Перуновы узлы 3. Летописец

1.

Как мне, рабу божиему, вечному иноку  всё это в ум взять? Беру перо в руку, а мыслями совсем не там, где надобно бы.  Далече блукает разум мой, разбредаясь смиренными поломниками на четыре стороны света. И  блазница мне - поломники те и у стен Иерусалима, и в далекой Индии, а то возмечтаю себя древним греком или славным римлянином.То возомню себя в граде, уставленном соборами с крышами как шила, коих не утаишь в голубом мешке неба, или  у ступеней китайского храма с драконами вместо охлупней. Как в волшебном сне пребываю. 

 Струится песок в стеклянных колбах часов, перебирая песчинки, аки монах чётки. Бесовские мысли лезут в голову. Оплывает, слезясь, свеча. Время то ползет черепахой, то мчится оперённой стрелой, не ведая пределов. Собственную тень на стене принимаю за  царя Ирода. Прикорну на топчанчик – и переношусь в страны невиданные,  времена стародавние. Сны с явью путаются. А намедни у знахарки Меланьи  зелья принял, так  и вовсе отлетел  в пределы неведомые. Глянул на неё, а то не она, а   - царица   Савская. Недаром,знать, баяла: примешь отвару, побывашь  и во временах давно минувших, о коих знаем токмо по преданиям старины, и в странах нехоженых. И как в воду глядела, ведьма. Не даром  бесноватый, как застоялый жеребец, канонник  к ней присматривается, докладывает епископу,   глаголя про её проделки. Но не католик я-православный. А ведьма эта мне про своих недругов литовских поведала. Объявили они охоту на болезную, слухи распускают, что она по деревням коров портила, посевы ржи изводила приговорами да бесплодила тамошних баб. Ну а уж бредни про полёты на метле при помощи обмазывания телес жиром младенцев-обычное дело. Начитались иезуиты Шпрингера с Интситорисом...

Да и я -грешен, не скрою. Даже стеклянные колбы, пережатые в осерёдыше осиной талией и те кажутся не подобающим немалым годам моим  образом призрачной девы. Танцует дева, кружа  юбками, похохатывает, звеня монистами.   

Шибко много начитался я манускриптов да кож исписанных  уставным письмом. 
Сбивают с толку все эти «аше» «оше», юсы с ерами глаза застят, голос архиерейя ерихонской трубой возглашает «Отче наш!» - и рушатся стены Илионские моих грез, а  хотелось бы мне писать обычливым языком, каким изъясняется люд на ярмарках.

Рука ведет «глаголоаше же», а в ушах  звучит  «бають», «гуторят», «балабонять». Мамин  разливистый  голос зовет, напевая о подвигах богатырей, красной деве в когтях  огнедышащего змея,  набаюкивает о говорящих зверях и исполняющих желания рыбах. Татарин, не спеша выпустить из  толстых пальцев серебряную монету, торгуется за отрез льняного полотна, перемежая исковерканные русские слова с неведомыми. Чухонец, оглаживая  бобровый мех,  напевно толдычит по- своему.  Каркают промеж собой вороньим граем, два надутых купца из Гамбурга. Как выразить все это?

2.
А никак!И вышел я с ярмарки, перекрестясь на купола. И пошёл по дороге мимо кладбища, где вчера ещё отпевали подавившуюся рыбьей костью тётку . И пришёл я к Меланье на край болота в её избушку , где , входя, головой об косяк так стукнулся,што звёзды из глаз- и свет померк. Очнулся- лежу на лавке да не под образами, а под калядочными рожами-Козлом , Медведем да Бараном.
-А ты испей, милок, взвару трав! - подносит мне знахарка к губам глиняну кружку.
Глотнул я разок -другой -и все поплыло перед очами, завертелось, как ворот колодезя. И стал я падать в бездонну ямину- на самоё её дно.

 Но не упал, а плавно встал на ноги. Смотрю- поляна. Посередь поляны истуканы -Перун,Велес да Макош-матерь..
 Неуж, думаю, ведьма перенесла меня в заповедные дебри, куда не ступала ещё нога проповедника слова Христова и где попрятавшиеся по лесам волхвы всё ещё творят свои непотребства? А сам осеняю себя крестным знамением да в кармане рясы Псалтирь шарю.
- А меланья -то берёт меня за руку и говорит:
- Погляди -ка на меня, инок - што видишь!
Глянул я -и вижу не ведьма-знахарка передо мной, а красна девица-власы по плечам -и в Евином обличии.
 Понимаю-грех! Всё снадобие ейное, с ничо поделать собой не могу. Нет моих силов! Выпустила рука моя Псалтирь - он и провалился на дно кармана.
- Сними крестик -то! - поёт болотная дева, мы с тобой как Адам и Ева -в раю будем...
 И цап-царап крет мой нательный. Но не тут -то было. Ожглась! Отдёрнула руку , но виду не подаёт.
- Пойдём,-говорит , поклонимся нашим древним богам.
 Глядь - а в руке у неё курица трепыхается.
-Прежде -то мы младенцами богов ублажали, а теперь попы не дают. Хотя чо они понимают в аппетитах духов потусторонних.

И подходит она к истукану перуна , рунами испещрённому ...


Рецензии
Все это очень любопытно, Юрий! Забывать свое, своих не потребно. Есть и у меня на эту тему несколько вещиц. Удачи вам!

Александр Грунский   01.04.2023 11:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.