Прядение и ткачество

Веретено с пряслицем

Ткачество кардинальным образом изменило жизнь и облик человека. Вместо звериных шкур люди облачились в одежду, сшитую из льняных, шерстяных или хлопковых тканей, которые с тех пор стали нашими неизменными спутниками вплоть до сегодняшнего дня.  Однако прежде, чем наши предки научились ткать, они  должны были в совершенстве освоить технику плетения. Только выучившись плести циновки из веток и камыша люди могли приступить к «переплетению» нитей.

     Процесс производства ткани распадается  на две основные операции – получение  пряжи (прядение) и получение холста (собственно ткачество). Наблюдая за свойствами растений, люди заметили, что многие из них имеют в своем составе упругие и гибкие волокна. К числу таких волокнистых растений, использовавшихся человеком уже в глубокой древности, относились лен, конопля, крапива, ксанф. хлопчатник и другие. После приучения животных, наши предки получили вместе с мясом и молоком большое количество шерсти, также используемой для производства тканей. Перед началом прядения, надо было подготовить сырье. Исходным материалом для пряжи служит прядильное волокно. Не вдаваясь здесь в подробности,  отметим, что мастеру надо немало  потрудиться, прежде чем шерсть, лен или хлопок превратятся в прядильное волокно (особенно это касается льна: процесс извлечения волокон из стебля растений здесь особенно трудоемок; даже шерсть, которая, по сути, является уже готовым волокном, требует целого ряда предварительных операций по очистке, обезжириванию, просушке и т. п.). Но когда прядильное волокно получено, для мастера безразлично шерсть это, лен или хлопок – процесс прядения и ткачества для всех видов волокон одинаковый.

   Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, пряслицы и собственно прялки.  Перед началом работы прядильное волокно прикрепляли на какой-нибудь воткнутый сук или палку с развилкой (позже этот сучок заменили доской, которая и получила название прялки). Затем мастер вытягивал из клубка пучок волокон и присоединял к особому приспособлению для скручивания нити. Оно состояло  из палочки (веретена) и пряслицы (в качестве которой служил круглый камешек с дырочкой посередине). Пряслица насаживалось на веретено. Веретено вместе с прикрученным к нему началом нити приводили в быстрое вращение и тотчас отпускали. Повиснув в воздухе, оно продолжало вращаться, постепенно вытягивая и скручивая нить. Пряслица служила для того, чтобы усилить и сохранить вращение, которое иначе прекратилось бы через несколько мгновений. Когда нить становилась достаточно длинной, мастерица наматывала ее на веретено, а пряслице не давала растущему клубку соскользнуть. Затем вся операция повторялась.  Не смотря на свою простоту, прялка была удивительным завоеванием человеческого ума.  Три операции – вытягивание, кручение и наматывание нити благодаря ей объединились в единый производственный процесс. Человек получил возможность быстро и легко превращать волокно в нить. Заметим, что в позднейшие времена в этот процесс не было внесено ничего принципиально нового; он только был переложен на машины.

После получения пряжи мастер приступал к тканью. Первые ткацкие станки были вертикальными. Они представляли собой два вилообразно расщепленных вставленных в землю бруска, на вилообразные концы которых поперечно укладывался деревянный стержень. К этой поперечине, помещавшейся настолько высоко, чтоб можно было стоя доставать до нее,  привязывали одну возле другой нити, составлявшие основу. Нижние концы этих нитей свободно свисали почти до земли. Чтобы они не спутывались, их натягивали подвесами. Начиная работу ткачиха брала в руку уток с привязанной к нему ниткой (в качестве утка могло служить веретено) и пропускала его сквозь основу таким образом, чтобы одна висящая нить оставалась по одну сторону утка, а другая – по другую. Поперечная нитка, например, могла проходить, то поверх первой, третьей, пятой и т.д.  и под низом второй, четвертой, шестой и т.д. нитей основы, то наоборот. Такой способ тканья буквально повторял технику плетения и требовал очень много времени для пропускания нити утка то поверх. То под низ соответствующей нити основы. Для каждой из этих нитей необходимо было особое движение. Если в основе было сто нитей, то нужно было сделать сто движений для продевания утка только в одном ряду. Вскоре древние мастера заметили, что технику тканья можно упростить.

