенстве владевших техникой высшего пилотажа для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29, началось в Кубинке в середине 1980-х годов. Официальным «днём рождения» группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи». Первая её публичная зарубежная премьера состоялась в октябре 1991 года в Швеции. Группа поразила западных специалистов своим мастерством. Шестёрка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолётов – «тюльпаном», который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек истребителей. В 1993 году авиационная пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира».

В мае 1987 года на вооружение 237-го смешанного авиаполка поступили истребители Су-27. В начале 1991 года был сформирован состав пилотажной группы из шести самолётов. Днём рождения «Русских витязей» стало 5 апреля 1991 года. К 65-летию образования 237-го ЦПАТ в марте 2003 года четвёрка «Русских витязей» совместно с пилотажной группой «Стрижи» выполнила полёт в едином строю в составе десяти самолетов. В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, что является мировым рекордом в истории авиации.

В настоящее время «Стрижи» и «Русские витязи» выполняют групповой высший пилотаж в составе девяти самолётов, групповой высший пилотаж в составе шести самолётов, встречный пилотаж, одиночный высший пилотаж на предельных режимах.

– Легко ли лётчику стать членом пилотажной группы «Стрижей» и «Русских витязей»?

– Отбор пилотов в пилотажные группы идёт на основе Положения о Центре показа авиатехники, и там всё детально расписано. Основное ограничение – это квалификация пилота не ниже 2-го класса, а также хорошее знание как самой авиатехники, так и сопутствующих дисциплин. Затем они сдают зачёты на допуск к полётам и выполняют полёты на учебно-боевых самолётах с теми инструкторами, которые в дальнейшем их будут готовить как пилотажников.

– Как происходит подготовка лётчика для пилотажных групп и как расшифровать понятие классности лётчика?

– Чтобы довести лётчика со 2-го класса до уровня выполнения демонстрационных полётов, необходимо летать два-три раза в неделю в течение двух и более лет. Подготовка пилотажников начинается с выполнения одиночных полётов. Они закрепляют свои навыки сначала при пилотировании на средней высоте, потом на малой. В процессе подготовки отрабатывают фигуры сложного, потом высшего пилотажа. Сложный пилотаж – это выполнение определённых фигур без перехода в другие фигуры. То есть выполнил, например, петлю Нестерова – и дальше обычный полёт. А высший пилотаж, это когда из петли Нестерова лётчик сразу переходит в «бочку», а потом начинает вращение с переходами и выполнение других сложных фигур. И всё это идёт без пауз. Только после этого лётчики приступают к выполнению групповых полётов. Сначала в составе пары самолётов, как правило, с одним и тем же ведущим, затем полёты в составе тройки и в итоге выполняют зачётные упражнения. После этого они имеют право переходить на выполнение полётов в составе «ромба», пятёрки, шестёрки самолётов. Лётчик привыкает держать своё место в строю и знает, какие действия в технике пилотирования следует предпринять для той или иной фигуры. Фигура только начата, а они готовят свое место и слушают ведомого: «Выводим, плавно выводим. Будет петля. Пошли вверх. Прибираем, добавляем…» И так далее. Всё взаимодействие происходит посредством команд и на визуальном уровне. По-другому быть не может, приборам этого доверить нельзя, так как всё происходит слишком быстро. Таким образом и достигается так называемая групповая слётанность.

Классность определяется налётом часов, количеством боевых применений и подготовкой по метеоусловиям. Лётчик первого класса должен уметь летать и выполнять задачу ночью при горизонтальной видимости полтора километра и нижнем крае облачности 150 метров. При этом должен пройти полный курс полётов днём и ночью. Высшая квалификационная категория – это лётчик-снайпер, от него требуется умение крутить пилотаж в облаках. Подготовка по метеоусловиям ещё жёстче: надо совершить взлёт и посадку при видимости один километр и нижнем крае облачности – 100 метров.

– Вы летаете вместе с «Витязями». МиГ-29, исходя из размеров, более манёвренный, чем Су-27?

– Нет, по своим характеристикам самолёты очень похожи. Есть полётные и технические диапазоны, где один выигрывает у другого, и наоборот.

– Какое максимальное сближение у самолётов при групповом пилотировании?

– Дистанция между самолётами – три метра, интервал между законцовками крыльев – один метр. Есть строй, когда законцовки крыла заходят друг за друга – в «ромбе» крыло одного самолёта находится у кабины сзади стоящего. Это не пилотаж, а проходы, но очень эффектно смотрится с земли.

– Есть ли дублирующий состав?

– У нас есть понятие основного состава, то есть те пилоты, которые максимально подготовлены, и понятие резерва. Чтобы летать для зрителей, надо иметь допуск, то есть обладать определённой техникой пилотирования и соответствующим налётом часов. Пять лётчиков на МиГ-29 у нас считаются опытными, ещё двое считаются молодыми, но тоже входят в основной состав. У «Витязей» ситуация такая же – пять опытных пилотов и один молодой. Сейчас нам расширили штаты – в эскадрилье было 15 человек, стало двадцать. Такая же ситуация и у «Витязей».

– Наверное, самый главный вопрос у читателей: демонстрируемое мастерство «Стрижей» и «Витязей» – это полёты ради полётов, то есть работа исключительно на парады и на публику, или же оно имеет прикладное значение?

– Наша авиабаза имеет свою зону ответственности в системе защиты российского неба, и эта задача является основной. То есть наработка мастерства пилотов подчинена в первую очередь именно этой цели. Скажу больше – и «Стрижи», и «Витязи» летают только на типовых боевых истребителях. К примеру, многие иностранные пилотажные группы используют так называемые учебно-боевые самолеты, то есть специально облегчённые и предназначенные для авиашоу. В программе лётной подготовки много времени уделяется проведению воздушных боёв, работе с вооружением против манёвренной и неманёвренной цели, то есть готовим лётчиков как воздушных бойцов.

ПОСТСКРИПТУМ

Cамолёты в Кубинке летают на предельных перегрузках, из них выжимают всё, что можно, и физическое старение деталей и узлов идёт гораздо быстрее. При одинаковом налёте часов и одинаковом году выпуска по сравнению с другими лётными подразделениями они более изношенны. Да, разумеется, регламентные работы на самолётах пилотажных групп проводятся чаще, но в целом проблему старения техники это не решает. Сейчас в войска пошла новая техника, и есть надежда, что эта техника дойдёт и до кубинских виртуозов неба. Хочется пожелать всем пилотам кубинской авиабазы, чтобы число взлётов всегда равнялось числу посадок.


Рецензии