Художник и два поэта. Перекресток судеб
Должность вице-президента академии занимал до 1872 г.
В Академии художеств князь пользовался огромным влиянием, потому что благоволившая к нему великая княгиня Мария Николаевна всегда шла на поводу у Гагарина. Злые языки даже рассказывали, что князь был безответно влюблен в дочь и сестру императора, которая хотя и не отвечала взаимностью, но ценила и уважала своего титулованного и сверх меры талантливого поклонника.
Григория Гагарина называли художником от Бога, принцем кисти и карандаша. Одинаково виртуозно, быстро и точно он создавал портреты своих друзей и сослуживцев (а порой и карикатуры), делал бытовые зарисовки, писал пейзажи и батальные полотна, а также стремился запечатлеть жанровые сцены своего времени
«Кавказские типы» Гагарина давно стали классическими изображениями, а наскоро сделанные зарисовки балов и великосветских вечеров уже полтора столетия украшают исторические монографии и энциклопедии.
Душу князя Г. Гагарина волновало многое – будь то каналы Венеции, произведения Байрона и Лермонтова, пестрые улицы Москвы, религиозные или исторические сюжеты, лики прекрасных дам, горы и обитатели Кавказ. Он много путешествовал и все увиденное старался запечатлеть на холсте, так как мы сейчас это делаем с помощью фотоаппаратов. Как архитектор и художник он особенно проявил себя при росписи Сионского собора в Тифлисе, построил и расписал церковь в Хасавюрте (Дагестан); церковь в Кутаисе, церковь в Мухравани, Грозном, Боржоме, Алагире, Ейске, Темир-Хан - Шуре (ныне Махачкала); Екатеринодаре.
Кроме того им написаны иконы для дворцовых церквей Великой Княгини Mapии Николаевны (1856) и принца Ольденбурского в Петербурге, а также, как уже упоминалось, в церкви его имения в Сучках…
Свыше двух тысяч акварелей, рисунков, картин - таково его творческое наследие. Его произведения хранятся не только в Русском музее, но и в Третьяковской галерее, музее А.С. Пушкина, Тверской областной картинной галерее.
Для нас особое значение имеет и тот факт, что на жизненном пути Григория Григорьевича, как перекрестке карачаровского парке, сошлись, правда, в разное время творчество и судьбы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
9 ноября 1832 Григорий Григорьевич писал матери: «Я познакомился с Пушкиным-автором. Мы в очень хороших отношениях. Я ему рисую виньетки для «Руслана и Людмилы».
Одновременно в дневниковых записях А.С. Пушкина появляется:
Ок.9 ноября – знакомство с кн. Г.Г. Гагариным, чиновником мин-ва ин.дел и художником, который будет иллюстрировать стихи (Руслан и Людмила и др).
Подчеркиваем – иллюстрирование произведений А.С.Пушкина было безвозмездным.
В конце 1830 года Григорий Гагарин сблизился с Михаилом Лермонтовым, чьи произведения тоже иллюстрировал. В 1839 г. Гагарин Г.Г. отправился на Кавказ, где принимал личное участие в делах против горцев В 1841 году Гагарин получил орден "В награду личной храбрости и хладнокровного мужества". Николай I приказал зачислить его в гусарский полк поручиком.
Известно совместное произведение М.Ю. Лермонтова и Г . Г . Гагарина,изображающее один из эпизодов сражения при реке Валерик 11 июля 1840 г.
Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. под изображением рукой Г. Гагарина выведено по-французски: (рисунок Лермонтова , раскрашенный акварелью мною во время моего выздоровления в Кисловодске). В рисунках Гагарина много подкупающей простоты, естественности, легкости и изящества; как было справедливо отмечено одним из первых исследователей творчества Гагарина , «улыбка жизни играет в его рисунках».
1841 год, Пятигорск. Лермонтов, Гагарин и их товарищи молоды, и не только военные действия заполняли их время.
Чтобы хоть как-то скрасить однообразную жизнь на Водах, молодые люди устраивали игры, пикники, балы. Лермонтов был, что называется, заводилой. Для приезжей молодёжи среди прочих был открыт дом генерала Верзилина.
Лермонтова, как и других молодых людей, в дом Верзилиных привлекали три молодые барышни: Эмилия - 26 лет, Аграфена - 19 и Надежда - 15. Особенно заинтересовала поэта старшая сестра Эмилия Александровна.
Один из современников вспоминал: "Лермонтов с первого дня появления в доме Верзилиных оценил по достоинству красоту Эмилии Александровны и стал за ней ухаживать. Марья Ивановна (её мать) отнеслась к ухаживанию за её старшей дочерью с полной благосклонностью, да и сама m-lle Эмилия была не прочь поощрить его искательство".
Но вдруг девица переменила фронт, она предпочла Лермонтову Мартынова. С этого времени, а именно с конца июня, стали появляться одна за другой эпиграммы, написанные Лермонтовым в адрес Мартынова.
Был ещё один повод для обид Мартынова. Это - альбом карикатур и шаржей на разных людей из компании Лермонтова. Но больше всего рисунков было посвящено Мартынову.
В злополучный вечер 13 июля 1841г. в доме у Верзилиных произошла ссора, закончившаяся так трагически для поэта.
По рассказу Эмилии Александровны, Лермонтов обратился к ней по-французски: "m-lle Эмилия, прошу Вас на один только тур вальса, последний раз в моей жизни", "Ну уж так и быть, в последний раз, пойдёмте". М.Ю. дал мне слово не сердить меня больше, и мы, повальсировав, уселись мирно разговаривать: Ничего злого особенно не говорили, но смешного много».
Мартынов, наблюдая это со стороны, побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом, он подошёл к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: "Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах", на что Лермонтов спросил: "Что ж, на дуэль что ли вызовешь меня за это?", Мартынов ответил решительно: "Да!" - и тут же назначил день.
В июле 1841 г. Григорий Григроьевич не был свидетелем дуэли или смерти Лермонтова, поскольку его не было в Пятигорске. Попав снова в Пятигорск, возможно, осенью 1841 г., художник сделал серию рисунков, зафиксировав многих лиц, причастных к дуэли Лермонтова с Мартыновым.
Эти рисунки можно назвать расследованием обстоятельств дуэли князем Гагариным.
На фото - картина, избражающая эпизод сражения при Валерике. Приписано по-французски:"Рисовал Лермонтов, раскрашивал акварелью Гагарин"
Свидетельство о публикации №210112500584