Действительно, если бы можно было сразу поднимать все четные или нечетные нити    основы, мастер был бы избавлен от необходимости подсовывать уток под каждую нить, а мог сразу протянуть ее через всю основу: сто движений были бы заменены одним! Примитивное устройство для разделения нитей - ремез было придумано уже в древности. Поначалу ремезом служил простой деревянный стержень, к которому через один крепились нижние концы нитей основы (так, если четные привязывались к ремезу, то нечетные продолжали свободно висеть).Потянув на себя ремез, мастер сразу отделял все четные нити от нечетных и одним броском прокидывал уток через всю основу. Правда при обратном движении утка вновь приходилось поодиночке проходить все четные нити. Работа ускорилась в два раза, но по-прежнему оставалась трудоемкой. Однако стало понятным в каком направлении вести поиск: необходимо было найти способ попеременно отделять то четные, то нечетные нити. При этом нельзя было просто ввести второй ремез, потому что первый становился бы у него на пути. Тут остроумная идея привела к важному изобретению – к грузикам на нижних концах нитей стали привязывать шнурки. Вторые концы шнурков крепились к дощечкам-ремезам (к одному – четные, к другому – нечетные). Теперь ремезы не мешали взаимной работе. Потянув то за один ремез, то за другой, мастер последовательно отделял то четные, то нечетные нити и перебрасывал уток через основу. Работа ускорилась в десятки раз. Изготовление тканей перестало быть плетением и сделалось собственно ткачеством. Легко видеть, что при описанном выше способе крепления концов нитей основы к ремезам с помощью шнурков, можно использовать не два, а более ремезов. Например, можно было привязывать к особой дощечке каждую третью или каждую четвертую нить. Способы переплетения нитей при этом могли получаться самые разнообразные. На таком станке можно было ткать не только миткаль, но и киперную или атласную ткань.
http://www.proza.ru/2010/11/25/323

   В последующие века в ткацкий станок вносились различные усовершенствования (например, движением ремезов стали управлять с помощью педали ногами, оставляя руки ткача свободными), однако принципиально техника тканья не менялась вплоть до 18 века. Важным недостатком описываемых станков было то, что, продергивая уток то вправо, то влево, мастер был ограничен длиной своей руки. Обычно ширина полотна не превышала  полуметра, и для того, чтобы получить более широкие полосы, их приходилось сшивать.

«Первобытное общество» http://www.proza.ru/2013/07/18/296

Хронология великих изобретений http://www.proza.ru/2011/03/26/354


Рецензии
Константин, в исландских сагах часто упоминается трёхлокотное сукно (то есть около полутора метров шириной). Такая ширина как раз удобна для шитья цельно-кроеных платьев и плащей. Каким образом его изготовляли при той же длине рук?

Второй вопрос. в Библии говорится, что копьё у Голиафа было толстое, как навой у ткача. Что такое навой, и когда он появился?

Поискал в интернете слово ремез. Нашёл только птицу с таким названием.

Рассматривая в музее ткацкие станки нашёл устройство - пластину, где круглые дырки чередуются с прорезями 20 см длиной. Понимаю, что чётные нити проходили через дырки, а нечётные через прорези. Двигая такую пластину можно было смещать чётные нити (которые в дырках) и оставлять неподвижными нечётные (которые в прорезях). Механизм прост и понятен. Изготовить такую пластину тоже легко. Нужно заполнить деревянную раму тонкими рейками с дырками посредине. Промежутки между рейками будут прорезями.

Может быть, это и есть ремез?

Михаил Сидорович   23.04.2025 18:22     Заявить о нарушении
Михаил, добрый день!
Я уже давно писал этот текст, и с тех пор к технике ткачества не обращался.
Однако, забил сейчас в Интернете "ремез ткацкий", "навой" и ответы прилетели.
Да, примитивный ремез именно таков, каким я его описал в очерке 20 лет назад. Никакой ошибки. Что касается навоя, то это вал, на который наматывалась основа ткани в ткацком станке. Это уже более совершенное устройство. Я до таких тонкостей тогда не добрался.
Но все равно приятно, что вы вспомнили о моей страничке. Вы были для меня когда-то одним из самых интересных собеседников на этом сайте.
Удачи вам!

Константин Рыжов   23.04.2025 20:23   Заявить о нарушении
Вам тоже удачи.

Теперь такая идея. А что если челнок примитивного ткацкого станка сделать длинным.

Тогда его можно будет засовывать в зев станка с одной стороны и за другой конец вынимать с другой стороны. При этом можно ткать ткань любой ширины. И длина рук не имеет значения.

Берём палку круглого сечения, оба конца заостряем, вблизи одного конца, назовём его задним концом, делаем циркулярное углубление.
Палку тщательно полируем, чтобы не цеплялась за нитки. Нить наматываем на палку в зоне углубления. Последний тур нитки переворачиваем, чтобы нитка не разматывалась.
Смещаем ремез. В открывшийся зев просовываем палку, так чтобы оба конца торчали с двух сторон полотна. Движениями вверх-вниз прибиваем предыдущую нить утка. Потом продёргиваем палку, вынимаем её с другой стороны.
Отматываем нужную длину нити, чтобы хватило на следующий ряд. Снова качаем ремез уже в другую сторону. В открывшийся зев просовываем наш длинный челнок, прибиваем предыдущую нить утка. и т.д.

Ширина ткани ограничивается только размером помещения в котором стоит станок.

Михаил Сидорович   24.04.2025 07:34   Заявить о нарушении
Мне кажется, идея плодотворная. Надо посмотреть в книгах по истории ткачества. Вполне возможно, что она была реализована до того, как начали ткать на горизонтальных станках.

Константин Рыжов   24.04.2025 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.